ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Одноушево. Церковь Трех Святителей Московских.


Одноушево. Церковь Трех Святителей Московских
Церковь. Не действует.  
Престолы:Трёх Святителей Московских , Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы
Год постройки:1775. Расширена в 1872.
Адрес:
Костромская область, Солигаличский район, Одноушево

Координаты: 59.16965, 42.269567



Церковь Трех Святителей Московских, , Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, , Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, Столярные заполнения окон<br>, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Столярные заполнения окон
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, Столярные заполнения окон<br>, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Столярные заполнения окон
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, , Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
АннаК
11 марта 2011
Церковь Трех Святителей Московских, Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Известия ИАК 1909 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 января 1909
Церковь Трех Святителей Московских, Фото  начала XX века из фотоархива ИИМК РАН. Автор С.А. Орлов<br>, Одноушево, Солигаличский район, Костромская область
Фото начала XX века из фотоархива ИИМК РАН. Автор С.А. Орлов
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  26 января 2017

Трехсвятительская с. Одноушево каменная, с каменной колокольней. Холодная церковь построена в 1775 г., а теплый придел пристроен к ней в 1872 г. на средства прихожан и пожертвования. Вокруг церкви каменная ограда, внутри коей кладбище. Престолов 3: в холодной а) во имя трех святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы, в теплой б) правый во имя святит. Николая Мирликийского, в) левый в честь Благовещения Богородицы. Селение Одноушево, состоящее в приходе сей церкви, есть родина Святителя Московского Ионы.

Расстояние от Костромы 210 в., от Солигалича 10 в. Ближайшие церкви: Троицкая Богородицкого Феодоровского монастыря в 9 в., Сретенская в Зашугомье в 12 в., Троицкая Зашугомья в 15 в. и Христорождественская с. Великова в 20 в.

http://www.old-churches.ru/so_010.htm

Село Одноушево имело и второе название: Вершки. Оно было центром старинной вотчины московских митрополитов, а потом патриархов. В жизнеописании московского митрополита Ионы, который родился в Одноушеве, село упоминается в 1461 г., в год смерти Ионы. Хорошо известна роль святителя Ионы в создании централизованного русского государства. Во время междоусобной войны Москвы с Галичем в середине XV века Иона был посредником и сторонником объединения русских княжеств. В 1527 г. московский великий князь Василий Иванович дал московскому митрополиту жалованную грамоту на владение Соли-Галицкой варницей и пустошами у Одноушева.

В 1628 г. в сельце Одноушеве построили деревянную церковь во имя Трех Святителей, а в 1775 г. на ее месте построили каменную Трехсвятскую церковь. Жизнь одноушевской вотчины контролировалась конторой русского патриарха, особенно следившего за нравственностью своих крепостных и служивых. В 1704 г. в челобитной на имя Петра I церковный староста села Одноушева писал: «...поп церкви Фадеев взял церковные ключи, ризы, утварь и детей своих держит причетниками, а он поп Фадеев двоеженец и взят был в Солигалич в губную избу и высидел шесть недель». Неизвестно, какое решение принял царь по этому челобитью. В XVIII веке Одноушево было центром Вершковской волости.

https://kostromka.ru/belorukov/derevni/soligalich/412.php


Марина Зуйкова  15 января 2018

Церковь Трех Святителей. 2-я пол. 18 в., 2-я пол. 19 в.

Пример архаичной для своего времени культовой постройки, имеющей сложную строительную историю и отражающей в стилистически различном облике своих разновременных объемов консервативные особенности провинциального зодчестве 18-19 вв. Церковь расположена на кладбище примерно в полутора километрах на северо-запад от села, известного как родина крупнейшего церковного и политического деятеля 15 в. митрополита Ионы, при котором московская митрополия фактически стала независимой от константинопольских патриархов. Согласно жалованной грамоте великого князя Василия III, село с 1527 г. являлось вотчиной московских митрополитов, потом патриархов. Деревянная церковь, посвященная Трем святителям московским — Алексию, Петру и Ионе, впервые упоминается здесь с 1628 г. Ныне существующая церковь того же посвящения построена в 1775 г. В 18 в. здание имело несимметричную, более характерную для предшествующего столетия композицию, состоявшую из храма с апсидой, небольшой трапезной с южным Никольским приделом и колокольни, причем последняя, судя по своим архитектурным формам, была сооружена несколько позднее основного объема. Во 2-й пол. 19 в. на средства прихожан была предпринята капитальная перестройка здания, значительно изменившая его облик. Сначала были перестроены апсида храма и трапезная с южным приделом, а вслед за этим с северной стороны выстроен новый Благовещенский придел, освященный в 1872 г. Тогда же, очевидно, нижний ярус колокольни был обложен снаружи новым кирпичом. Территорию кладбища окружала кирпичная ограда, построенная в кон. 19 в. При церкви существовали дом причта и церковно-приходская школа.

