ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильинка. Церковь Илии Пророка.


Ильинка. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1803 и 1818.
Архитектор:В.Н. Усольцев, П.Г. Тиманов (1991, реставрация)
Адрес:
Кемеровская область, Новокузнецкий район, Ильинка, Береговая ул., 134

Координаты: 53.898625, 87.176037



Церковь Илии Пророка, Фото 1964 г. Госкаталог музейного фонда. Новокузнецкий краеведческий музей<br>, Ильинка, Новокузнецкий район и г. Новокузнецк, Кемеровская область
Фото 1964 г. Госкаталог музейного фонда. Новокузнецкий краеведческий музей
Оксана Мельникова
1 декабря 1964
Церковь Илии Пророка, Фото 1964 г. Госкаталог музейного фонда. Новокузнецкий краеведческий музей<br>, Ильинка, Новокузнецкий район и г. Новокузнецк, Кемеровская область
Фото 1964 г. Госкаталог музейного фонда. Новокузнецкий краеведческий музей
Оксана Мельникова
1 декабря 1964



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Оксана Мельникова
 
Оксана Мельникова  9 января 2022

Из сельских храмов Кузнецкого края наиболее значительным по своей истории, архитектуре являлась церковь во имя Святого Пророка Илии в селе Ильинском. Изначальное название села «Красноярское» в ходе истории получило имя в честь храма.

Село Красноярское основано казаками и служилыми людьми еще в первой половине XVII века. Статус села Ильинского был получен во второй половине XVII столетия с возведением деревянной церкви во имя Святого Пророка Илии.

О деревянной церкви упоминает в своем реестре историк С.П. Крашенинников в 1734 году.

К концу XVIII века деревянная Пророкоильинская церковь была настолько обветшавшей, что прихожане были вынуждены обращаться в Кузнецкое Духовное правление о ходатайстве перед Тобольском архиепископом о разрешении построить каменную церковь. Каменная Ильинская церковь была заложена 16 июля 1803 года по благословению архиепископа Тобольского Антония.

Строилась каменная церковь с двумя приделами на той же высокой береговой террасе, что и деревянная. К 1808 году теплый придел свт. Николая был завершен. В этом же году прежнюю деревянную ветхую церковь разобрали, употребив на другую церковную надобность. Строилась и освящалась церковь по приделам в течение 15 лет. Хотя основные строительные работы завершились в 1818 году, службы во всех приделах стали регулярно проводиться только с 1830 года.

В декабре 1932 года церковь закрыли и разграбили, сбросив с куполов кресты. Долгое время здание было бесхозным и разрушалось, а в 1951 году его приспособили под зерносклад. Дважды горела крыша здания, в результате чего полностью выгорела кровля над трапезной, храмовый купол с главками, был утрачен пол. Чудом уцелела лишь храмовая икона пророка Божия Илии, которая хранится в настоящее время в Никольской церкви города Новокузнецка.

С 1991 года начались реставрационные работы по проекту архитекторов В.Н. Усольцева и П.Г. Тиманова.

Сейчас церковь действующая.

Источник - сайт kemhistory.ru, ipk-cdnvio.narod.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  27 марта 2022

Главной достопримечательностью Ильинки, безусловно, надо признать белоснежный старинный храм Ильи-пророка. Ильинка издавна считалась центром поклонения покровителю земли Кузнецкой - самому суровому в христианстве святому.

В «Памятной исторической записке, или летописи о городе Кузнецке» Ивана Семеновича Конюхова читаем: «Пленные калмыки или киргизы сказывали, что с гор, лежащих близ города, видели в селе Ильинском большое войско, предводительствуемое седым стариком, ездящем на белом коне, а также во время набегов калмыков на село Ильинское видели такого же старика на белом коне и от него столб огненный до неба, и он поражал татар. Сие русские относят к Илие Пророку, икона коего и поныне находится в селе Ильинском, и почитают оную икону чудотворной и явленною, но когда и где явилась, о том достоверного сведения не имеется, но по некоторым преданиям явилась недалеко от Ильинского».

По другой легенде енисейские киргизы пытались напасть на русские деревни на левом берегу Томи, в том числе и на Красный Яр, но получили отпор со стороны казаков при битве между селами Бедарево и Ильинкой. «С частыми нападениями и связана легенда о переименовании села Красный Яр в Ильинское, - писал историк Андрей Огурцов. - Рассказывают, что когда кочевники напали в очередной раз на село, жители обратились за помощью к святому Илье, который, как известно, заведует на небе молниями и громами, и святой не оставил в беде русских - метнул свою молнию в неприятелей и те в панике разбежались».

