ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Отенское, урочище. Ионо-Отенский монастырь.

Отня пустынь


Отенское, урочище. Ионо-Отенский монастырь
Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1420. (первое упоминание).
Год утраты:1944 (разрушен артиллерийским огнём)
Адрес:
Россия, Новгородская область, Новгородский район, урочище Отенское

Координаты: 58.727969, 31.711619





Ионо-Отенский монастырь, Иллюстрация из журнала «Исторический вестник». Том CIV. С-Пб. 1906 г. стр. 915<br>, Отенское, урочище, Новгородский район, Новгородская область
Иллюстрация из журнала «Исторический вестник». Том CIV. С-Пб. 1906 г. стр. 915
Дмитрий Волохов
1 июня 1906
Ионо-Отенский монастырь, Фото нач. 20 в. Источник - "ННГ" №24 "Путешествие на красный остров", 11.06.2014 nnng.ru<br>, Отенское, урочище, Новгородский район, Новгородская область
Фото нач. 20 в. Источник - "ННГ" №24 "Путешествие на красный остров", 11.06.2014 nnng.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Ионо-Отенский монастырь, 1918-1930-е гг.<br>, Отенское, урочище, Новгородский район, Новгородская область
1918-1930-е гг.
Алексей Кротов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  30 августа 2019

Свое название монастырь получил от имени Отня, или Отчая пустынь. Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) г. сообщено: "поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон". Спустя 32 года, в 1452 году, св. Евфимий строит в Отенском монастыре первую каменную церковь во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Обитель тогда была маленькой, с незначительным числом братии и скромными доходами. Расширил и переустроил ее уже архиепископ Иона — постриженик, а потом и игумен этого монастыря. В 1462 году по его повелению перестраивается храм Трех Святителей, к которому с юга примыкает придельная церковь Рождества Иоанна Предтечи — святого соименного Ионе до иночества с приделом во имя Онуфрия Великого.

В 1463 году строительство задуманного Ионой монастырского ансамбля завершилось возведением трапезного храма Николая Чудотворца в восьми саженях от соборной церкви к северу (вероятно, на месте деревянного храма) — двухэтажного здания, к которому в западной части примыкали игуменские покои, отделенные от трапезной палаты узкими сенями.

После смерти Ионы монастырь подвергался многим бедствиям и быстро стал приходить в упадок. Иван IV поддержал его денежными средствами: в 1574 г. на монастырь было пожаловано 2644 руб. 4 алтына и 4 деньги. Летопси утверждают, что в 1600 г. в Отне случился громадный пожар, который уничтожил все монастырское добро, оставив только обгорелые и разрушенные стены церквей. Трудами монахов и на средства частных благотворителей монастырь начал обстраиваться, но в 1615 г. Делагарди, предводительствуя шведскими войсками на пути из Тихвина в Новгород "...Отенский монастырь разорили, и церковное, и монастырское и всякое строение выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли" .После такого страшного опустошения по ходатайству игумена Дионисия обитель была возобновлена на основании грамоты царя Михаила Федоровича (1617 г.). В 1662 году к Отне был приписан Козьмодемьянский монастырь, но в 1699 году сильный пожар снова опустошил обитель, и митрополит Иов приписал ее к архиерейскому дому. Опека помогла обстроить Отню. Архимандриту Тихону была дана полная настоятельская власть в устройстве монастыря.

В 1730 г. опять монастырь горел. Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале 19 века "тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила". По штатам 1764 г. он был отнесен к 3 классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 послушника и 9 штатных служителей. Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля.

В 1800 году все постройки монастыря были упразднены, и в центре обители был возведен грандиозный барочный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии.