В настоящее время симметрию осевой композиции кирпичной, покрытой снаружи известковой обмазкой церкви нарушают лишь несколько отличающиеся по габаритам и конфигурации апсид приделы трапезной. Основной объем представляет собой двусветный пятиглавый четверик, боковые фасады которого частично закрыты скругленными апсидами приделов трапезной. Примыкающая с востока пониженная пятигранная апсида несколько уже храма; трапезная, ориентированная по поперечной оси здания, — значительно шире, причем ее северный придел заметно превышает по размерам южный. Над алтарями обоих приделов возвышались главки на двухъярусных кирпичных барабанчиках. Массивная трехъярусная колокольня с низким нижним ярусом и столпообразными четвериками верхних по своим пропорциям вполне соответствует эпохе барокко, однако ее декор крайне лаконичен, а завершение традиционным для предшествующего столетия граненым кирпичным шатром со слухами выглядит почти нелепо.

Боковые фасады четверика храма получили сравнительно редкое композиционное решение в две оконных оси, на северном фасаде размещенных симметрично (западное окно первого света выходит ныне в интерьер позднего придела), на южном — сдвинутых к востоку. В декоре четверика воспроизведены декоративные формы 17 в., отличающиеся от прототипов упрощенным рисунком и несколько графичным характером профилировок. По верху стен проходит тонкий венчающий карниз с поясом кронштейнов, а межъярусное членение отмечено карнизом, состоящим из двух полочек. Углы закреплены парными пилястрами. Высокие окна с трехцентровыми перемычками обрамлены наличниками с полуколонками, завершенными в первом свете парными архивольтами, во втором — килевидными фронтончиками. Цилиндрические, с кокошниками в основаниях барабаны венчающего храм пятиглавия украшены аркатурными поясками. На баранах сохранились главы, обшитые кровельным железом в «шашку». Декоративное оформление апсиды и приделов трапезной выдержано в различных направлениях эклектики с характерной для 2-й пол. 19 в. огрубленной моделировкой деталей. Использование на всех объемах сходных по рисунку несложных венчающих карнизов и угловых пилястр, раскрепованных на апсиде и парных на приделах, свидетельствуют о принадлежности их к близким по времени строительным этапам. Основное различие декора заключается в формах оконных наличников, на апсиде и южном приделе тяготеющих к псевдобарочным формам, на северном приделе — трактованных в духе национального стиля. На апсиде и южном приделе окна с лучковыми перемычками имеют обрамления с ушами, каплями и полукруглыми завершениями, на северном приделе арочные окна обрамлены скромными перспективными наличниками. Раскрепованные на углах верхние ярусы колокольни обработаны большими прямоугольными нишами, в которых помещены высокие арки звона. Карнизы ярусов дополнены поясами поребрика и сухариков.

Четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом со световым кольцом барабана в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта граненым сомкнутым с распалубками сводом, переходящим в коробовый. Интерьер трапезной и приделов представляет собой единое пространство, которое, судя по сохранившимся фрагментам, было перекрыто лотковым сводом с распалубками, переходящим в апсидах приделов в коробовые своды. В нижнем ярусе колокольни четыре мощных пилона организуют внутреннее пространство в виде неравноконечного креста. Перекрытия ярусов плоские. На верхние ярусы ведет кирпичная лестница, устроенная в толще кладки северной стены. Вход на лестницу устроен на северном фасаде.

Убранство интерьера не сохранилось.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 279; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 300; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 263; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 414; Полный православный богословский энциклопедический словарь. СПб, бг. Репринт, 1992. Т. I. С. 1109; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 207-210. Архивные источники: ГАКО. Ф. 137. Оп. 2. Д. 5728.

http://svodokn.ru/object/101526545?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.