ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Черкасский Бишкин. Церковь Троицы Живоначальной.

Троїцька церква


Черкасский Бишкин. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной, Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:не позже 1803.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Украина, Харьковская область, Чугуевский район, с. Черкасский Бишкин

Координаты: 49.547487, 36.416636 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Троицы Живоначальной, Фото С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото С.А. Таранушенко, 1927 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1927
Церковь Троицы Живоначальной, Царские врата. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Царские врата. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Интерьер центральной части. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Троицы Живоначальной, Интерьер северной части. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Интерьер северной части. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Троицы Живоначальной, Крест. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Крест. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Троицы Живоначальной, Крест. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Крест. Фото С.А. Таранушенко, 1916 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1916
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1916 года. Автор С. Таранушенко<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото 1916 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1916 года. Автор С. Таранушенко<br>, Черкасский Бишкин, Чугуевский район, Украина, Харьковская область
Фото 1916 года. Автор С. Таранушенко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 декабря 2022

С. Черкасский Бишкин, Троицкая церк., постр. в 1803 г. на средства прихож.; деревян., двухпрестольн. Главный - во имя Святой Троицы, придельный - Успения Пресв. Богородицы. От Харьк. в 50 в. Почт.-телегр. конт. в г. Змиеве 15 в.

Земли усадебн. 1150 кв. саж., пахотн. 33 дес. Прихож. м. п. 1521, ж. п. 1438 д. Причта по штату полож.: священ., диак. и псаломщ. Вакансия диак. не замещается. Жалов. священ. 141 р. 12 к., псаломщ. 35 р. 28 к. Причт помещается в церк. домах. Церков.-приход. школа и земск. учил. Попечит. нет. Хутор Сухой Гомолин 5 в.

Священ. Петр Яновский 31 г. Оконч. семинар. по 2-му разр. Священ. с 1893 г., на настоящ. месте с 1896 г. Проход. должн. законоуч. церк.-приход. шк. и земск. учил. Имеет набедренник с 1898 г. Псалом. Антонин Михайловский 20 л. Из 2-го кл. дух. учил. Псалом. и на настоящ. месте с 1901 г. Церк. стар. крест. Савва Оклей с 1903 г.

Источник: "Справочная книга для Харьковской епархии" 1904 года


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 января 2024

По плану церковь (без придела) крещата. С архитектурной композицией и характером архитектурных форм церкви в Черкасском Бишкине тесно связаны композиция и формы двух одноверхих церквей с. Лимана, но в отличие от них Троицкая церковь – трёхэтажная.

В архиве церкви сохранились «Описания» 1817–1867 г.г. В старейшем «Описании» отмечено, что «церковь Троицы с приделом Успения на каменном фундаменте, крестообразная, о трёх главах, кои под кольчик устроены и гонтом покрыты. На этих трех главах кресты железные и вызлащенные поставлены. С правой стороны в приделе трапеза сводом не столь возвышенным… и небольшой главкой, на которой также железный и вызлащенный крест. В большом алтаре приделана пономарка с правой стороны, а слева ризница… Церковь вся выстлана кирпичом, а ризница вымощена дубовыми досками. Иконостас старой церкви внесен… По обеим сторонам клиросы… В приходном притворе устроены хоры… Звонница старая выстроена в двух этажах, с амбаром, гонтой покрыта, на которой утвержден архангел Гавриил».

Итак, церковь в 1817 г. была такой, как и сейчас, только покрыта была гонтом, а не железом, как теперь. Из «Описания» 1822 г. узнаем, что церковь внутри вместо кирпича выслали диким камнем. О колокольне в «Описаниях» что-то напутано: по «Описанию» 1817 г. – «колокольня старуха», а «Описание» 1822 г. говорит, что колокольня построена в 1805 г.