Еще архимандрит Макарий в середине 19 века отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон как образ св. Ионы, известный под названием "Покров на Раку", образ Старорусской Божией Матери, местночтимая икона Божией Матери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память св. Ионы (5 ноября по ст. ст.) торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода, а потом — из ближайших сел — Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря на версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с водоосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионой. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня, а также были иконы Божией Матери с младенцем и предстоящими св. мучениками Акилиной и св. благоверным кн. Романом, а также образы св. Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вставленные в иконостас. Здесь же находился и образ св. Ионы на холсте в рост в святительском облачении и образ преп. Онуфрия Великого такого же размера. Всех приходящих в монастырь на поклонение св. Ионе устраивали в монастырскую гостиницу и снабжали хлебом и пищей.

В 1918 году монастырь возглавлял иеромонах Иона 76 лет, выпускник Новгородской духовной семинарии, постриженный здесь же, в Отенском монастыре, в 1877 году. Он пришел в обитель прямо из семинарии в 1863 году. Духовное образование имел также иеромонах Варлаам 52 лет (пострижен в Отенском монастыре в 1898 г.). Иеромонах Власий (77 лет), Герман (61 год), Серафим (50 лет), Савватий (58 лет) и иеродиаконы Ипполит (53 года) и Павлин были выходцами из разных областей и духовного образования не имели. Кроме 8 человек монашествующих в Отне к 1919 г. было еще 5 послушников.

С 1919 года монастырь существует как сельско-хозяйственная коммуна. 5 марта 1919 года для управления монастырем был назначен игумен Феодосий (впоследствии архимандрит), избран монастырский духовный совет, в который по избранию и по должности вошли председателем настоятель Феодосий, казначеем — иеромонах Герман, зав. хозяйством избран Николай Федоров и он же делопроизводитель.

Судьба монастыря в советские годы аналогична судьбам многих русских обителей. Уничтожение Отенской обители проходило поэтапно, а в 1934 году монастырь был окончательно закрыт. В мае 1934 года появился документ, свидетельствующий о желании использовать собор с колокольней на кирпич. Этому желанию не суждено было осуществиться. Постройки Отни были разрушены во время войны. Сегодня остатки монастырских строений еще нетрудно обнаружить. И на месте, где покоятся мощи преп. Ионы, стоит деревянный крест с полотенцем. Такой же крест — над срубом родника на месте бывшей часовни по дороге к Волхову в километре от монастыря.

Источник: http://ortho-rus.tk/articles/monastyri-3050.html


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 ноября 2019

На месте, где стоял центральный собор древнего Ионо-Отенского монастыря, установили большой поклонный крест. Наместник Юрьева монастыря отец Арсений отслужил молебен.

Обитель располагалась в труднодоступном месте, среди болот, примерно в пяти километрах от деревни Мытно. Первое упоминание о монастыре относится к 1420 году. Слава обители связан с именем архимандрита Ионы. Святитель жил на стыке XIV и XV столетий. Он построил на территории Великого Новгорода 23 церкви. Также прославился как умелый дипломат. Иона похоронен на территории монастыря.

В 1934 году советская власть закрыла монастырь. В годы войны в постройках обители базировались воины испанской Голубой дивизии. В ходе массированных обстрелов здания были практически стёрты с лица земли.

На днях в месте, где раньше располагался монастырь, побывала группа во главе с наместником Юрьева монастыря отцом Арсением и вице-губернатором Александром Смирновым. «У нас есть намерение поставить здесь часовню. Мы обсуждали это с руководством трассы М-11 – она проходит в 4 километрах. Надеюсь, совместными усилиями восстановим там дорогу и поставим часовню. Есть благословение Владыки Льва и люди, готовые выделить на это деньги», – сообщил в своём блоге губернатор Новгородской области Сергей Митин.

Источник: Новгородская епархия 14.08.2015


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  11 июня 2025

Среди знаменитых монастырей Новгорода Отенский монастырь занимает особое место: его история связана с двумя очень важными и интересными для новгородской церкви именами — архиепископа Ионы, стяжавшего святость и причисленного к лику новгородских святых, и богослова и философа Зиновия Отенского.

