Храмы монастыря:
- Собор Трёх Святителей (нач. 19 в.)
- Церковь Николая Чудотворца с трапезной палатой (1463)
Храмы монастыря:
Свое название монастырь получил от имени Отня, или Отчая пустынь. Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) г. сообщено: "поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон". Спустя 32 года, в 1452 году, св. Евфимий строит в Отенском монастыре первую каменную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обитель тогда была маленькой, с незначительным числом братии и скромными доходами. Расширил и переустроил ее уже архиепископ Иона — постриженик, а потом и игумен этого монастыря. В 1462 году по его повелению перестраивается храм Трех Святителей, к которому с юга примыкает придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи — святого соименного Ионе до иночества с приделом во имя Онуфрия Великого.
В 1463 году строительство задуманного Ионой монастырского ансамбля завершилось возведением трапезного храма Николая Чудотворца в восьми саженях от соборной церкви к северу (вероятно, на месте деревянного храма) — двухэтажного здания, к которому в западной части примыкали игуменские покои, отделенные от трапезной палаты узкими сенями.
После смерти Ионы монастырь подвергался многим бедствиям и быстро стал приходить в упадок. Иван IV поддержал его денежными средствами: в 1574 г. на монастырь было пожаловано 2644 руб. 4 алтына и 4 деньги. Летопси утверждают, что в 1600 г. в Отне случился громадный пожар, который уничтожил все монастырское добро, оставив только обгорелые и разрушенные стены церквей. Трудами монахов и на средства частных благотворителей монастырь начал обстраиваться, но в 1615 г. Делагарди, предводительствуя шведскими войсками на пути из Тихвина в Новгород "...Отенский монастырь разорили, и церковное, и монастырское и всякое строение выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли" .После такого страшного опустошения по ходатайству игумена Дионисия обитель была возобновлена на основании грамоты царя Михаила Федоровича (1617 г.). В 1662 году к Отне был приписан Козьмодемьянский монастырь, но в 1699 году сильный пожар снова опустошил обитель, и митрополит Иов приписал ее к архиерейскому дому. Опека помогла обстроить Отню. Архимандриту Тихону была дана полная настоятельская власть в устройстве монастыря.
В 1730 г. опять монастырь горел. Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале 19 века "тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила". По штатам 1764 г. он был отнесен к 3 классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 послушника и 9 штатных служителей. Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля.
В 1800 году все постройки монастыря были упразднены, и в центре обители был возведен грандиозный барочный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии.
Еще архимандрит Макарий в середине 19 века отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон как образ св. Ионы, известный под названием "Покров на Раку", образ Старорусской Божией Матери, местночтимая икона Божией Матери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память св. Ионы (5 ноября по ст. ст.) торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода, а потом — из ближайших сел — Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря на версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с водоосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионой. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня, а также были иконы Божией Матери с младенцем и предстоящими св. мучениками Акилиной и св. благоверным кн. Романом, а также образы св. Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вставленные в иконостас. Здесь же находился и образ св. Ионы на холсте в рост в святительском облачении и образ преп. Онуфрия Великого такого же размера. Всех приходящих в монастырь на поклонение св. Ионе устраивали в монастырскую гостиницу и снабжали хлебом и пищей.
В 1918 году монастырь возглавлял иеромонах Иона 76 лет, выпускник Новгородской духовной семинарии, постриженный здесь же, в Отенском монастыре, в 1877 году. Он пришел в обитель прямо из семинарии в 1863 году. Духовное образование имел также иеромонах Варлаам 52 лет (пострижен в Отенском монастыре в 1898 г.). Иеромонах Власий (77 лет), Герман (61 год), Серафим (50 лет), Савватий (58 лет) и иеродиаконы Ипполит (53 года) и Павлин были выходцами из разных областей и духовного образования не имели. Кроме 8 человек монашествующих в Отне к 1919 г. было еще 5 послушников.
С 1919 года монастырь существует как сельско-хозяйственная коммуна. 5 марта 1919 года для управления монастырем был назначен игумен Феодосий (впоследствии архимандрит), избран монастырский духовный совет, в который по избранию и по должности вошли председателем настоятель Феодосий, казначеем — иеромонах Герман, зав. хозяйством избран Николай Федоров и он же делопроизводитель.