В «Описании» 1846 г. записано, что церковь «вся покрыта железом», а колокольня стоит ещё под гонтом. В «Описании» 1858 г. впервые записано, что церковь якобы «построена» в 1805 г. Надо полагать, что дату капитального ремонта здесь приняли за дату постройки. Там же отмечалось, что в 1824 г. церковь «в некоторых местах покрыли железом», а в 1850 г. «покрыта вся железом… внутри и снаружи окрашена», а о колокольне сказано, что она «в стенах и крыше очень обветшала». В «Описании» 1862 г. записано, что в 1859 г. «построена колокольня на каменном фундаменте, покрыта железом, обалдена извне и украшена оливковой краской». Эта колокольня и сейчас стоит на кладбище.
Как видим, авторы «Описаний» не очень соблюдали точность: раз записывали, что церковь покрыта железом в 1846 г., а второй – в 1850 г. В «Описании» 1817 г. писали, что колокольня старая, а в 1822 г. – что колокольня построена в 1805 г. Вероятнее дата, поданная Ф. Гумилевским: «построена в 1751 г., а в 1803 г. перестроена». Его «Описание Харьковской епархии» вышло в свет в 1857 г.; автор пользовался документами, которые позже погибли. Подтверждает дату 1751 г. также стиль памятки.

Срубы стен всех участков церкви и верх центра – из дубовых брусьев, а верхи притвора и алтаря – сосновые. Толщина бруса 15–12 см. Северо-восточный уголок алтаря осел и позволил увидеть, насколько тщательно и досконально пригемблированы (подогнаны) друг к другу брусья. Связаны они квадратными (в разрезе) тиблями. Внутри строения на срубах стен видны срезанные цинали. Пол и сейчас устлан камнем-плитняком. От старой гонтовой крыши остались деревянные водосливы-решетки. Во впадинах между железными крышами центра и притвора, центра и алтаря, между паламаркой и алтарем положены решётки, сбитые из двух досок. А между приделом и пономарью сохранился старый решёток, выдолбленный из целой древесины.

Внутренний пространственный объем нашей достопримечательности, соединение между собой участков решено так: при входе в притвор, прежде всего, бросаются в глаза хоры. Они расположены на высоте четырех метров от пола, на границе притвора и центра. Передний край хор частично выступает в центральный участок, остальное занимает восточную часть притвора. Пол хор опирается на брусья, соединяющие северную и южную грани сруба стен притвора на половине высоты просвета к центру и на подкосы, образованные выпущенными в центр брусьями западных граней срубов стен южного и северного рукавов. Западная часть помоста хор лежит на сволоке, запущенном в южную и северную стены притвора. Хоры частично ограничивают вид с притвора на центр и затрудняют восприятие объема самого притвора.

У алтаря, повторяющего размеры и архитектурную форму притвора, сруб стен устаивает высокую стройную шестигранную призму (высота ее равна диагонали квадрата, в который вписывается план участка). Залом, энергично снизив объем сруба стен, переходит в высокий стройный восьмерик. Второй залом переводит объем верха в верхний восьмерик. Ракурс, в котором глаз видит его стенки, значительно усиливает иллюзионную высоту как самого восьмерика, так и обоих верхних изломов. Усиливает иллюзионную высоту алтаря и система освещения. Сильнее всего освещены оба восьмерика (в них по 4 окна) и второй и третий заломы, тогда как верхний и нижний заломы, их грани формирует («лепит») смягченное рефлекторное освещение. Помогает нарастанию иллюзионной высоты алтаря также и то, что середину сруба стен прорезают его три окна, ориентированные по сторонам света. Роль пространственных ориентиров выполняют ригели. Первые врублены вверху при узких гранях сруба стен. Вторые – сплошным венчиком опоясывают верх сруба первого восьмерика. С центральным участком алтарь соединяется невысоким просветом.

В объеме сруба стен центрального участка в интерьере чувствуется превосходство поземных его размеров над высотой. Узкие грани этого сруба на высоте 6 метров от пола уступом в один брус смещены внутрь. Особенностью узких граней центрального участка является также и то, что в них прорезано по два окна в каждом: одно на высоте 1 ½ м от пола – узкое высокое; второе – почти под ригелем – круглое.