Впервые исторические сведения об этом монастыре были собраны митрополитом Евгением (Болховитиновым) и помещены в «Истории Российской иерархии». Наиболее интересные и подробные данные об этой обители удалось обнаружить в рукописном сборнике материалов по истории новгородской епархии, составленном в середине XIX в. архиеписком Макрием (Миролюбовым) — автором многих трудов по новгородским церковным древностям. В ГАНО попали лишь остатки архива монастыря, дающие сведения о земельных владениях и состоянии монастыря в XVIII — начала XX вв. Большой корпус докумнтов удалось обнаружить в фондах советского периода того же архива — они касаются истории закрытия и упразднения монастыря в двадцатые — тридцатые гг. XX в.

Автор серии очерков о новгородских монастырях А. Г. Слезкинский начал описание этой обители следующими словами: «Вокруг Отни местность очень глухая. Ни проездных дорог, ни близкого поселка. Монастырь углубился среди лесов, густых зарослей и живет отдельной отшельнической жизнью. Истинный монах, стремящийся к посту и молитве, найдет здесь полное уединение, отрянет суету мирскую, оставит всякий помысел о внешней жизни». С этими строками перекликаются и слова из описания монастыря, составленного архиепископом Макарием: «…Неизвестный основатель обители сей, по всей вероятности, более всего дорожил уединением, которое он мог найти здесь вполне. Свое название он получил от имени Отня или Отчая пустынь и носит его на себе с начала своего существования».

Летописные сведения об основании монастыря отсутствуют, но под 6928 (1420) годом сообщено: «поставлены две церкви деревянные в Отне пустыне Николая Чудотворца и Онуфрия Великого на Красном острове, а строил архимандрит Харитон».

С построения архимандритом Харитоном этих деревянных церквей начинается и архитектурная история Отни. В 1452 г. архиепископ Евфимий II возвел в монастыре соборную церковь во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Но главное строительство началось по распоряжению архиепископа Ионы — постриженника и игумена этого монастыря, а впоследствии его духовного покровителя и наставника. С 1462 г. по его повелению перестраивался храм Трех Святителей. С юга он получает придельную церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом Онуфрия Великого. В результате этого строительства появляется довольно редкий в древнерусском зодчестве вариант архитектурной композиции: два небольших по размерам равновеликих храма — северный одноглавый с широким алтарным полукружием и обширной папертью (к северо-западному ее углу примыкала колокольня) и южный, вероятно двуглавый, с двумя алтарными апсидами, смещенными к западу относительно соборного храма. По сообщению жития Ионы Отенского потолок у Иоанна Предтечи был не сводом, а деревянный: таково было желание Ионы, который избрал местом своего погребения пространство у северной стены храма Иоанна Предтечи, вблизи от паперти соборного храма.

В 1463 г. в монастыре возводится трапезная церковь Николая Чудотворца в восьми саженях от соборной церкви к северу (вероятно, на месте деревянного храма). Это было двухэтажное здание, к которому с западной стороны примыкали игуменские кельи отделенные узкими сенями. В нижнем этаже постройки была кухня, хлебопекарня, погреба. Трапезная и игуменские кельи имели отдельные входы. Исследователь новгородской архитектуры Е. Турова считает, что верхний этаж Никольской церкви представлял собой уникальную для русской трапезной постройки XV — XVI вв. планировку: бесстолпная палата размерами 13×14 м освещалась одиннадцатью окнами и имела большое алтарное полукружие с востока. Всю ширину восточной стены занимал иконостас. Пространство собственно храма было выделено деревянной перегородкой на небольших квадратных столбиках (бесстолпных каменных перекрытий такого пролета в архитектурной практике XV в. не зафиксировано).

