Село Одноушево имело и второе название: Вершки. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства.
Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева.
В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.
В приходе находились 11 селений с 80 дворами, в них 450 мужчин и 572 женщины. Приходские селения от церкви располагались в радиусе 6 верст по обеим берегам реки Светицы. В четырех деревнях имелись часовни. Рядом с селом Одноушево стояла и деревня с одноименным названием. В 1870 году в с. Одноушево в 24 дворах проживали 66 мужчин и 67 женщин, в 1897 году – 9 мужчин и 15 женщин, а в 1907 году в четырех домах – 15 человек.
Описание внутреннего и внешнего интерьера часовен было сделано Б.И. Дунаевым при обследовании памятников деревянного зодчества в Солигаличском уезде в начале XX века: «…Еще до настоящего времени сохранились те примитивы часовенного строительства, из которых развились нынешние часовни, в виде особо обделанных пней или нескольких столбов с маленькой двухскатной крышей. В дальнейшем часовня представляла собой четвериковый сруб с крышей на четыре ската; бревна такого сруба обыкновенно тешутся, а по углам гладко срезываются; для прочности стены часовни иногда обшивают тесом. Вход в такую часовню всегда бывает один; над ним в некоторых из них устраивается крыльцо,- сперва примитивное в виде двух столбов, поддерживающих крышу, а потом появляются боковая перильца с балясинами или с фигурочными вырезными досками.
Чтобы отгородить святое место, вокруг часовни обносят пряслом, которое затем превращается (особенно в деревнях) в ограду на манере палисадников. Для увеличения емкости часовни вокруг нее строят галереи с простыми или фигурчатыми столбами; у некоторых часовен этого типа вход на галереи устраивается непосредственно с земли, – у других же крыльцо сохраняется. Часовенные кресты, обыкновенно с небольшой главкой, вырастают чаще всего непосредственно из крыши, но встречаются и такие часовни, где переход от крыши к кресту выражается в виде шестигранного шатра или различных комбинаций четвериков и восьмигранников. У некоторых часовен крыша сруба отделяется от крыши галерейных пристроек; причем весьма редко встречается тип с высоким двускатным покрытием.
Четвериковая часовня, усложняясь, развертывается в восьмерик, который также последовательно разнообразится типами: без крыльца, с крыльцом и с галереями. Соединяя четверик с восьмигранником, часовенные мастера давали особый смешанный тип с шатровым восьмигранным покрытием…
…Хотя старые формы часовенного строительства еще живы в своем разнообразии, но все же старая часовня умирает: её заменяет «безвкусная» каменная часовня или же и деревянная, но новейших форм – «беседочно-павильонного характера». Эти последние уже являются отражением столичного влияния…»
По материалам: https://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/412.php; Дунаев Б.И. Деревянное зодчество северо-востока Костромской губернии. - М., 1915. С.3-4.