Статья «Из местной жизни» в «Самарских епархиальных ведомостях» (1916, №23, с. 391—395) рассказывает об освящении храма в Новой Майне в разгар Первой мировой войны. Её автор, местный священник Александр Димитриев, описывает три важных события, произошедшие в жизни православного прихода села в 1916 году.
30 мая (здесь и далее даты даны по старому стилю) был освящён после 10-летнего строительства каменный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери. Иерей отмечает, что его возведение далось с большим трудом, при этом наложились тяготы военного времени: «Великая мировая война, захватившая всех врасплох, застала постройку храма, несмотря на десятилетнюю работу, далеко не оконченной. Не было ни полов, ни дверей, ни иконостаса, ни стенной окраски, ни многого другого. Мобилизации, быстро следовавшие одна за другой и вызывавшие громадные расходы народных сумм, сильно покачнули дух и твердость строительной комиссии. В это же время умер крупный жертвователь и усердный благотворитель храма А<ндрей> И<льич> Лепешкин».
Несмотря на это, нашлись новые благотворители, которые помогли сделать внутреннюю отделку церкви: «Полы настлали плиточные, иконостас поставили ценный, художественной работы, произвели окраску стен и в некотором роде расписали их и даже купили почти всю новую церковную утварь, притом очень красивую и изящную, но надо заметить и недешёвую». В итоге она «по красоте архитектуры, да и по внутреннему украшению, не уступала многим городским храмам» и напоминала Кафедральный Самарский собор «в миниатюре».
Освящение храма, по словам о. Александра, вызвало большой отклик у жителей села: «Стечение народа в день освящения было громадное. Стены обширного храма не могли вместить всех молящихся, масса народа стояла вне храма, в церковной ограде. Как бы в ознаменование народного усердия и всеобщего моления в тот же день прошёл первый благодатный дождь, спасший, как впоследствии оказалось, урожай озимых хлебов и пробудивший яровой посев».
Первый молебен в новом храме был «о даровании победы русскому воинству и многолетия строителям св. храма, ныне в большинстве находящимся на передовых позициях под губительным огнём вражьих пуль и снарядов». Священник отмечал, что эта служба «высоко подняла дух народа, и народ с радостью и надеждой на милость Божию под благозвучный перезвон колоколов расходился по домам, приглашая знаемых и незнаемых, но пришедших на торжество богомольцев, откушать у них хлеба и соли, а детям странним тут же на площади раздавали нарочито заготовленный для этого белый хлеб».
Вторым значимым событием стал приезд 24 сентября самарского епископа Михаила (Богданова) (1867-1925) в Новую Майну, что также вызвало большой резонанс среди местных жителей: «Народ с самого раннего утра толпится на площади, и по звону колокола собралось в храм буквально всё село, и стар и млад, с детьми на руках, и не только православные, но и старообрядцы. После встречи и обычных в таких случаях молений и многолетий, Владыка обратился к народу с своим архипастырским словом, в котором, изложив историю домостроительства Божия о спасении людей, сказал, что без воли Бога, Творца и Промыслителя мира, ни один волос не упадёт с нашей головы, что во всём, во всяких нуждах и напастях, а тем более в настоящей всенародной беде, нужно положиться на волю Божию. Указал на храм как на главное место, где таинственно пребывает Бог и преподаются средства ко спасению человека и укрепляются силы к перенесению несчастий. Предлагал как можно чаще посещать храм и прибегать к спасительным средствам, оставленным нам Господом, — исповеди и причащению».
По словам о. Александра, эта проповедь дала утешение солдатам, которые уходили на фронт, и их близким: «Речь Владыки, успокоившая и укрепившая многие предающиеся унынию души, имела ещё то великое действие, что прежнего плача и отчаянного рыдания при проводах мобилизованных (день посещения Владыки совпал со днём мобилизации) уже не было. Мобилизованные шли и их провожали с более крепкой верой в помощь Божию, нежели раньше. Слышно было, как народ, успокаивая друг друга, говорил: "а слышал, что сказал Архиерей? Молись, надейся, не греши"». Несмотря на усталость от долгой поездки по плохим дорогам, епископ ещё долго благословлял людей, «терпеливо дожидаясь, когда какой-либо 6-7 летний ребёнок, особенно из детей старообрядцев (подходили и они) или древний согбенный старик, вынесенный волной народа пред очи Архипастыря, торопливо совал под мышку клюку или шапку, складывал руки, чтобы принять благословение».
Наконец, третьим событием стало поднятие на храм новых колоколов, спустя месяц после прибытия епископа — 23 октября. Особенно выделялся новый большой колокол, весом в 203 пуда, «привезённый и пожертвованный прихожанкой храма Пелагеей Нестеровой Лепёшкиной». Поскольку это было редкостью для сельских храмов, на поднятие колоколов стеклись люди даже из других сёл и деревень: «Все радовались тому, что не оскудела ещё Русь от великих благодетелей и благотворителей на храмы Божии, что ещё жив Господь Бог в народе и жива будет душа наша».
В конце статьи новомайнский священник вновь вспомнил о русских солдатах, сражавшихся на полях Первой мировой: «Да, все эти три события, привлекшие массу народа, воочию показали, что не погибло ещё на Руси православие, что народ русский крепко держится за св<ятую> веру. А раз так, то нечего и бояться немцев и клевретов их. Не посрамят земли русской доблестные воины наши, ушедшие на защиту креста и родины; ведь они кость от костей народа богомольца и плоть от плоти его. Ясно, что всевыносящего русского племени не согнуть и тяжестью военного времени. Хватит в народе сил перенести тяжёлое лихолетье, хватит и средств как на поддержку мужества доблестных воинов, так и на украшение своих святынь».