В житии Ионы Отенского сообщается, что тело его после кончины 5 ноября 1470 г. (ст. стиль) было положено в дубовый ковчег и погребено в храме Св. Иоанна Предтечи. Гроб не засыпали землей, а только закрыли досками. По прошествии сорока дней от мощей его не было никакого запаха и гроб его остался навсегда не засыпанным землею. Во второй половине XVI в. в монастыре случился страшный пожар. Огонь охватил все церковные здания, а также храм, в котором находились мощи Св. Ионы. Сначала никто не смел войти, чтобы вынести их, но все-таки двое монахов вынесли гроб и поставили посреди монастыря. Когда же они хотели отнести его за монастырь, то не смогли сдвинуть даже раки, и ковчег с мощами Св. Ионы остался среди огня невредим. По окончании пожара четыре монаха и два священника подняли раку и внесли внутрь погоревшей церкви Иоанна Предтечи и поставили в алтаре. Обо всем случившемся игумен обители сообщил архиепископу новгородскому Пимену, который приказал возобновить погоревшую церковь и потом вместе с архимандритом Иларионом и старейшими игуменами пришел в Отню пустынь, совершив молебное пение. Святые мощи были положены в том месте, которое определил сам Св. Иона при жизни. Когда архиепископ Пимен открыл мощи на целование, все находившиеся при этом ощутили благовоние.

После смерти Ионы монастырь подвергался многим бедствиям и быстро стал приходить в упадок. Иван IV поддержал его денежными средствами: на монастырь в 1574 г. было пожертвовано 2644 руб. 4 алтына и 4 деньги. В XVI в. в обители было учреждено общежитие и настоятель ее между новгородскими игуменами занимал пятое место.

В истории русской духовной культуры Отенский монастырь связан с именем богослова и философа, обличителя новгородской ереси Зиновия Отенского, о жизни которого мы знаем очень мало. Неизвестен год его рождения, а год смерти — приблизительно 1568 (по другим источникам — 1571-72 гг.). Возможно, он был новгородцем, ибо сам о себе сказал, что не знает иного «гласа» кроме новгородского. Митрополит Евгений (Болховитинов) считал его учеником Максима Грека, сосланным в Отенскую обитель после заточения своего учителя. Но некоторые современные исследователи (Клибанов, Корецкий) не находят сходства воззрений «нестяжателя» Максима Грека со взглядами Отенского монаха, отстаивавшего землевладение и более близкого по своим позициям к Иосифу Волоцкому.

В 1556 г. к нему пришли клирошане Старорусского монастыря — монахи Герасим и Афанасий с иконописцем Федором и «вопросили о новом учении» (т. е. о ереси Феодосия Косого). Очевидно, популярность Зиновия была достаточно широкой. Его талант ритора и богослова проявился в похвальном слове на открытии мощей новгородских архиепископов Никиты и Ионы. Опровержению ереси Косого он посвятил подробное сочинение «Истин показание к вопрошающим о новом учении». Критика ереси тщательно аргументировалась. Дореволюционный исследователь жизни и деятельности Зиновия Отенского Ф. Калугин и современные исследователи установили широкий круг источников, которыми он пользовался — сочинения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Григория Нисского, Николая Черногорца. Судя по всему, он знал и античных писателей, возможно, владел и греческим языком. Среди книжников древней Руси богословский авторитет отенского монаха был очень высок и ему не раз пытались приписывать чужие труды — например, житие Иосифа Волоцкого. Зиновием Отенским было написано несколько посланий, посвященных вопросам обрядности и веры. Тело отенского монаха после его смерти было положено рядом с мощами архиепископа Ионы.

По летописным известиям в 1600 г. в Отне случился громадный пожар, который уничтожил все монастырское имущество, оставив только обгорелые и разрушенные стены церквей. Восстановление монастыря было прервано во время шведского разорения: в 1615 г. Понтус Делагарди, предводительствуя шведскими войсками на пути из Тихвина в Новгород, «Отенский монастырь разорили, и церковное, и монастырское, и всякое строение выграбили, и братию и служек побили, и монастырь весь выжгли». После такого страшного опустошения по ходатайству игумена Дионисия обитель была восстановлена на основании грамоты царя Михаила Федоровича (1617 г.).