Проявил себя положительно Илья и в сугубо мирных делах. Как свидетельствовал летописец Конюхов, очередное чудо Ильи случилось 16 мая 1857 года: «У солдата Сотникова потерялся пятилетний мальчик, который пред сим был болен, и отец его просил об избавлении от болезни святого пророка Илию и обещал отслужить ему молебен, но по выздоровлении мальчика обет свой не исполнил. Когда же потерялся мальчик, то он просил со слезами священника Павла Стабникова отслужить молебен Илие Пророку. По просьбе его 17 мая после обедни Стабников отслужил молебен пророку с водоосвящением, окропив его святою водой и благословив отыскивать сына, и посланные из полиции люди с квартальным надзирателем для отыскания нашли мальчика на горе против кладбища в боярышнике спящим. На вопросы мальчик объяснил, что его увел туда якобы какой-то мальчик же, а более по малолетству своему сказать ничего не мог, где и как он проводил ночь и половину следующего дня».

«Ещё не лишне сказать, - продолжал Конюхов, - что во время засух и бездождиев, когда приносят из Ильинска в Кузнецк икону святого пророка Илии, едва ли проходило когда-нибудь без дождя. Ныне, в 1867 году, до приносу иконы Илии слишком месяц стояло бездождие и засуха, хлебы, травы и огородные овощи весьма засохли. По народной просьбе служили в церквах молебны с коленоприклонением, просили Господа Бога о ниспослании дождя, возили из города священников по селениям, на полях служили молебны, но дождей все не было. Когда же принесли икону святого Илии в город, то во время бытности оной, за день до обратного поносу, пошли дожди - намочили немало и все растения оживились и хлеба родились хорошие».

О деревянной церкви Илии-пророка упоминает в своем «Реестре деревням от Кузнецка до Томска» историк С.П. Крашенинников еще в 1734 году. По документам Тобольской духовной консистории за 1744 год, что исследованы искусствоведом Альбиной Шадриной, можно узнать о существовании Ильинского прихода с шестью часовнями в окрестных деревнях. В начале XIX века в Ильинском приходе числилось уже девять деревень с шестью часовнями. В Недорезовой - во имя великомученика Прокопия, в Красулиной - Покрова Пресвятой Богородицы, в Казанковой - архистратига Михаила, в Шороховой - Преображения Господня, в Иганиной - Петра и Павла, в Чичербаевой - Святой Троицы.

Двухпрестольная кирпичная Ильинская церковь в столь же суровом, как сам Илья, севернорусском стиле была заложена 16 июля 1803 года по благословению архиепископа Тобольского Антония. Строился храм на том же высоком береговом яру, что и деревянный. К 1808 году тёплый придел святого Николая был завершен. Тогда же ветхую деревянную церковь разобрали. Хотя основные строительные работы завершились в 1818 году, службы во всех приделах стали регулярно проводиться с 1830 года.

Архитектурный облик храма удивительный - он впитал немного от завершавшего свою историю сибирского барокко, но совсем не связан с приходившим ему на смену классицизмом. Вместо копирования из альбомов типовых прожектов архитектор обратился к традициям старинных каменных храмов Северной Руси.

А кто был архитектором? Это нам доподлинно неизвестно, но, очевидно, кто-то из учеников знаменитого иркутского зодчего Почекунина - автора других каменных храмов Кузнецка. Да и северные мотивы вполне могли быть почерпнуты не в Володге, а именно в Иркутске, где они наглядно проявлялись в ряде по сей день сохранившихся храмов.

Земли при храме было 60 десятин. В 1859 году в селе Ильинском у обочины дороги на Кузнецк местным горнозаводским крестьянином Гаденовым была выстроена и небольшая деревянная часовенка. На главную же святыню Кузнецкой земли - икону Илии-пророка в 1816 году «иждивением бывшего в селе Ильинском управителя Юрия Шпиноля и кузнецкого купца Михаила Гавриловича Ловыгина» была сделана позолоченная серебрянная риза. Из служивших тогда священников известны Викентий Семенович Хмылев, Яков Степанович Тутолин, в 1857 году - Павел Стабников. Причт храма, кроме священника, состоял из диакона и псаломщика.

