ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чёрный Ануй. Церковь Троицы Живоначальной (старая).

Троицкая церковь


Чёрный Ануй. Церковь Троицы Живоначальной (старая)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1883 и 1886.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Республика Алтай, Усть-Канский район, село Черный Ануй

Координаты: 51.357949, 84.725352 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Троицы Живоначальной (старая), Фото нач. 20, церковь виднеется в перспективе улицы. Источник: gornitsa.ru<br>, Чёрный Ануй, Усть-Канский район, Республика Алтай
Фото нач. 20, церковь виднеется в перспективе улицы. Источник: gornitsa.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 июня 2022

Первый дом для походной церкви был построен в Черном Ануе в 1853 году, по другим источникам в 1856 году. Новая церковь Святой Троицы была построена в 1885 году на средства чиновника Феодора Голубева. Заложена 2 октября 1883 г. и освящена 6 июня 1886 г. начальником Миссии епископом Макарием (Невским) Вследствие непрочности здания по благословению епископа Бийского Иннокентия (Соколова) вновь перестроена на средства местного попечительства. Вновь освящена в 1907 г. После революции закрыта, сгорела в нач. 2000-х.

Источник: Крейдун Ю.А. Храмы, станы и монастыри Алтайской духовной миссии: чертежи, панорамы, 3D модели. - Барнаул: Алт. дом печати, 2013. С 145. https://visit-altairepublic.ru/turizm-i-otdykh/obekty-turizma/religioznye-obekty/tserkov-troitsy-zhivonachalnoy-v-sele-chyernyy-anuy/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 июня 2022

В местности, где протекает р. Черный Ануй, ранее жили в большом количестве алтайцы - «здесь было самое-самое сердце калмыков». Первыми основателями поселения в 1848 г. были телеуты из Кузнецкого округа, крестившиеся у основателя Алтайской миссии архимандрита Макария. Один из них - Максим Баксарин, был богатым человеком и вел обширную торговлю с инородцами по всем стойбищам, но вскоре, после поселения в Черном Ануе, был убит алтайцами.

Вдова его, Анна Тедюнекова, в память покойного мужа, сделала пожертвование на устройство в Чёрном Ануе миссионерского стана, где в 1853 г. была построена церковь Святой Троицы и дом для миссионера.

С образованием миссионерского стана, сюда стали переселяться крещеные киргизы, перешедшие к оседлому образу жизни и жившие по крестьянским селениям. Движение в Черном Ануе киргиз происходило под непосредственным воздействием миссионера иеромонаха Аккакия, старавшегося стягивать крещеных киргиз в одно место. За киргизами потянулись крестьяне «со степи», - из Семипалатинской области и здесь уже крестились. Приселялись и алтайцы, которые по мере развития селения были оттесняемы дальше от мест прежних кочёвок. Появились, наконец, русские и переселенцы из Пермской губернии.

6 апреля 1875 г. заведовать Черноануйским отделением назначен миссионер иеромонах Тихон. В течение двухлетнего служения он обратил в христианскую веру 53 инородца. В 1878 г. селение было включено в число тех, где должно было производиться водворение переселенцев: предполагалось поселить здесь 30 душ мужского пола. По 1884 г. Казенной Палатой было причислено 23 души, как это значится по данным Главного Управления Алтайского округа; всего же получило разрешение на водворение 31 душ мужского пола. По переписи 1886 г. число русских жителей в поселении было 37 мужчин и 33 женщины, инородцев кочующих 241 мужчин и 199 женщин, православных 278 мужчин и 232 женщины, некрещеных 26 мужчин и 26 женщин.

22 сентября 1889 года протоиерей Василий Иванович Вербицкий отмечает: «Церковь в Чёрно-Ануйском построена на средства новокрещённой телеутки – вдовы Анны Тедюнековой, на поминовение убиенного её мужа некрещеными алтайцами. В заведении же утвари церковной: иконостаса, сосудов и книг и облачений, как видно из описи, участвовали многие лица: Преосвященнейший архиепископ Евгений из Донского монастыря, бийские купцы: Андрей Алекс., Семён Алекс. и Петр Андр. Хабаровы, Стефанида Дмитр., Наталья Ст. Хабаровы, Пётр Андр. и Яков Дмитр. Мальцевы, Поликарп Ив. Смирнов, Герасим Ив. Горячкин, Ив.М. Сёмин, Василий Ив. Карышев, Лариса Ив. Смирнова, Васю Як. Шацкий и Андр. Мих. Щетинин. Барнаульский купец Чанцов, кузнецкий купец Насонов, урядник Григорий П. Мокин, чиновники из Томска г. Горохов, из Бийска Николай Фил. Тихобаев, инородец Карп Ерем. Паранов, из Москвы С.Н. Постников, из Тобольска Екатерина Фед. Непряхина.

Все постройки его отличаются простотою, простором и прочностью, ибо все произведены из лиственничного леса.

В настоящее время в Чёрно-Ануйском селении 130 домов (из них 20 русских и 110 инородцев) с жителями мужского пола 288 и жен. 250 душ. Из построек Акакиевской архитектуры прямолинейных, без выступов и вычурных украшений, требующих лишних денег сохранились: церковь, преобразовавшаяся в школу, дом для учителя и необходимые прислуги к дому миссионера – амбар, погреб, завозня и баня. При преемниках о. Акакия построена новая двухпрестольная церковь и распространен дом для миссионера на средства томского отставного чиновника г. Голубева, который, кроме этих сооружений, пожертвовал облигации в 100 р. для пользу причту % и дом для псаломщика, выстроенный на средства торгующего крестьянина Бычкова».

В 1892 году открыто приходское попечительство. В 1894 г. купцом Т.А. Дунаевым было построено новое специальное помещение школы с квартирою для учителя. Обучалось в 1896-1897 учебном году 50 мальчиков и 23 девочки. Учителем состоял окончивший курс в Катихизаторском училище, инородец Макарий Михайлович Абышкин. Законоучителем состоял священник Матвей Турбин. В училищной библиотеке насчитывалось 56 книг разных наименований в 123 экземплярах.

В 1897 году приходском попечительстве включает 8 членов. Приход 291 руб. 8 коп. Безвозвратный расход 171 руб. 15 коп., заимообразной выдачи 7 руб. 85 коп. Остаток в наличности 119 руб. 93 коп. и в долгу 7 руб. 85 коп.

Материал подготовил Е. Гаврилов, 22 апреля 2013 г. Источники: 1. Белявский Ф.Н., Семенов-Тян-Шанский В.П. Русский Алтай. Россия: полное географическое описание нашего Отечества настольная и дорожная книга для русских людей», Т. 16: Западная Сибирь. СПб. : Изд. А.Ф. Девриена, 1907 (Тип. АО «Слово»): ил., карт., диагр. 2. Горный Алтай и его население, т.1, Кочевники Горного Алтая. В.1 Кочевники Бийского уезда. Барнаул, 1900 г. 3. Горный Алтай и его население, т.1, Кочевники Горного Алтая. В.2 Неземледельческие промыслы кочевников Бийского уезда. Барнаул, 1903 г. 4. Горно-Алтайская автономная область (Краткий краеведческий справочник), г. Горно-Алтайск, 1963 г. 5. Верещагин В.И. Алтай, как район общеобразовательных экскурсий. Новониколаевск, 1925 г. 6. История Республики Алтай в документах Государственного архива Томской области.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.