Судьба монастыря в советские годы аналогична судьбам многих русских обителей. Уничтожение Отенской обители проходило поэтапно, а в 1934 году монастырь был окончательно закрыт. В мае 1934 года появился документ, свидетельствующий о желании использовать собор с колокольней на кирпич. Этому желанию не суждено было осуществиться. Постройки Отни были разрушены во время войны. Сегодня остатки монастырских строений еще нетрудно обнаружить. И на месте, где покоятся мощи преп. Ионы, стоит деревянный крест с полотенцем. Такой же крест — над срубом родника на месте бывшей часовни по дороге к Волхову в километре от монастыря.
Источник: http://ortho-rus.tk/articles/monastyri-3050.html
На месте, где стоял центральный собор древнего Ионо-Отенского монастыря, установили большой поклонный крест. Наместник Юрьева монастыря отец Арсений отслужил молебен.
Обитель располагалась в труднодоступном месте, среди болот, примерно в пяти километрах от деревни Мытно. Первое упоминание о монастыре относится к 1420 году. Слава обители связан с именем архимандрита Ионы. Святитель жил на стыке XIV и XV столетий. Он построил на территории Великого Новгорода 23 церкви. Также прославился как умелый дипломат. Иона похоронен на территории монастыря.
В 1934 году советская власть закрыла монастырь. В годы войны в постройках обители базировались воины испанской Голубой дивизии. В ходе массированных обстрелов здания были практически стёрты с лица земли.
На днях в месте, где раньше располагался монастырь, побывала группа во главе с наместником Юрьева монастыря отцом Арсением и вице-губернатором Александром Смирновым. «У нас есть намерение поставить здесь часовню. Мы обсуждали это с руководством трассы М-11 – она проходит в 4 километрах. Надеюсь, совместными усилиями восстановим там дорогу и поставим часовню. Есть благословение Владыки Льва и люди, готовые выделить на это деньги», – сообщил в своём блоге губернатор Новгородской области Сергей Митин.
Источник: Новгородская епархия 14.08.2015
Среди знаменитых монастырей Новгорода Отенский монастырь занимает особое место: его история связана с двумя очень важными и интересными для новгородской церкви именами — архиепископа Ионы, стяжавшего святость и причисленного к лику новгородских святых, и богослова и философа Зиновия Отенского.
Впервые исторические сведения об этом монастыре были собраны митрополитом Евгением (Болховитиновым) и помещены в «Истории Российской иерархии». Наиболее интересные и подробные данные об этой обители удалось обнаружить в рукописном сборнике материалов по истории новгородской епархии, составленном в середине XIX в. архиеписком Макрием (Миролюбовым) — автором многих трудов по новгородским церковным древностям. В ГАНО попали лишь остатки архива монастыря, дающие сведения о земельных владениях и состоянии монастыря в XVIII — начала XX вв. Большой корпус докумнтов удалось обнаружить в фондах советского периода того же архива — они касаются истории закрытия и упразднения монастыря в двадцатые — тридцатые гг. XX в.
Автор серии очерков о новгородских монастырях А. Г. Слезкинский начал описание этой обители следующими словами: «Вокруг Отни местность очень глухая. Ни проездных дорог, ни близкого поселка. Монастырь углубился среди лесов, густых зарослей и живет отдельной отшельнической жизнью. Истинный монах, стремящийся к посту и молитве, найдет здесь полное уединение, отрянет суету мирскую, оставит всякий помысел о внешней жизни». С этими строками перекликаются и слова из описания монастыря, составленного архиепископом Макарием: «…Неизвестный основатель обители сей, по всей вероятности, более всего дорожил уединением, которое он мог найти здесь вполне. Свое название он получил от имени Отня или Отчая пустынь и носит его на себе с начала своего существования».
Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) годом сообщено: «поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон».
