ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Русское Поречное. Церковь Димитрия Солунского.

Димитриевская церковь


Русское Поречное. Церковь Димитрия Солунского
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Димитрия Солунского
Год постройки:1733.
Год утраты:1989 (сгорела)
Адрес:
Россия, Курская область, Суджанский район, с. Русское Поречное




Церковь Димитрия Солунского, Частная коллекция. Фото 1970-х годов<br>, Русское Поречное, Суджанский район, Курская область
Частная коллекция. Фото 1970-х годов
Михаил Мещанинов
6 октября 1974
Церковь Димитрия Солунского, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Русское Поречное, Суджанский район, Курская область
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
6 июля 1969
Церковь Димитрия Солунского, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Русское Поречное, Суджанский район, Курская область
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
6 июля 1969
Церковь Димитрия Солунского, Частная коллекция. Фото 1950-х годов<br>, Русское Поречное, Суджанский район, Курская область
Частная коллекция. Фото 1950-х годов
Михаил Мещанинов
26 октября 1956
Церковь Димитрия Солунского, Частная коллекция. Фото 1940-х годов<br>, Русское Поречное, Суджанский район, Курская область
Частная коллекция. Фото 1940-х годов
Михаил Мещанинов
29 сентября 1949



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  11 декабря 2021

Димитриевская церковь построена в 1733 г., о чём гласит надпись на косяках западной входной двери: «...1733... за благословением... Арсения Берла... епископа Переяславского и Борисоглебского эго же немалым собственным денежным средством».

Трёхсрубная, трехъярусная церковь Рождества – выдающийся памятник работы одного из выдающихся народных мастеров. План состоит из центрального восьмигранника и двух меньших шестигранников – алтаря и бабинца. Срубы стен всех участков одной высоты. Их грани обнаруживают сдержанный наклон внутрь. Величавые формы могучих срубов стен завершает торжественный аккорд энергично прорисованных в контурах верхов. Богатая гамма – то звонкой, то приглушенной светотеневой игры – придает внешнему виду строения сочной живописности, четко лепит выразительные архитектурные формы. Каждая наружная грань сруба стен центральной части вверху прорезана большим окном. Мастер мудро использует эффекты освещения также и в интерьере. Центр внизу залит ярким светом. Восьмерик центрального верха имеет четыре небольших окна. Поэтому вверху участок освещен слабее. Этим усиливается иллюзионная высота центральной части.

Срубы стен алтаря и бабинца прорезаны меньшим, чем центр, количеством окон. Яркое освещение центра и мягче – бабинца и алтаря – усложняют и обогащают палитру светотени, позволяют мастеру отчетливее выявить формы каждого компонента строения и подчеркнуть его место и значение в композиции.

Восьмерики алтаря и бабинца – глухие, совсем не имеют окон. В них вибрирует неуверенный полумрак.

Фото внешнего вида опубликовал Г. Павлуцкий во II томе «Труды XIV археологического съезда». Москва. 1911. Табл. VII. Об этой церкви упоминается в 9 и 12 выпусках «Вопросы реставрации археологической комиссии» и в статье П. Мартынович и В. Горленко «Церкви старинной постройки Полтавской епархии». Полтава. 1888 г.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  31 марта 2022

В селе Русское Поречное старинная деревянная Дмитриевская церковь. Фото её свидетельствует, что этот памятник принадлежит к лиманской группе, и построена она была, вероятно, во второй половине XVIII века. Трихверхая Дмитриевская в Русским Поречном – самая северо-восточная из известных нам памятников лиманского типа. Летом 1970 г. Л. Литошенко смог частично измерить и сфотографировать её.

Церковь построена из дубовых брусьев размером 15х20 см в разрезе. В церкви сохранились шестигранной формы косяки. Резная надпись на них много раз закрашивалась, и сейчас из неё читаются только отдельные буквы. Возможно, что надпись содержит дату постройки, место, где был построен этот памятник, возможно, и имя мастера. Л. Литошенко любезно разрешил нам использовать свои обмеры и фото этой достопримечательности, за что выражаем ему нашу благодарность.

Церковь Дмитрия в русском Поречном - триверхая. Центральный участок плана-восьмигранник. Входной размер при разбивке плана-ширина центрального участка. Полная длина центра – апофема равностороннего треугольника со стороной, равной ширине плана центра. Восточная и западная грани центра равны ½ диагонали четырехугольника, у которого ширина равна ширине плана, а длина – длине центра, а южная и северные грани = ½ полной длины центра. Алтарь в плане шестигранник, у которого ширина и длина равны ½ полной ширины плана центра. Восточная грань алтаря – ½ ширины плана алтаря, а южная грань – 1/2 диагонали четырехугольника, в который вписывается план алтаря. Бабинец – шестигранник, у которого ширина равна ширине алтаря, а длина определяется тем, что длина бабинца и половина длины центра равны ширине плана центра.

При сборке срубов стен и верхов мастер исходил из размеров плана строения. Высота срубов стен всех трех участков равна апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной полной длине плана центра. Высота (внутренняя) верха центрального участка равна длине плана центра и Бабинца, вместе взятых. Высота сруба стен центра вместе с первым заломом равна длине сруб алтаря и половины длины центра на уровне верха срубов стен. Высота первого восьмерика центра определяется тем, что она вместе с высотой первого залома равна ½ длины плана центра. Длина первого восьмерика повторяет длину плана алтаря (одно из самых любимых средств построения восьмериков), а ширина плана того же первого восьмерика равна ½ длины плана центра и алтаря.

Примечание: второй залом и фонарь центрального верха – не замерены; поэтому утверждать, что они действительно такие, как выглядят на разрезе, не имеем возможности.

В алтаре верх внутри над восьмериком сейчас зашит. В притворе восьмерик и второй залом верха тоже не прочитаны; поэтому ясно представить систему построения форм этих верхов мы бессильны. Однако следует отметить, что внутренняя высота срубов стен вместе с первым заломом в алтаре и притворе равны ширине плана центра. Это свидетельствует, что формы верхов алтаря и Бабинца имели четко определенную систему построения. Можно предположить, что церковь была построена кое-где, а впоследствии была перенесена в Русское Поречное. При переносе могли произойти определенные изменения первоначальной формы. Никаких документов о времени и месте постройки памятника не обнаружено.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам Л. Литошенко 1970 г., перевод с украинского, орфография сохранена.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.