ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Суши. Церковь Михаила Архангела.


Суши. Церковь Михаила Архангела
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Михаила Архангела
Год постройки:Между 1728 и 1733.
Адрес:
Кировская область, Вятско-Полянский район, Суши

Координаты: 56.324276, 51.095892 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Церковь Михаила Архангела, Михаило-Архангельская церковь с. Суши. Начало ХХ века. Фото из Вятскополянского исторического музея. http://vpkraeved.narod.ru/utrata/suschy.htm<br>, Суши, Вятско-Полянский район, Кировская область
Михаило-Архангельская церковь с. Суши. Начало ХХ века. Фото из Вятскополянского исторического музея. http://vpkraeved.narod.ru/utrata/suschy.htm
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  11 мая 2023

По официальным документам, Михайло-Архангельская церковь, что стояла в селе Суши Вятскополянского района была построена в 1733 году и освящена 16 января. При разборке храма было обнаружено закладное бревно, на котором топором высечено «одна тысяча пятьсот», но, к сожалению, последние цифры не читались, так как от времени бревно сильно погнило. Из этого можно сделать вывод, что данная церковь ровесница (а может быть и старше) нашего города. Известно, что преподобный Трифон Вятский в 1595 году благословил переехать старцу Мисаилу с 15 монахами из монастырской вотчины села Суши, и с этой группки молитвенников, тружеников и просветителей возник наш город.

Село Суши, некогда крепкое и богатое, постепенно пришло в упадок. Храм был закрыт, и его приспособили под зернохранилище, клуб, а затем здание бросили на произвол судьбы.

21 марта 1991 года Вятскополянский райисполком принимает решение о передаче храма на баланс общины Никольского собора с условием реставрации здания на месте, но этому решению воплотиться в жизнь не случилось. На сельском сходе приняли решение, что храм сельчанам не нужен и, отказавшись от него, согласились на перевоз церкви в город Вятские Поляны.

18 апреля 1998 года правящий архиерей владыка Хрисанф благословил перенос храма в город.

14 января 1999 года вятскополянская городская дума вынесла решение «о выделении земельного участка под переносимый храм в районе городского кладбища.

24 марта 1999 года храм в разобранном виде был перевезен, и начались реставрационно-восстановительные работы.

Сегодня проходит служба в нижнем храме, освящённом в честь святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Верхний храм в честь архистратига Божия Михаила ремонтируется.

В недалеком будущем уникальный храм, построенный без единого гвоздя, обретет свой первоначальный вид и верится, что еще не одно столетие будет радовать своей красотой жителей и гостей города, а молитва будет до скончания века.

https://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела_Михаила_(Вятские_Поляны)


Марина Зуйкова  31 мая 2023

Первое найденное письменное упоминание о церкви содержит дату 20 июля 1728 года. Она содержится на благословенной грамоте казанского митрополита Сильвестра на открытие прихода и строительство деревянной церкви в Сушах. Согласно этим документам, весь 1729 год ушел на отбор и заготовку бревен для церковного строения. В июле 1731 года начали готовить сруб (есть легенда, что эта работа была выполнена в селе Старый Бурец, потом бревна сплавили по р. Вятке), а в следующем году деревянная церковь ноябрю, в канун Михайлова дня, была уже готова. Это была церковь "клетского" типа с прямоугольным срубом, поставленным на пни. Отопления в ней не было. Основной и практически единственный плотницкий инструмент, который использовался строителями - это топор. Мастер Лазарь, руководивший строительством, по преданию был похоронен впоследствии тут же, рядом с церковью.

16 января 1733 года деревянный храм был освящен в честь защитника русского воинства Архистратига Михаила. Около 1739 года была срублена отдельно стоящая деревянная колокольня, которая простояла почти сто лет, после чего из-за ветхости её разобрали. В 1838 году вятский архиерей Нил дал разрешение на ремонт церкви и восстановление колокольни.

В церкви проводились венчания, молебны перед отправкой рекрутов на воинскую службу, службы во время престольных праздников. В 1933 году церковь закрыли, то есть она действовала ровно 200 лет.Сначала здание церкви использовалось как сельский клуб, потом здание было переоборудовано под колхозный склад. Ограда была разобрана, кустарники вырубили, могилы сровняли с землей. Впоследствии, в 1960 году церковь была признана памятником деревянного зодчества 18 века. Однако еще долгое время находилась в страшном запустении, без должного присмотра и охраны.

В мае 1998 года прошёл сход жителей села, на котором единогласно было поддержано предложение сохранить уникальный памятник зодчества и просить департамент культуры дать разрешение на перенос церкви в город Вятские Поляны.Храм является одним из самых древних среди деревянных церквей на Вятской земле. Таких сохранилось немного: Михаило-Архангельская надвратная церковь мужского монастыря в городе Слободском, построенная в 1610-1614 годах, Никольская церковь на реке Моломе, построенная в 1667 году, Никольская церковь в Нижнем Починке Опаринского района (1717 г.) и церковь в селе Суши, освящённая в 1733 году.

Весной 1919 года село оказалось в гуще событий Гражданской войны. Здесь находился штаб колчаковских войск, пытавшихся захватить железнодорожный мост через реку Вятку. Во время наступления Красной Армии в мае 1919 года село было обстреляно из артиллерийских орудий с противоположного берега, в результате половина села сгорела от пожара. При этом обстреле церковь чудом уцелела, в неё не попал ни один снаряд.В церковный приход входили все окрестные деревни (Большой и Малый Матан, Дым-Дым-Омга, Казань-Омга, Удмуртское Собакино, Сухая Река, Шемак и др.).

Сушинская церковь сыграла большую роль в приобщении местного населения к духовной культуре. При этом священники терпимо относились к языческим обрядам, бытовавшим у удмуртского населения. В начале XX века общие моления во время Пасхи на священной поляне Быдзым-куа происходили уже с участием священника, перед иконой, с чтением христианских молитв.

https://vp-museum.ru/pamyatnye-mesta-vyatskikh-polyan/item/mihajlo-arhangelskaya-cerkov



Комментарии и обсуждение


Материал из энциклопедии "Вики-Поляны" Михаило-Архангельская церковь в селе Суши

29 декабря 2024, Сергей Зубарь.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.