С построения архимандритом Харитоном этих деревянных церквей начинается и архитектурная история Отни. В 1452 г. архиепископ Евфимий II возвел в монастыре соборную церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Но главное строительство началось по распоряжению архиепископа Ионы — постриженника и игумена этого монастыря, а впоследствии его духовного покровителя и наставника. С 1462 г. по его повелению перестраивался храм Трех Святителей. С юга он получает придельную церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом Онуфрия Великого. В результате этого строительства появляется довольно редкий в древнерусском зодчестве вариант архитектурной композиции: два небольших по размерам равновеликих храма — северный одноглавый с широким алтарным полукружием и обширной папертью (к северо-западному ее углу примыкала колокольня) и южный, вероятно двуглавый, с двумя алтарными апсидами, смещенными к западу относительно соборного храма. По сообщению жития Ионы Отенского потолок у Иоанна Предтечи был не сводом, а деревянный: таково было желание Ионы, который избрал местом своего погребения пространство у северной стены храма Иоанна Предтечи, вблизи от паперти соборного храма.
В 1463 г. в монастыре возводится трапезная церковь Николая Чудотворца в восьми саженях от соборной церкви к северу (вероятно, на месте деревянного храма). Это было двухэтажное здание, к которому с западной стороны примыкали игуменские кельи отделенные узкими сенями. В нижнем этаже постройки была кухня, хлебопекарня, погреба. Трапезная и игуменские кельи имели отдельные входы. Исследователь новгородской архитектуры Е. Турова считает, что верхний этаж Никольской церкви представлял собой уникальную для русской трапезной постройки XV — XVI вв. планировку: бесстолпная палата размерами 13×14 м освещалась одиннадцатью окнами и имела большое алтарное полукружие с востока. Всю ширину восточной стены занимал иконостас. Пространство собственно храма было выделено деревянной перегородкой на небольших квадратных столбиках (бесстолпных каменных перекрытий такого пролета в архитектурной практике XV в. не зафиксировано).
В житии Ионы Отенского сообщается, что тело его после кончины 5 ноября 1470 г. (ст. стиль) было положено в дубовый ковчег и погребено в храме Св. Иоанна Предтечи. Гроб не засыпали землей, а только закрыли досками. По прошествии сорока дней от мощей его не было никакого запаха и гроб его остался навсегда не засыпанным землею. Во второй половине XVI в. в монастыре случился страшный пожар. Огонь охватил все церковные здания, а также храм, в котором находились мощи Св. Ионы. Сначала никто не смел войти, чтобы вынести их, но все-таки двое монахов вынесли гроб и поставили посреди монастыря. Когда же они хотели отнести его за монастырь, то не смогли сдвинуть даже раки, и ковчег с мощами Св. Ионы остался среди огня невредим. По окончании пожара четыре монаха и два священника подняли раку и внесли внутрь погоревшей церкви Иоанна Предтечи и поставили в алтаре. Обо всем случившемся игумен обители сообщил архиепископу новгородскому Пимену, который приказал возобновить погоревшую церковь и потом вместе с архимандритом Иларионом и старейшими игуменами пришел в Отню пустынь, совершив молебное пение. Святые мощи были положены в том месте, которое определил сам Св. Иона при жизни. Когда архиепископ Пимен открыл мощи на целование, все находившиеся при этом ощутили благовоние.
После смерти Ионы монастырь подвергался многим бедствиям и быстро стал приходить в упадок. Иван IV поддержал его денежными средствами: на монастырь в 1574 г. было пожертвовано 2644 руб. 4 алтына и 4 деньги. В XVI в. в обители было учреждено общежитие и настоятель ее между новгородскими игуменами занимал пятое место.
В истории русской духовной культуры Отенский монастырь связан с именем богослова и философа, обличителя новгородской ереси Зиновия Отенского, о жизни которого мы знаем очень мало. Неизвестен год его рождения, а год смерти — приблизительно 1568 (по другим источникам — 1571-72 гг.). Возможно, он был новгородцем, ибо сам о себе сказал, что не знает иного «гласа» кроме новгородского. Митрополит Евгений (Болховитинов) считал его учеником Максима Грека, сосланным в Отенскую обитель после заточения своего учителя. Но некоторые современные исследователи (Клибанов, Корецкий) не находят сходства воззрений «нестяжателя» Максима Грека со взглядами Отенского монаха, отстаивавшего землевладение и более близкого по своим позициям к Иосифу Волоцкому.