Структура верха центрального участка церкви Черкасского Бишкина, формы и пропорции его компонентов такие же, как и в алтаре, только компоненты здесь больше размерами и более четко подчеркнуто в планах восьмериков и изломов форму квадрата с отсеченными углами. К форме правильного восьмиугольника приближаются только верхние изломы. Характер освещения верха центрального участка такой же, как и в алтаре. Центральный верх разделяют два сплошных пояса ригелей: один на грани перехода сруба стен в первый залом, второй – на грани перехода восьмерика во второй залом.

С южным и северным рукавами центр соединяется просветами, вынимающими более 2/3 высоты стены. В верхней половине просвета контуры боков украшены волютами и вырезами, подражающими рокайльные раковины (ракушки), а профилированная середина завершения просвета на концах украшена резными «тюльпанами». Такое оформление просветов – одна из характерных примет церквей лиманской школы. Внизу при полу рюкзаки сруба (бочки стасидий) также обработаны в форме раковин, соединенных с волютой. К оформлению просветов в Черкасском Бишкине близко оформление просветов Михайловской церкви в Лимане. В обоих памятках над просветами прорезаны «голосники» в виде креста.

В Черкасском Бишкине кресты равнорамны с расширенными концами. Южный и северный рукава в плане не отличаются от алтаря и притвора, но срубы стен их ниже (высота их несколько больше длины плана). В срубах стен рукава имеют по три окна, как и в алтаре и притворе, только в рукавах прорезаны они чуть выше пола, чем в алтаре. Перекрыты внутри южный и северный рукава двупастящей палаткой, в которую врезаются два наклонных клина и наклонная же трапеция, которая вверху переходит в вертикальный треугольник – «дымничок».

Обмеры Успенского придела погибли (кроме плана). Поэтому мы вынуждены ограничиться словесным описанием его, используя заметки в дневнике. План придела при полу имеет форму прямоугольника с отсеченным юго-восточным углом. На высоте около 1 ½ метра над полом северо-восточный угол с помощью наклонного клина («паруса») переходит в грань сруба. Западные углы прямоугольного сруба переходят в восьмигранный залом близко от верхнего края сруба стен. В начале излома вдоль узких граней врублены четыре ригеля. Структура и форма восьмерика (с четырьмя окнами), второго и третьего (пирамидальных) изломов придела такие же, как и у алтаря.

Мастер церкви Черкасского Бишкина глубоко понимал и высоко ценил не только технические, но и художественные свойства строительного материала – деревья и блестяще оперировал ими. Разворачивая объем верха алтаря, а также центра и притвора, он больше всего внимания уделяет оформлению заломов, в которых наиболее полно можно проявить динамичность архитектурной формы. Постель каждого бруса венца сруба излома – чисто отесана, брус идеально точно прилегающий к соседним. Для мастера каждый брус не только элемент, из которого состоит плоскость грани; для него и он сам по себе имеет художественную ценность. Поэтому мастер не пытается придать плоскостям граней геометрической правильности, не вытесняет ее совсем плоской. Линия перехода сруба стен в залом или излома в восьмерик, а также боковые контуры граней – ломаные, подчеркнуто динамические. Грани излома и плоскость каждого бруса зритель видит под разными углами, а значит, и под другим освещением. В результате этого каждая грань излома выигрывает живыми вибрирующими отсветами, насыщенная широкой гаммой оттенков светотени. Каждый час эта гамма другая; меняется она также при перемещении зрителя из одного пункта наблюдения в другой. Художественный эффект такого средства построения архитектурной формы в церкви в определенной степени напоминает средства работы мозаичистов (Киевской Софии, например), которые, вдавливая в известь кубики смальты или камня под разными углами к плоскости стены, тем самым безгранично обогащали палитру красок, их тональность света.