В 1662 г. к Отне был приписан Козьмодемьянский монастырь, но в 1699 г. сильный пожар снова опустошил обитель и митрополит Иов приписал ее к архиерейскому дому. Опека помогла обстроить Отню. Архимандриту Тихону была дана полная настоятельская власть в устройстве монастыря. В 1730 г. опять монастырь горел и остались «только одни каменные стены». Полное восстановление Отни осуществилось лишь в начале XIX в. «тщанием игуменов Мефодия, Захария и Михаила». По штатам 1764 г. он был отнесен к третьему классу. Полагалось кроме настоятеля иметь казначея, четыре иеромонаха, два иеродиакона, четыре послушника и девять служителей.

Настоятельствовали, как правило, игумены, но были и архимандриты: сан этот давался исключительно по личным заслугам настоятеля. В XVI — XVII вв. игумену дано было дано право «судить и решать все дела, исключая духовные не только монастырские и крестьян, принадлежащих монастырю, но приходские мытенские, и бывшая за монастырем земля были подчинены игумену». В XVIII в. у монастыря было семьсот тридцать две души крестьян, семьсот девять десятин земли, рыбные ловли и, вероятно, получая доброхотные пожалования, монастырь мог существовать безбедно.

В XIX - начале XX вв. размеры земельных монастырских владений значительно уменьшилось. По законодательным актам можно видеть, что сельским хозяйством монастырь занимался в небольших размерах, огороды возделывались на то количество овощей, которое нужно было в продолжение года для монастыря. Содержали рогатый скот и лошадей.

Большую пользу монастырю принесло игуменство Мефодия (1795-1801 гг.). При нем были возведены новые строения и полностью обеспечено содержание братии. В 1800 г. все постройки монастыря были «упразнены» и в центре возведен грандиозный одноглавый собор с классическим портиком и двумя фланкирующими его колокольнями в северо-западном и юго-западном углах. Внутри собор был разделен стеной на два самостоятельных храма. Поставленный в честь соименного Ионе святого придельный храм занял в новой постройке большую часть внутреннего пространства и стал восприниматься как главный храм монастыря. Северный храм был освящен во имя Святителя Чудотворца Ионы Отенского.

Разрушения начала XIX в. почти не коснулись Никольской трапезной церкви: перестройке подверглась только ее западная часть (настоятельские кельи, братская трапеза). Трапезная стала частью теплого храма, который вошел составной частью в огибающий собор с трех сторон П-образный келейный корпус с двухэтажными прямоугольными башенками по углам. В центре южной стены корпуса находились Святые ворота с расположенными над ними братскими кельями. В том же корпусе размещались казначейские кельи и гостиницы. Снаружи монастырь был обнесен каменной оградой.

По свидетельству монастырской ведомости 1918 г., в библиотеке Отенской обители было пятьсот пятьдесят три книги, часть которых составляли рукописи, грамоты и синодики XVI — XVII вв.

Еще архимандрит Макарий в середине XIX в. отмечал наличие в монастыре таких особо чтимых икон, как образ Св. Ионы, известный под названием «Покров на Раку», образ Старорусской Божьей Матери, местночтимая икона Богоматери Тихвинской. Кроме праздника, совершавшегося в память Св. Ионы в день его кончины (5 ноября по ст. стилю), торжественное богослужение совершалось в Ильинскую пятницу, с крестным ходом из Новгорода (пятьдесят верст), а потом из ближайших сел: Мытенского погоста и Змейского. Тогда же из монастыря шел крестный ход в часовню, находившуюся от монастыря за версту по дороге к Волхову. Там совершался молебен с воодосвящением. Внутри этой часовни находился неглубокий колодец, выкопанный, по преданию, святителем Ионою. В сруб колодца был вделан деревянный крест с изображением Распятия Господня. Среди икон в часовне находился образ Св. Ионы, написанный на холсте в рост в святительском облачении. Часовня была построена «иждевением церковного мастера маляра Романа Семенова с помощью монастыря».