В 1556 г. к нему пришли клирошане Старорусского монастыря — монахи Герасим и Афанасий с иконописцем Федором и «вопросили о новом учении» (т. е. о ереси Феодосия Косого). Очевидно, популярность Зиновия была достаточно широкой. Его талант ритора и богослова проявился в похвальном слове на открытии мощей новгородских архиепископов Никиты и Ионы. Опровержению ереси Косого он посвятил подробное сочинение «Истин показание к вопрошающим о новом учении». Критика ереси тщательно аргументировалась. Дореволюционный исследователь жизни и деятельности Зиновия Отенского Ф. Калугин и современные исследователи установили широкий круг источников, которыми он пользовался — сочинения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Нисского, Николая Черногорца. Судя по всему, он знал и античных писателей, возможно, владел и греческим языком. Среди книжников древней Руси богословский авторитет отенского монаха был очень высок и ему не раз пытались приписывать чужие труды — например, житие Иосифа Волоцкого. Зиновием Отенским было написано несколько посланий, посвященных вопросам обрядности и веры. Тело отенского монаха после его смерти было положено рядом с мощами архиепископа Ионы.
По летописным известиям в 1600 г. в Отне случился громадный пожар, который уничтожил все монастырское имущество, оставив только обгорелые и разрушенные стены церквей. Восстановление монастыря было прервано во время шведского разорения: в 1615 г. Понтус Делагарди, предводительствуя шведскими войсками на пути из Тихвина в Новгород, «Отенский монастырь разорили, и церковное, и монастырское, и всякое строение выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли». После такого страшного опустошения по ходатайству игумена Дионисия обитель была восстановлена на основании грамоты царя Михаила Федоровича (1617 г.).
В 1662 г. к Отне был приписан Козьмодемьянский монастырь, но в 1699 г. сильный пожар снова опустошил обитель и митрополит Иов приписал ее к архиерейскому дому. Опека помогла обстроить Отню. Архимандриту Тихону была дана полная настоятельская власть в устройстве монастыря. В 1730 г. опять монастырь горел и остались «только одни каменные стены». Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале XIX в. «тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила». По штатам 1764 г. он был отнесен к третьему классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, четыре иеромонаха, два иеродиакона, четыре послушника и девять служителей.
Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля. В XVI — XVII вв. игумену дано было дано право «судить и решать все дела, исключая духовные не только монастырские и крестьян, принадлежащих монастырю, но приходские мытенские, и бывшая за монастырем земля были подчинены игумену». В XVIII в. у монастыря было семьсот тридцать две души крестьян, семьсот девять десятин земли, рыбные ловли и, вероятно, получая доброхотные пожалования, монастырь мог существовать безбедно.
В XIX - начале XX вв. размеры земельных монастырских владений значительно уменьшилось. По законодательным актам можно видеть, что сельским хозяйством монастырь занимался в небольших размерах, огороды возделывались на то количество овощей, которое нужно было в продолжение года для монастыря. Содержали рогатый скот и лошадей.
Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии. В 1800 г. все постройки монастыря были «упразнены» и в центре возведен грандиозный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Внутри собор был разделен стеной на два самостоятельных храма. Поставленный в честь соименного Ионе святого придельный храм занял в новой постройке большую часть внутреннего пространства и стал восприниматься как главный храм монастыря. Северный храм был освящен во имя Святителя Чудотворца Ионы Отенского.
Разрушения начала XIX в. почти не коснулись Никольской трапезной церкви: перестройке подверглась только ее западная часть (настоятельские кельи, братская трапеза). Трапезная стала частью теплого храма, который вошел составной частью в огибающий собор с трех сторон П-образный келейный корпус с двухэтажными прямоугольными башенками по углам. В центре южной стены корпуса находились Святые ворота с расположенными над ними братскими кельями. В том же корпусе размещались казначейские кельи и гостиницы. Снаружи монастырь был обнесен каменной оградой.