Церковь Черкасского Бишкина построена эмоционально темпераментным, страстным мастером. Он не сторонник размеренного, спокойного, рассудительного архитектурного «рассказа». Ему более по душе динамичные архитектурные формы с подчеркнутыми, отмеченными отдельными участками. Его композиционные средства подвижны, иногда они могут даже показаться несколько неуравновешенными. Во внешнем виде строения также ярко проявилась творческая особенность мастера. Вместе с тем здесь сказалась его осведомленность о современной каменной монументальной архитектуре. В формах внешнего облика церкви мы легко «читаем» внутреннюю структуру строения, но здесь находим также архитектурные формы, не продиктованные внутренней структурой (формы крыш над изломами, фонарь с яблоком).

Стройный корпус срубов стен церкви, объединяющий притвор, центральный участок и алтарь, имеет снаружи тянутые кверху пропорции. Его украшают отверстия трех выходных дверей. Их украшает резная (горельеф) виноградная лоза, «вырастающая» либо из кувшина (южная дверь), либо из «миски» (западная и северная дверь). Такие резные украшения косяков – тоже одна из характерных примет церквей лиманской школы.

Срубы стен южного и северного рукавов ниже сруба стен центра. Они достигают уровня пояска, обозначающего уступ внутрь коротких граней центра. Перекрыты снаружи рукава «подпоясанной» крышей; снизу – пологим пятискатным, выше – двупалым шатром с «дымничком».

Масса первого восьмерика центрального участка является тем узлом, который увязывает все компоненты строения; на него падает главная композиционная нагрузка. Переход массы центрального верха во второй восьмерик характеризуется очень энергичным движением линий и плоскостей крыши над вторым заломом. Когда масса первого восьмерика воспринимается как «кубическая», то форма второго восьмерика резко отлична, она подчеркнуто стройна, тянута вверх. Верхним заломам церкви Черкасского Бишкина, как и в Лимане, Артемовке и Верхнем Бышкине снаружи соответствуют волнистая форма крыши и фонарь над ней.

Первый восьмерик алтаря (и притвора) значительно легче центрального и подчеркнуто тянут кверху по пропорциям. Переход ко второму восьмерику алтаря не так резок, как у центрального верха. В общем массы верхов алтаря и притвора в целом хрупче массы центрального верха.

Рассматривая строение с юга или севера, мы отчетливо ощущаем композиционную увязанность масс верхов притвора, центра и алтаря. Вместе с тем подмечаем, что каждый верх наделен значительной долей самостоятельности, обособленности. Вертикальные оси верхов алтаря и притвора ритмовые не увязаны с осью центра то ли наклоном их, то смещением от своей оси по направлению к центру, то ли каким-то другим средством, как то наблюдаем в других памятниках. Просветы между верхами велики. Массы верхов алтаря и притвора «омываются» светом очень активно и тем самым увеличивают удаление их от центра, в известной степени изолируют их от него, делают все верхи тоньше на вид, стройнее.

Можно думать, что церковь Черкасского Бишкина была не единственной между деревянными церквями этого типа. Каменная Покровская церковь в Сумах, очень близко воспроизводящая формы деревянного прототипа, имеет такое же, как и церковь Черкасского Бишкина, соотношение корпуса срубов стен к верхам, масс верхов между собой. В обоих достопримечательностях одинаково трактованы формы верхов (бань). У обеих церквей тот же беспокойный, неуравновешенный силуэт строения, если рассматривать его с востока или запада. В обоих достопримечательностях значительные просветы между верхами их активно «омывает» свет, делает тоньше с виду верхи (бани), особенно алтаря и притвора. Все равно в обоих достопримечательностях верхи (бани) в определенной степени отделены. В обоих достопримечательностях ступнево нарастает изящество форм в направлении снизу вверх.

В оформлении внешнего облика церкви Черкасского Бишкина большую роль мастер придает окнам как активный элемент архитектурной композиции. Они – разные по форме и величине: прямоугольные (4×2, 6×3, 6×4) и круглые. На узких гранях сруба стен центрального участка мастер прорезает по два окна: внизу прямоугольное (4×2), над ним – круглое. В более старых трехверхих церквях ни таких широко расставленных верхов, ни сочетания в одной грани прямоугольного и круглого окон мы не встретим. Это новость, дань моде. Несложно указать, откуда пришли эти модные новости. В Андреевской церкви в Киеве, например, угловые бани такие же хрупкие по отношению к центральной, так же широко расставлены и в значительной степени обособлены; их также активно «омывает» свет, и, наконец, в Андреевской церкви широко использованы пары окон: прямоугольное внизу и круглое над ним.