Ведомость о монашествующих, послушниках и хозяйстве Отенского монастыря за 1918 г. свидетельствует, что монастырь в это время владел около тридцати одной десятиной пахотной земли в Новом Сельце и Новинке, покосной земли было около восьмидесяти десятин. Капитал монастыря наличными деньгами составлял 1096 руб. 15 коп. Монастырь возглавлял иеромонах Иона семидесяти шести лет, постриженный здесь же в 1877 г. Он пришел в обитель после окончания новгородской духовной семинарии в 1863 г. Кроме восьми человек монашествующих в Отне к 1919 г. было еще пять послушников.

Судьба монастыря в советские годы аналогична судьбам многих русских обителей. Сохранились документы, точно фиксирующие этапы уничтожения Отни.

Акт от 4 декабря 1918 г.

Мы нижеподписавшиеся граждане сельских местностей сел. Руссы Подборецкой волости Новгородской губернии в силу инструкции о проведении в жизнь декрета об отделении церкви от государства собрались на своем сельском сходе комитета бедноты и после всестороннего обсуждения постановили и заявляем, что как верные сыны и дщери Православной церкви долголетнее время являлись поклонниками Отенской обители, видели и привыкли к ее монастырскому богослужению и благолепию монастырских храмов и посещению крестных ходов с чудотворною иконою Тихвинской Божьей Матери и Святителем Угодником Ионою Отенским и преп. Онуфрием Великим, а посему желаем искренне, чтобы Отенский монастырь и впредь существовал и никаким принудительным мерам не подвергался, в чем просим содействия советского правительства оставить нам нашу святыню в целости на радость и духовное утешение. Храмы, имущество монастыря и братию мы берем под свою защиту и охрану.

Протокол общего собрания братии и рабочих Отенского монастыря 5 марта 1919 г.

В присутствии председателя Новселицкого волостного исполнительного Совета, председателя зам. отдела урегулирования общих неурядиц в монастыре прошло общее собрание братии и рабочих и при этом постановили: признать назначенного Св. Синодом настоятеля Отенского монастыря игумена Феодосия для управления монастырем, избрать монастырский духовный совет, в который по избранию и по должности вошли председателем настоятель игумен Феодосий, казначеем — иеромонах Герман, зав. хозяйством избран Николай Федоров и он же делопроизводитель. Означенному совету поручить выработать устав с/х коммуны применительно зарегистрированной уже коммуне Званского монастыря и таковой устав для регистрации представить в земельный отдел… Препоручить совету дальнейшее дело о ходатайстве перед уездным зам. отделом о регистрации нашей трудовой коммуны.

Десять подписей во главе с настоятелем игуменом Феодосием. Тогда же была составлена подробная опись имущества, находящегося в Ионо-Отенском монастыре. В 1922 г. осуществляется осмотр и взятие на учет церковного имущества, имеющего художественное значение. В акте, составленном комиссией музейных экспертов — Н. Порфиридова и В. Квашенкина перечислено семнадцать предметов — потиры, кресты напрестольные, Евангелия, оклады, дарохранительница (XVII — XIX вв.).

В 1928 г. началось «обследование» Отенского монастыря и комиссия обнаружила «нарушение порядка использования предметов», «некоторые предметы были не включены в список», а часть церковной утвари исчезла. Постановление определяло необходимость «украденные вещи оценить и предъявить коллективу верующих граждан иск», а затем «нанять спец. сторожа для охранения храма». В это время в монастыре оставалось только три «служителя культа»: архимандрит Феодосий — настоятель прихода, иеромонах Варлаам и псаломщик Михаил Меркулов.

