ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ахтала. Монастырь Пресвятой Богородицы.

Монастырь Ахтала


Ахтала. Монастырь Пресвятой Богородицы
Монастырь.   (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1200.
Адрес:
Северная Армения, Лорийский район. Ахтала

Координаты: 41.150611, 44.764639
Проезд:По трассе М6 на север. Поворот налево через р. Дебед, затем 4 км по горной дороге вдоль р. Ахтала.



Сортировка:

Монастырь Пресвятой Богородицы, Западный фасад<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
Западный фасад
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, Притвор<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
Притвор
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, Южный фасад<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
Южный фасад
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, Восточный фасад<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
Восточный фасад
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, Элемент Южного фасада<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
Элемент Южного фасада
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, вид монастыря с дороги<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
вид монастыря с дороги
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, монастырские ворота<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
монастырские ворота
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, церковь Василия Великого<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
церковь Василия Великого
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, разрушенный жилой корпус<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
разрушенный жилой корпус
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, вид с северо-запада<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
вид с северо-запада
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, Элемент Восточного фасада<br>, Ахтала, Армения, Прочие страны
Элемент Восточного фасада
Павел В. Воробьев
9 сентября 2019
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016
Монастырь Пресвятой Богородицы, , Ахтала, Армения, Прочие страны
zavar-vera
28 июня 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  12 октября 2019

Ахтала́ , крепость и мон-рь на небольшом плато в ущелье р. Дебед (в наст. время поселок городского типа адм. окр. Лори, Армения). В X в. крепость А. стала важнейшим стратегическим пунктом царства Кюрикян-Багратидов. Арм. надпись на хачкаре сообщает о возведении в 1188 г. Мариам, дочерью царя Ташир-Дзорагета Кюрике, ц. Пресв. Богородицы. В нач. XIII в. атабек Иване Мхаргрдзели (Долгорукий) из рода Захарянов, влиятельное лицо при дворе груз. царицы Тамары, перешедший из Армянской Апостольской в лоно Армянской халкидонитской церкви, передает мон-рь халкидонитам и перестраивает храм. В XIII в. владельцами мон-ря были Захаряны, А. стал крупнейшим халкидонитским мон-рем и культурным центром Сев. Армении, но административно являлся центром епархии Грузинской Православной Церкви. В алтарной апсиде главного храма была сделана предназначенная для архиерейского богослужения ниша, нетипичная для халкидонитских храмов Сев. Армении. В сер. XIII в. в мон-ре работал Симеон Плиндзаханеци, о чем свидетельствует сохранившийся в рукописи 1248 г. колофон, «выполненный рукой недостойного Симеона» [Плиндзаханеци], к-рый переводил «с грузинского языка на армянский язык в стране армянской, в монастыре грузинском, который называется Плиндзаханк» (цит. по: Памятные записи армянских рукописей XIII в. Ереван, 1984. № 199. С. 248-249). В XIV в. название «Плиндзаханк» исчезает из исторических источников. Предположительно с 30-х гг. XIV в. мон-рь вошел в Ахтальскую митрополию Мцхетского Католикосата. В 1438 г. впервые в источниках упоминается деревня с названием Ахтала как собственность Грузинского Католикосата.

В нач. XVIII в. мон-рь пришел в запустение, при Атени Сиони существовало подворье епископа Ахтальского. В 1801 г. указом российского имп. Александра I А. преобразована в центр Греческой Православной Церкви в Закавказье.В наст. время остается важнейшим местом паломничества греков, ежегодно 21 сент. отмечающих в А. праздник Рождества Богородицы.

Главный храм А., Пресв. Богородицы, - крестово-купольная постройка, несохранившийся купол к-рой опирался на 2 восьмигранных столба и предапсидные пилястры. Синкретизм черт арм. и груз. зодчества XIII в., характерный для этого храма, особо проявился в формах и декорациях экстерьера, где типично груз. являются большие орнаментированные кресты и обрамления окон, а порталы созвучны арм. образцам. С запада к храму ок. сер. XIII в. были пристроены усыпальница Иване и портик с открытой аркатурой прямоугольные в плане. Росписи церкви датируются между 1205 и 1216 гг. В соответствии с груз. традицией в парусах помещены изображения евангелистов в медальонах, а на лицевых сторонах арок текст Пс 103. 19 на асомтаврули. Иконографическая программа алтарной апсиды (в конхе Богородица с Младенцем на троне, ниже композиция «Причащение апостолов», под ней 2 ряда святителей) воспроизводит наиболее строгие визант. образцы. Связь с национальной культурной традицией армян-халкидонитов проявилась в расположении в центре нижнего яруса образа св. Григория Просветителя. В нижней части зап. стены изображены святые Грузинской Церкви, среди к-рых св. равноап. Нина и Иоанн Зедазнели. В юж. и сев. рукавах пространственного креста представлены циклы росписей, посвященные Пресв. Богородице и Спасителю, в зап.- «Страшный Суд». Исследование стилистических особенностей фресок и характера надписей позволяет предположить, что в работе участвовали не менее 8 художников, среди них были армянин-халкидонит, знакомый с визант. живописью позднекомниновской эпохи (алтарная апсида); художник, следовавший образцам визант. живописи 1-й пол. XIII в. (верхние регистры сев. и юж. стен и главные своды); мастера из Грузии, расписавшие зап. стену.

Помимо главного храма внутри мон-ря находятся небольшая зальная ц. св. Василия и руины двухэтажного жилого корпуса. Вокруг мон-ря на разном расстоянии располагаются 4 церкви-часовни, посвященные Св. Троице, св. апостолам, святителям Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Реставрационные работы в А. осуществлялись с 1979 по 1989 г. управлением по охране памятников Армении.

http://www.pravenc.ru/text/77216.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.