Итак, в церкви Черкасского Бишкина дыхание рококо легкой дымкой окутал традиционные народные украинские формы, придав им требовательную изысканность. Теперь ознакомимся с результатами анализа мерных чертежников. Исходный размер в построении плана – длина центрального участка. План центрального участка – квадрат с отсеченными углами (точнее: ширина на толщину бруса больше длины). Южная, западная, северная и восточная грани равны длины участка.

Алтарь, притвор, южный и северный рукава в плане также квадраты с отсеченными внешними углами; сторона каждого этого квадрата равна ½ диагонали прямоугольника, составляющая южную половину квадрата, в который вписывается восьмигранник плана центра (или длина рукава плюс половина длины центрального участка равны диагонали прямоугольника, составляющую южную половину квадрата, в который вписывается план центра. Южная и северная грани притвора, алтаря и восточная и западная грани южного и северного рукавов равны ½ длины плана центра, восточная грань алтаря и все аналогичные ей грани притвора и южного и северного рукавов равны половине восточной грани плана центра.

Размеры срубов стен, изломов и восьмериков определяются размерами плана строения. Высота сруба стен центра, алтаря и притвора одинакова, она меньше длины плана центра и равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана центра. Высота срубов стенок южного и северного рукавов ниже высоты сруба стенок центра и равна диагонали западной половины плана рукава.

Рассмотрим, как компоновался верх центрального участка. Подготавливая на земле сруб первого залома центрального участка, мастер использовал шаблон-трапецию; у нее основа – длина сруба стен участка (вверху), верхняя грань равняется длине плана алтаря и высота равна ¼ высоты сруба стен участка. Сумма высоты первого излома и сруба стен равна диагонали южной половины плана центра (а также - ½ внутренней высоты центрального участка).

Размеры сруба первого излома были рассчитаны так, чтобы у первого восьмерика полная длина и ширина равнялись длине плана алтаря, а высота того же восьмерика равна ½ длине сруба стен центра (вверху). Высота восьмерика и первого излома, взятые вместе, равняется ½ диагонали квадрата, в который вписывается план центра. Сумма же высоты восьмерика, первого излома и сруба стен равна длине плана центра и притвора.

Второй залом в разрезе дает трапецию (низ равностороннего треугольника); при сборке на земле сруба второго излома мастер использовал шаблон-трапецию, у которой основание – длина первого восьмерика, верхняя грань равна ½ высоты первого восьмерика, высота равна ¼ полной длины сруба стен (вверху). Сумма высоты второго излома, первого восьмерика и первого излома равна длине сруба стен участка (вверху). У второго восьмерика длина равна ½ высоты первого восьмерика, а высота равняется его длине. Сумма высоты второго восьмерика, второго излома и первого восьмерика равна длине сруба стен центра (вверху), а высота верха участка без третьего и четвертого изломов равняется удвоенной длине плана притвора.

Для сборки сруба третьего излома использован шаблон-трапеция, у которой основа – длина второго восьмерика, верхняя грань – длина южной грани второго восьмерика (вверху). Высота третьего излома и второго восьмерика вместе равны длине западной грани второго залома (от верхнего венца сруба первого восьмерика до нижнего венца второго восьмерика), или равны ½ полной длины плана притвора. Четвертый залом (его можно рассматривать и как глухой фонарь) сложен с помощью шаблона-трапеции, у которой основание – длина третьего излома (вверху), верхняя грань равна ½ длины второго восьмерика и высота – тоже ½ длины второго восьмерика (вверху).