По свидетельству монастырской ведомости 1918 г., в библиотеке Отенской обители было пятьсот пятьдесят три книги, часть которых составляли рукописи, грамоты и синодики XVI — XVII вв.
Еще архимандрит Макарий в середине XIX в. отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон, как образ Св. Ионы, известный под названием «Покров на Раку», образ Старорусской Божьей Матери, местночтимая икона Богоматери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память Св. Ионы в день его кончины (5 ноября по ст. стилю), торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода (пятьдесят верст), а потом из ближайших сел: Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря за версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с воодосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионою. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня. Среди икон в часовне находился образ Св. Ионы, написанный на холсте в рост в святительском облачении. Часовня была построена «иждевением церковного мастера маляра Романа Семенова с помощью монастыря».
Ведомость о монашествующих, послушниках и хозяйстве Отенского монастыря за 1918 г. свидетельствует, что монастырь в это время владел около тридцати одной десятиной пахотной земли в Новом Сельце и Новинке, покосной земли было около восьмидесяти десятин. Капитал монастыря наличными деньгами составлял 1096 руб. 15 коп. Монастырь возглавлял иеромонах Иона семидесяти шести лет, постриженный здесь же в 1877 г. Он пришел в обитель после окончания новгородской духовной семинарии в 1863 г. Кроме восьми человек монашествующих в Отне к 1919 г. было еще пять послушников.
Судьба монастыря в советские годы аналогична судьбам многих русских обителей. Сохранились документы, точно фиксирующие этапы уничтожения Отни.
Акт от 4 декабря 1918 г.
Мы нижеподписавшиеся граждане сельских местностей сел. Руссы Подборецкой волости Новгородской губернии в силу инструкции о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства собрались на своем сельском сходе комитета бедноты и после всестороннего обсуждения постановили и заявляем, что как верные сыны и дщери Православной церкви долголетнее время являлись поклонниками Отенской обители, видели и привыкли к ее монастырскому богослужению и благолепию монастырских храмов и посещению крестных ходов с чудотворною иконою Тихвинской Божьей Матери и Святителем Угодником Ионою Отенским и преп. Онуфрием Великим, а посему желаем искренне, чтобы Отенский монастырь и впредь существовал и никаким принудительным мерам не подвергался, в чем просим содействия советского правительства оставить нам нашу святыню в целости на радость и духовное утешение. Храмы, имущество монастыря и братию мы берем под свою защиту и охрану.
Протокол общего собрания братии и рабочих Отенского монастыря 5 марта 1919 г.
В присутствии председателя Новселицкого волостного исполнительного Совета, председателя зам. отдела урегулирования общих неурядиц в монастыре прошло общее собрание братии и рабочих и при этом постановили: признать назначенного Св. Синодом настоятеля Отенского монастыря игумена Феодосия для управления монастырем, избрать монастырский духовный совет, в который по избранию и по должности вошли председателем настоятель игумен Феодосий, казначеем — иеромонах Герман, зав. хозяйством избран Николай Федоров и он же делопроизводитель. Означенному совету поручить выработать устав с/х коммуны применительно зарегистрированной уже коммуне Званского монастыря и таковой устав для регистрации представить в земельный отдел… Препоручить совету дальнейшее дело о ходатайстве перед уездным зам. отделом о регистрации нашей трудовой коммуны.
Десять подписей во главе с настоятелем игуменом Феодосием. Тогда же была составлена подробная опись имущества, находящегося в Ионо-Отенском монастыре. В 1922 г. осуществляется осмотр и взятие на учет церковного имущества, имеющего художественное значение. В акте, составленном комиссией музейных экспертов — Н. Порфиридова и В. Квашенкина перечислено семнадцать предметов — потиры, кресты напрестольные, Евангелия, оклады, дарохранительница (XVII — XIX вв.).
В 1928 г. началось «обследование» Отенского монастыря и комиссия обнаружила «нарушение порядка использования предметов», «некоторые предметы были не включены в список», а часть церковной утвари исчезла. Постановление определяло необходимость «украденные вещи оценить и предъявить коллективу верующих граждан иск», а затем «нанять спец. сторожа для охранения храма». В это время в монастыре оставалось только три «служителя культа»: архимандрит Феодосий — настоятель прихода, иеромонах Варлаам и псаломщик Михаил Меркулов.