Новым документом, составленным в январе 1928 г., коллективу верующих Ионо-Отенского прихода Бронницкого района (сто двенадцать человек) передавался «в бессрочное и бесплатное пользование и хранение, находящийся в Бронницком районе в Отенском поселке храм в честь Св. Иоанна с 2-мя часовнями». Верующие обязались «на свои средства производить оплату всех текущих расходов». Отсутствие денег для оплаты страхового иска у верующих облегчило советским органам власти закрытие Ионо-Отенской церкви.

Постановление начальника Бронницкого райотдела от 19 февраля 1930 г.

В связи с отказом верующих пользоваться Ионо-Отенской церковью и принимая во внимание, что в церкви имеется икона так называемой «Тихвинской Божьей Матери», считающаяся среди местного населения «чудотворной», посредством каковой среди окрестного населения в радиусе до 40 верст служителями культа поддерживается религиозный дурман и при ношении ее в день праздника и после почти в течение 2-х недель по деревням выкачиваются от населения большие средства, идущие в пользу служителей культа… церковь закрыть. 29 марта 1930 г. президиум окрисполкома удовлетворил ходатайство райисполкома о закрытии Ионо-Отенской церкви «ввиду отказа и отсутствия желающих взять в аренду пользования».

24 апреля 1930 г. был составлен акт об отборе предметов, числящихся на учете музея с 1922 г. Все предметы в количестве двадцати пяти экземпляров были взяты в музей. Из оставшегося церковного имущества музей оставлял за собой колокол весом около четырех с половиной пудов с надписью: «7202 (1694) году месяца июля в 19 день дал сей колокол Софийский ризничий Варлаам в Отенский монастырь» как имеющий историческое значение. Основная часть церковных вещей и монастырского имущества была отдана в с. Бронницы — райотделу, районному загсу, добровольной пожарной дружине (один из колоколов). Даже Мытнинский драмкружок получил «свою долю»: одну фелонь, одну епитрахиль, стихарь диаконский, пару поручей!

Никольская церковь по тому же акту могла использоваться «без внутренней и наружной переделки и перестройки». Ее передали коллективу верующих, образовавших православное религиозное общество, куда вошло двадцать пять человек — жителей деревень Посад, Отенский поселок, Хуторок. Священником являлся игумен Иона, настоятелем прихода был архимандрит Феодосий. 

Последние документы — о ликвидации Никольской церкви при бывшем Отенском монастыре — датированы 1934 г. Сохранилась Выписка из протокола № 152 Президиума Леноблисполкома от 10 июня 1934 г.: Принимая во внимание, что здание церкви, не являясь специально культовым, находится в стенах закрытого монастыря, на территории, занимаемой в настоящее время колхозом «Переселенец», 20-ки не существует и договор на пользование помещением церкви не заключался, верующие же удовлетворяют свои религиозные потребности в другой Мытенской церкви, находящейся на расстоянии 5-6 км, и учитывая при этом ходатайство колхозников о закрытии церкви и передаче помещения колхозу для хоз. нужд церковь закрыть.

При закрытии храма были изъяты «культовые вещи» в количестве сорока двух предметов, часть которых оставалась «под охраной» Мытенского с/с, а остальные были отправлены в Новгород. В список музейных ценностей было включено одиннадцать предметов. Прихожане просили оставить им образы Св. Ионы, Онуфрия Великого и Тихвинскую икону (церковная двадцатка все-таки существовала), но в ходатайстве было отказано.

В мае 1934 г. появляется докумнт, свидетельствующий о желании использовать собор с колокольней на кирпич. К счастью, этому не суждено было осуществиться, но постройки Отни были все-таки разрушены во время войны. К сожалению, пока не удалось найти никаких сведений о судьбе последних насельников монастыря, живших в «Аракчеевских казармах Отенского поселка».

С сайта: https://Муромский историко-художественный музей/Н. Н. Жервэ. Новгородский Ионо-Отенский монастырь. Страницы истории.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.