Высоты верха центрального участка – полуторной высоте сруба стен. Внутренняя высота центрального участка незначительна, но больше длины плана строения; она превосходит длину плана строения на 1/2 метра. Обращает на себя внимание то, что мастер, составляя сруб следующего высшего компонента верха, его размеры каждый раз увязывает с размерами предыдущих компонентов, все время проверяет взаимосвязи их между собой и размерами составных частей плана.

Для сборки сруба первого залома притвора мастер воспользовался шаблоном-трапецией, у которой основа – длина сруба стен участка (вверху). Длина верхней грани – ½ длины сруба стен участка (вверху). Первый залом притвора на один венец ниже первого зала центрального верха. У первого восьмерика притвора длина равна ½ длины сруба стен участка (вверху) и высота восьмерика определяется тем, что вместе с высотой первого излома они равны длине плана участка.

У шаблона трапеции, по которому складывался сруб второго залома, основание – длина первого восьмерика (вверху), верхняя грань – ½ высоты первого восьмерика и высота – ½ высоты первого залома. Сумма высоты второго излома и первого восьмерика – ½ длины сруба стен центра (вверху); высота второго излома, первого восьмерика и первого излома вместе равны длине южной грани плана центра. Верхние венцы второго залома притвора и первого восьмерика центрального участка лежат на одном уровне. Во втором восьмерике длина - ½ высоты первого восьмерика, а высота второго восьмерика и второго излома равна длине первого излома (вверху).

У трапеции-шаблона третьего излома притвора основание – длина второго восьмерика (вверху), верхняя грань равна ½ основания, высота - ¼ высоты второго восьмерика. Высота верха притвора без четвертого залома – высоте сруба стен участка.
У трапеции-шаблона, за которым складывался сруб четвертого залома, основа – длина третьего залома, верхняя грань (плафон) – ½ длины второго восьмерика (вверху). Высота четвертого излома определяется тем, что верх притвора – длине сруба стен центра (вверху); верх притвора лежит на одном уровне с верхним венцом второго залома центрального участка. Внутренняя высота притвора равна утроенной длине плана участка. Верх алтаря дублирует формы и размеры компонентов верха притвора. Лишь в алтаре восточная и западная грани первого излома одинаковы, а в притворе находная грань на толщину двух брусьев длиннее восточной.

Окна в центральном участке заложены так: нижние в срубе стен – на высоте – ¼ длины плана притвора; круглые – на высоте ½ диагонали квадрата, в который вписывается план центра. Окна в первом восьмерике центрального верха над верхним венцом сруба стен участка заложены на высоте равной ½ длины плана притвора. Окна во втором восьмерике заложены над верхним венцом первого восьмерика на высоте – ½ длины плана притвора, или на высоте равной длине плана центра над верхним венцом сруба стен участка; приходятся они также на вершину равностороннего треугольника с основанием равным длине плана строения.

Окна в срубах стен притвора и алтаря заложены на высоте – ½ диагонали южной половины плана притвора, а в срубах стен южного и северного рукавов на высоте равной длине южной грани плана южного рукава. Окна в первом восьмерике притвора над верхним венцом сруба стен заложены на высоте равной ½ диагонали южной половины плана притвора, а во втором восьмерике над верхним венцом первого восьмерика на высоте равной ½ длины первого восьмерика.

Высота нижней половины просвета из центра к южному рукаву равняется ½ длины плана притвора, а верхней половины равна полной длине плана притвора. Следует отметить, что у верхов притвора, центра и алтаря верхние венцы ряда компонентов лежат либо на одной горизонтали, либо разница между ними незначительна. Так, высота первого залома центрального участка только на один венец больше высоты первых заломов алтаря и притвора. Высота первого залома вместе с высотой первого восьмерика центрального участка почти соответствует высоте первого залома, первого восьмерика и второго залома притвора или алтаря. Почти на одном уровне лежат вершины алтаря и притвора и верх второго излома центрального верха. Высота сруба стен южного и северного рукавов, как уже упоминалось, равна диагонали четырехугольника, составляющей ½ квадрата, в который вписан план рукава, а внутренняя высота рукава на один венец ниже высоты сруба стен центрального участка.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г., фотографиям 1916 и 1927 г.г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.