ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тилга. Церковь Вознесения Господня.

Вознесенская церковь


Тилга. Церковь Вознесения Господня
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:не позже 1868.
Год утраты:1965 (взорвана)
Архитектор:А. Эдельсон
Адрес:
Эстония, уезд Тартумаа, волость Рынгу, дер. Тилга (Tilga)




Церковь Вознесения Господня, Частная коллекция. Фото 1950-х годов<br>, Тилга, Тартумаа, Эстония
Частная коллекция. Фото 1950-х годов
Михаил Мещанинов
10 октября 1953
Церковь Вознесения Господня, Почтовая фотооткрытка 1930-х годов<br>, Тилга, Тартумаа, Эстония
Почтовая фотооткрытка 1930-х годов
Михаил Мещанинов
22 июня 1936
Церковь Вознесения Господня, Почтовая фотооткрытка 1920-х годов<br>, Тилга, Тартумаа, Эстония
Почтовая фотооткрытка 1920-х годов
Михаил Мещанинов
6 августа 1928



Статьи


Обращение в Русскую веру в середине XIX века (1846-1848) было широко распространено в Эстонии. Полное название православной церкви в Тилге - церковь Вознесения Господня (Rongu Issanda Taevaminemise Kogudus). Первоначально в общину входили люди из волостей Рынгу и Ранну. Во время обращения пятая часть населения перешла в Русское Православие. Конгрегации была передана Тилгинская усадьба крупного рогатого скота. Община была основана в 1848 году, изначально использовались арендованные помещения. Церковь Вознесения Господня в Рынгу была построена в 1868 году. Завершенную каменную церковь в народе называли церковью Тилга (Tilga kirikuks), которая находилась в нескольких километрах от города Рынгу. Здание церкви имело форму корабля с колокольней, а также с алтарной стороны длинного здания располагались небольшие башни. Сакральное здание построено по типовому проекту епархиального архитектора А. Эдельсона. Самым большим противником Православия и строительства церкви был лютеранский учитель Кёрбер. О нем существует как письменное, так и устное предание. Так, в 1928 году 63-летний Карл Сиймунсон (EKLA f 200) напомнил, что «Русская церковь была сначала на хуторе Ляэне, а затем началось строительство церкви Тилгинского скотного поместья. Кёрбер, в то время учитель церкви Рынгу, сказал: «Дьявол высовывает свой палец из рва Тилгинского рва». Кёрбер и Шорохов, священник Тильги, никогда не знали друг друга».

В 1893 году регион Ранну был отделен от общины, которая стала независимой общиной. По другую сторону церкви приход включал деревянный дом священника, здание православной приходской школы Рынгу из красного кирпича и деревянный дом колокольни. Все постройки уцелели. Последним звонарём в церкви был Хаан, а до него Кеннер. Последним арендатором церковных земель был Иоганн Йостус.

Бывшие фермы связаны с именем Дроп. Тилга находилась в собственности поместья (Hofflage) размером около 50 га. Это было к востоку от ферм Мусти к северу от дороги. Точный размер неизвестен. В середине XIX века эти усадьбы отошли православной церкви в Рынгу. Вероятно, в XVIII и XIX веках здесь были хозяйства Тилги. В душевном учете 1783-1811 гг. два хозяйства Тильга. Последние сведения о хуторе Тилга были в книге вакансий 1758 года, в 1830 году хозяйство Тилга исчезло, в 1840 году земля принадлежала государственной усадьбе Вяйке-Рынгу. В 1861 году от государственной усадьбы Вяйке-Рынгу было выделено 37,79 тийну (41,2 га?) пашни. В 1885 году от той же усадьбы церкви было передано 78,34 тийну (85,5 га?) земли. Конгрегация Вознесения Господня имела два кладбища, одно рядом с лютеранами, другое в Тынисэe, на Сикамяэ, самой высокой точке окрестностей (абсолютная высота 89,9 м). В двадцатом веке многие новообращенные и их дети вернулись в лютеранскую веру.

