Старинное село (ныне - деревня) Усвятье, стоящее на Старой Смоленской дороге, ведущей из Москвы, раскинулось по холмам Смоленско-Московской возвышенности по левобережью небольшой речки Ужа, левого притока Днепра. Деревня находится в географическом центре Смоленской области, в современных её границах, о чём повествует обелиск, установленный около деревни.
Первое упоминание о селе Усвятье относится к 1621 году. По местному преданию, название восходит к святому роднику, называемый местными жителями Святым ручьём. По преданию, на этом месте некогда стоял храм, который ушёл под землю. Рассказывают, что в ясную солнечную погоду можно услышать звон его колоколов. Святой ручей почитается целительным и чудотворным. Выбивается он в глубоком овраге левого склона р. Ужи, в урочище Пески, что в 1,4 км юго-западнее села. 16 марта 2020 года святой источник был освящён митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором. У родника построена купель.
С древних времён в селе стоял храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, или, как его в народе называли, "Иван Святой". Владельцами Усвятья в первой половине XVII века были бояре Салтыковы. В их родовом имении Бизюково, находящееся в 5 верстах к северо-востоку от Усвятье, наследниками боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне, в начале 1640-х годов был основан Бизюков Крестовоздвиженский мужской монастырь. После того, как один из основателей монастыря Фёдор Михайлович Салтыков в 1648 году принял монашеский постриг, всё своё имение, включая село Усвятье, он отписал монастырю, который владел селом до секуляризационной реформы 1764 года.
В 1803 году Бизюков Крестовоздвиженский монастырь упраздняют, храмы обители становятся приходскими, а его деревянный надвратный храм Георгия Победоносца, построенный в 1726 (по другим сведениям - в 1729) годах, перевозят в село Усвятье, на место прежней деревянной Иоаннопредтеченской церкви. На новом месте бывший монастыпский храм получает новое посвящение в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и становится приходским.
Храм представлял собой разновременную постройку, обшитую тёсом. Более ранняя часть - основной объём, в основании которого лежит крещатый сруб, составленный из четырех прямоугольных срубов со скошенными углами, рубленных "в лапу". Стены прорезаны небольшими высоко размещёнными окнами. В отличии от северного типа крещатых церквей, в этом храме все прирубы доведены до одной отметки - начала высокой двухскатной кровли, которая на торцах переходит в вальмовую. По центральной оси основного объёма поставлен восьмерик светового барабана с вертикальной обшивкой, завершённый куполом, на который поставлена луковичная глава, стоящая на шее с воротничком. К западу от основного объема располагалась рубленная, видимо, в период воссоздания храма на новом месте (нач. XIX в.), низкая трапезная под клинчатой кровлей. С запада к ней примыкала поздняя (по всей видимости, конца XIX - начало ХХ веков) колокольня, выполненная в виде высокой крупной клети с низким ярусным завершением, на которую поставлен шпиль. Небольшое западное крыльцо под двухскатным навесом завершает эту постройку.
В 1894 году в селе была построена вторая, зимняя, небольшая кирпичная церковь свт. Николая Чудотворца, а деревянный храм использовался только в летнее время. Приход был закрыт вскоре после 1917 года.
В 1920-е годы Пётр Дмитрович Барановский перенёс деревянный храм на территорию Болдина Троицкого мужского монастыря, где в то время организовывался музей. В 1930-х годах церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была разобрана. Каменный храм был разрушен во время боевых действий в годы Великой Отечественной войны.