Новым документом, составленным в январе 1928 г., коллективу верующих Ионо-Отенского прихода Бронницкого района (сто двенадцать человек) передавался «в бессрочное и бесплатное пользование и хранение, находящийся в Бронницком районе в Отенском поселке храм в честь Св. Иоанна с 2-мя часовнями». Верующие обязались «на свои средства производить оплату всех текущих расходов». Отсутствие денег для оплаты страхового иска у верующих облегчило советским органам власти закрытие Ионо-Отенской церкви.
Постановление начальника Бронницкого райотдела от 19 февраля 1930 г.
В связи с отказом верующих пользоваться Ионо-Отенской церковью и принимая во внимание, что в церкви имеется икона так называемой «Тихвинской Божьей Матери», считающаяся среди местного населения «чудотворной», посредством каковой среди окрестного населения в радиусе до 40 верст служителями культа поддерживается религиозный дурман и при ношении ее в день праздника и после почти в течение 2-х недель по деревням выкачиваются от населения большие средства, идущие в пользу служителей культа… церковь закрыть. 29 марта 1930 г. президиум окрисполкома удовлетворил ходатайство райисполкома о закрытии Ионо-Отенской церкви «ввиду отказа и отсутствия желающих взять в аренду пользования».
24 апреля 1930 г. был составлен акт об отборе предметов, числящихся на учете музея с 1922 г. Все предметы в количестве двадцати пяти экземпляров были взяты в музей. Из оставшегося церковного имущества музей оставлял за собой колокол весом около четырех с половиной пудов с надписью: «7202 (1694) году месяца июля в 19 день дал сей колокол Софийский ризничий Варлаам в Отенский монастырь» как имеющий историческое значение. Основная часть церковных вещей и монастырского имущества была отдана в с. Бронницы — райотделу, районному загсу, добровольной пожарной дружине (один из колоколов). Даже Мытнинский драмкружок получил «свою долю»: одну фелонь, одну епитрахиль, стихарь диаконский, пару поручей!
Никольская церковь по тому же акту могла использоваться «без внутренней и наружной переделки и перестройки». Ее передали коллективу верующих, образовавших православное религиозное общество, куда вошло двадцать пять человек — жителей деревень Посад, Отенский поселок, Хуторок. Священником являлся игумен Иона, настоятелем прихода был архимандрит Феодосий.
Последние документы — о ликвидации Никольской церкви при бывшем Отенском монастыре — датированы 1934 г. Сохранилась Выписка из протокола № 152 Президиума Леноблисполкома от 10 июня 1934 г.: Принимая во внимание, что здание церкви, не являясь специально культовым, находится в стенах закрытого монастыря, на территории, занимаемой в настоящее время колхозом «Переселенец», 20-ки не существует и договор на пользование помещением церкви не заключался, верующие же удовлетворяют свои религиозные потребности в другой Мытенской церкви, находящейся на расстоянии 5-6 км, и учитывая при этом ходатайство колхозников о закрытии церкви и передаче помещения колхозу для хоз. нужд церковь закрыть.
При закрытии храма были изъяты «культовые вещи» в количестве сорока двух предметов, часть которых оставалась «под охраной» Мытенского с/с, а остальные были отправлены в Новгород. В список музейных ценностей было включено одиннадцать предметов. Прихожане просили оставить им образы Св. Ионы, Онуфрия Великого и Тихвинскую икону (церковная двадцатка все-таки существовала), но в ходатайстве было отказано.
В мае 1934 г. появляется докумнт, свидетельствующий о желании использовать собор с колокольней на кирпич. К счастью, этому не суждено было осуществиться, но постройки Отни были все-таки разрушены во время войны. К сожалению, пока не удалось найти никаких сведений о судьбе последних насельников монастыря, живших в «Аракчеевских казармах Отенского поселка».
С сайта: https://Муромский историко-художественный музей/Н. Н. Жервэ. Новгородский Ионо-Отенский монастырь. Страницы истории.