В 1915-1916 годах священником Вознесенской церкви был Михаил Блейве (1873-1919), который в 1918 году стал священником церкви Успения Богородицы в Тарту. Тарту пал перед большевиками в ноябре 1918 года, а 14 января 1919 года, незадолго до того, как Тарту был оставлен, 19 человек были убиты в подвале Тартуского кредитного союза, остальные заключенные сбежали. Среди убитых были священник Михаил Блейв и епископ Платон. В связи с мученической смертью Михаил Блейв был канонизирован в 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Всего у Православной Церкви в Эстонии 17 святых. В 1920 году Эстонская Православная Церковь получила автономию и полную независимость от Московской Патриархии в июле 1923 года, перейдя непосредственно к Константинопольскому Патриархату. С 1927 по 1951 годы священником общины был о. Феодор, сын Михаила Блейва.

В 1928 году Апостольская Православная церковь в Рынгу с помощью лотереи собрала деньги на роспись крыши церкви. Судя по всему, тогда же обновлялся и внешний вид церкви. В эти годы пастве приходилось быть достаточно сильной, потому что также происходило внутреннее брожение. Например, Postimees писал, что «Апостольская Православная церковь в Рынгу провела пленарное заседание в церкви Тилга, в котором приняли участие многие члены церкви. Встреча разделилась на два лагеря: одни выступали за деятельность пастора, другие - нет, из-за чего между присутствующими возникли разногласия. А именно, «лотерейная аллегория» предназначалась для закупки печей. Сумма, полученная от лотереи, была потрачена на другие цели без решения пленарного заседания». (Postimees, 2 апреля 1932 г., № 76, стр. 4).

В 1932 году Рынгу отпраздновал 84-ю годовщину Апостольской Православной церкви Вознесения Господня. К тому времени внутри церкви был произведён ремонт. По данным газеты Postimees, жизнь общины Тилга процветала. В июне 1933 года митрополит Александр также посетил Тилгинский храм Апостольских Православных церквей Южного Тартуского уезда в рамках ознакомительной поездки. Митрополит Александр также присутствовал на открытии Тартуской статуи Свободы в субботу, 16 сентября 1933 года. В 1933 году Теодор Блейв был верховным священником общины Рынгу. К 1933 году Кастолацкая Апостольская Православная церковь оставалась очень маленькой и испытывала проблемы с поиском нового священника, и Кастолацкая церковь также находилась под опекой о. Феодора Блейва. Позже о. Феодор Блейв переехал в Хаапсалу и был учителем в Конгрегации Марии-Магдалины ЕАПЦ с 1956 по 1962 годы. Феодора Блейвета вспоминают добрым словом, когда он сказал, что «он был экуменическим человеком». Учитель Лютера Тийт Салумяэ вспоминал в 2008 году, что «когда в нашей семье родились близнецы, он [о. Феодор Блейв] поприветствовал нас и написал в гостевой книге, чтобы одного ребенка можно было крестить в католическую, а другого в православную церковь - чтобы преодолеть старую вражду между двумя церквями». Дочь о. Феодора Блейве Вайна Раамат живет в Хаапсалу (в 2010 году было 78 лет) в волости Юри Блейве Рынгу в Корусте.