Имя Ильи буквально шагало по Кузбассу. В середине прошлого века вместо Подзорной башни над Барнаульскими воротами Кузнецкой крепости был возведен Пророко-Ильинский храм при тюремном замке. В третьем поколении стоит Ильинская церковь в Осинниках и Тайге. Часовни в честь этого святого были в Ашмарино, Атаманово, других селах округа.

«И ещё то весьма заметно, - подтверждал в 1867 году историк Конюхов, - что народное усердие к святому Пророку Божию Илие и честной его иконе не охлаждается и по какому-то как будто тайному внушению более усиливается, и прибавляется в сей процессии народ, и никогда не бывает столько расходу на свечи, как в сие время служений молебнов».

Особый разговор - о ежегодном грандиозном крестном ходе со святой иконой Ильи в девятую пятницу после Пасхи. «Начала носить икону в город, - свидетельствует Конюхов, - 60-летняя девица добродетельного жития и честного поведения». В Кузнецке икона попеременно стояла в Преображенской и Одигитриевской церквах.

В 1914 году хpам входил в 14-е благочиние, а в состав пpихода входили деpевни Шоpохова с часовней, Казанкова, Иганина с часовней Петpа и Павла, Чичеpбаева с часовней, Недоpезова с молитвенным домом Пpокопия Устюжского чудотвоpца, Кpасулина с часовней, Бедаpева, Ускова с часовней, Никольская, Бедаpева - Иоанна Пpедтечи, Мазеликова с часовней аpхистpатига Михаила, заселки Еpунаковский, Этапский, Тайлуганский. Пpихожан насчитывалось 3332 человека, в том числе 112 стаpовеpов.

В октябре 1917 года начался другой ход истории... В декабре 1932 года Ильинскую церковь закрыли и разграбили, сбросив с куполов кресты. Здание стояло бесхозным, пока в 1951 году его не приспособили под зерносклад. Дважды горела крыша, в итоге полностью выгорела кровля над трапезной, храмовый купол с главками, был утрачен пол, стены изгажены похабными надписями, а в алтаре уже в 80-е годы устроен загон для овец. Чудом уцелела лишь храмовая икона пророка Божия Илии, что хранится в Никольской церкви Старо-Кузнецка.

16 декабря 1989 года благочинный Алексий Курлюта провел сельский сход по организации общины, и 22 января 1990 года приход был зарегистрирован. В приспособленном домике около храма начались службы. Бессменный настоятель воссозданного храма Михаил Римар - он прибыл в Кузбасс из львовского села Билычи. Удивительно, но именно оттуда же еще шесть священников Кузбасса, что служат в Новокузнецке, Калтане, Топках, Анжерке, Мариинске и Чебуле! Впрочем, немудрено - 200 (!) хлопцев из села пошли в священники. Вообще Западная Украина, которую ныне не хает только совсем ленивый, в послевоенную эпоху давала едва ли не большую часть церковных кадров.

С 1991 года началась реставрация храма по проекту архитекторов В.Н. Усольцева и П.Г. Тиманова. Основную финансовую помощь оказали руководители Запсиба, совхоза «Чистогорский», Плотниковской и Кузбасской птицефабрик, Антоновской автобазы и Новокузнецкой райадминистрации. Уже на Пасху 1992 года зазвонили колокола. В 1993 году закончилась реставрация свода под железной крышей, над куполом поднялся крест, были обустроены хоры и лестница, поставлен кедровый иконостас работы рубцовских мастеров. Ими же сделаны девять ажурных киотов и гробница. Росписи внутри храма и три мозаичные иконы на наружных стенах (Спасителя, Пресвятой Богородицы и Ильи Пророка) выполнили художники из Московской духовной академии. А югославские строители построили великолепное здание воскресной школы с комплексом хозяйственных помещений.

При храме - воскресная школа и библиотека духовных книг. По субботам, воскресеньям и праздникам ведутся службы. Среди прихожан много новокузнечан, их привозит церковный автобус. С 1993 года тщанием писателей города во главе с Любовью Никоновой и казаков был возрождён и ежегодный, как и в прежние времена, крестный ход от храма в Кузнецк.

Автор: Вячеслав Паничкин, «Есть пророк в своём Отечестве!». Источник: «Кузнецкий рабочий», 27 марта 2022 г., http://kuzrab.ru/rubriki/obshestvo/est-prorok-v-svoyem-otechestve/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.