«…Церковь Успения Пресвятой Богородицы в деревне Зевгостаси (до 1927 Долиани) находится в 25 км к северо-западу от Кастории. Она представляет собой храм типа вписанного креста, с куполом на четырех опорах, с трехгранной апсидой и внутренним нартексом с цилиндрическим сводом. Купол стоит на восьмигранном барабане с четырьмя окнами, два из которых заложены. В более позднее время была сооружена пристройка наподобие галереи, выходившая с южной стороны в экзонартекс. Во время реставрации галерея и экзонартекс были снесены.
Храм построен в традиционной смешанной технике из неотесанных камней с вкраплениями плинфы. Из кирпича выложены своды и декоративные арочки на гранях барабана, торцах рукавов креста и гранях апсиды. Кирпичный орнамент с керамическими вставками украшает также торец южного рукава креста. В торцах рукавов креста нет окон, из-за чего интерьер храма довольно темный.
В храме сохранились фрагменты фресок, которые датируются 1432 г. по надписи в южном рукаве креста. Вероятно, к этому же или чуть более раннему времени следует отнести и постройку храма. Фрески традиционно располагались в три яруса. В апсиде изображена Богоматерь на троне с надписью: «Перивлепта», в куполе - Христос Пантократор, в сводах рукава креста - двунадесятые праздники, в верхних частях стен сохранились фрагменты Страстного и Богородичного циклов, некоторые ветхозаветные сюжеты («Гостеприимство Авраама»). Нижние части стен занимают два яруса изображений святых - погрудные в медальонах и фигуры в рост. По иконографии росписи в Зевгостаси продолжают традиции искусства Македонии XIV в. как в целом, так и в конкретных деталях (например, характерное изображение воскрешенного Лазаря сидящим в гробу, аналогичное фрескам в Ватопеде, Грачанице, церкви святителя Афанасия Великого «ту Музаки»).
Прослеживается также связь иконографии этих фресок с произведениями касторийской мастерской рубежа XV и XVI вв. и так называемой фиванской школы XVI в., в том числе на уровне некоторых редких мотивов (например, изображение Пилата на коне со свитой, включенное в сцену «Шествие на Голгофу»; особый вариант композиции «Предательство Иуды» и другие). По стилю живописи фрески Зевгостаси примыкают к росписям целого ряда касторийских храмов (вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну», свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» и других) и продолжают антиклассическую линию конца XIV в. Самая близкая стилистическая параллель этим фрескам - росписи касторийского храма апостола Андрея Первозванного «ту Русули». Крупные, тяжеловесные фигуры в напряженных позах, специфические типы лиц с неправильными пропорциями, контрастные тени, стилизованные яркими пробелами в виде штрихов, расходящихся от глаз, - все это придает образам Зевгостаси острую выразительность. В нартексе имеются росписи, выполненные, согласно надписи, в 1749 г.
В церкви Успения Пресвятой Богородицы находится фрагментарно сохранившаяся большая рельефная икона неизвестного святого воина…»
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/