Теодор Блейв (родился в 1901 году в Риге) был сыном Михаила Блейва. В 1923-1926 годах учился в Тартуском университете, в 1927 году рукоположен в сан диакона и священника. Умер 30 сентября 1979 года в Хаапсалу, похоронен на Ропкинском кладбище в Тарту. Второй сын Михаила Блейве, позднее композитор Йоханнес Блейве, создатель эстонской православной церковной музыки, в 1930-х годах изучал композицию в Тартуской высшей музыкальной школе. У Иоанна были брат Феодор и сестра Соня. В 2010 году, похоже, возникла школьная проблема и желание демонтировать Рынгу, о чём уже говорили в 1934 году. В частности, обсуждается строительство новой начальной школы в Рынгу-Кывера и привоз камней из здания приходской школы Тилга (Postimees, 08.05.1934, № 124, стр. 1): В волости Рынгу уже давно стоит вопрос о строительстве здания начальной школы. Участок существует уже много лет, так как планировался тогда из земель церковной усадьбы Рынгу. Главной проблемой и препятствием по-прежнему оставалась проблема денег. В бюджете предусмотрено 1000 крон на строительство здания школы, так что небольшой основной капитал уже есть. Некоторые думают, что таверну Рынгу, которая долгие годы полностью не использовалась, можно было купить для сноса. Трактир построен из кирпича. Здание начальной школы Тилги, которое в настоящее время находится во владении муниципалитета, также построено из кирпича, также может быть снесено. Нижняя часть нового здания школы могла быть построена из кирпича, второй раз из деревянного материала. Было бы желательно, чтобы мэры города Рынгу, в сердце которых была построена школа, рассмотрели представленные здесь идеи. О. Феодор Блейв участвовал в организации благотворительных мероприятий для Столпа свободы Рынгу, в освящении краеугольного камня, а также в повторном открытии в так называемый немецкий период (Postimees, 09.07.1934, no. 184, с. 1). В Рынгу успешно продвигается строительство мемориала павшим в войне за независимость. Вечер пятницы на субботу завершился доставкой камней столпов. Площадь также частично благоустроена и фундамент памятника готов. Проводится церемониальная колонна, и место освящается.

С начала советского периода до ликвидации общины в 1952 году церковная жизнь Тилги пошла под откос. Был введен новый календарь и запрещено религиозное образование детей. В 1946 году Эстонская епархия была разделена на 11 приходов и 138 приходов. В том же году был принят новый церковный закон - Постановление Русской Православной Церкви 1945 года. В период 1948–1949 годов отношения между Церковью и государством выражались прежде всего в национализации церковной собственности. Хотя в 1947 году эта собственность была передана общинам в бесплатное и бессрочное пользование, теперь этот принцип был изменен, и прихожане были вынуждены отказаться почти от всего, кроме здания церкви, гауптвахты и предметов поклонения. В 1950 году комиссар Тарасов начал кампанию по очистке списков прихожан. Православная церковь Рынгу-Тилга была ликвидирована в 1952 году. Этому способствовали национальная кампания переоценки в 1951 году и повышение налогов. Церковь в Тильге была взорвана 2 августа 1965 года.

Есть фото церковного колокола, сейчас считается, что колокол был отправлен в Сетомаа. Община Рынгу-Тилга была зарегистрирована Уполномоченным Эстонской ССР 12 ноября 1945 года. В 1948 году в собрании был ревизионный комитет, но не было двадцати. С 1927 года по 5 апреля 1951 года общину Рынгу-Тилга содержал бессменный священник о. Феодор Блейв. Поскольку в 1950–1952 годах тот же священнослужитель окормлял ещё пять общин, оказание услуг в общине Рынгу-Тилга стало относительно нерегулярным. После передачи о. Феодора Блейва Закхею епископ Роман назначил на его место монаха-священника Лазаря (Хорна) 3 февраля 1951 года, который совершил службу только на месте. 12 января 1951 года епископ Роман обратился к Уполномоченному с просьбой (письмо № 570) ликвидировать общину Рынгу-Тилга и исключить ее из списка действующих общин. В молитвенном письме епископ заявил: «Причиной закрытия общины является её малочисленность и, как следствие, отсутствие возможности содержать постоянное духовенство, содержать здание церкви и платить налоги».

Здание церкви Рынгу-Тилга было передано местному совхозу, который планировал превратить его в клуб, но церковь всё же взорвали.

Источник: https://rongukylad.wordpress.com/koduuurimine/oigeusu-kirik-rongus/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.