ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Атырау. Собор Николая Чудотворца.

Никольский собор


Атырау. Собор Николая Чудотворца
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:приблизительно 1825 - 1830.
Год утраты:приблизительно 1935 (снесён)
Адрес:
Казахстан, Атырауская область, г. Атырау (быв. Гурьев), ул. Кулманова, на месте ЖК "Гранд Атырау"

Координаты: 47.108396, 51.915735 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Собор Николая Чудотворца, Старинное фото<br>, Атырау, Атырауская область, Казахстан
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
Собор Николая Чудотворца, Старинное фото<br>, Атырау, Атырауская область, Казахстан
Старинное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  19 февраля 2025

В 1645 году Гурьев городок был узаконен, как крепость, а почти через сто лет, в 1754 году, по приказу наместника Оренбургского края Неплюева И.И. начался разбор старых и строительство новых крепостных стен, взамен обвалившихся. Были снесены и башни, в одной из которых находилась каменная надвратная церковь во имя Спаса Нерукотворного с двумя приделами во имя святых Афанасия и Кирилла Александрийских и Алексея Божия человека. Вместо нее была построена деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.

В 1809 году деревянная Николаевская церковь сгорела, а вместо нее был построен молитвенный дом, того же наименования, иногда именовавшийся часовней.

8 января 1815 года атаман Уральского казачьего войска генерал-майор Бородин Д.М. обратился с рапортом к Оренбургскому генерал-губернатору князю Григорию Семеновичу Волконскому. Суть рапорта состояла в том, что в Гурьеве городке «где от войска сего для охранения … онаго двух сотенная команда… служащих чиновников и казаков», а «…священник же Арефий… находится тамо от астраханской епархии а жалованье получает от войска уральскаго…» Далее атаман просил «…не благо угодно ли будет в Гурьеве городке иметь священника уральского сословия казанской Епархии о чем и снабдить войсковую канцелярию… в разрешение повелением».

Полагая, что решение этого вопроса может затянуться, атаман Бородин 16 января послал новый рапорт Оренбургскому генерал-губернатору. В нем он сообщал, что начальник гурьевской казачьей команды есаул Донсков доносил ему о самовольных действиях астраханца Петрова. Петров начал доставлять в Гурьев из Астрахани материалы для строительства там каменной церкви «кирпича десять тысяч, извески десять кулей». Далее атаман Бородин, констатируя, что « в Гурьеве городке за выведением регулярных воинских команд и бывших разнаго звания ино городных обывателей, находятся одни только чиновники и казаки войска уральскаго», просил: «Потому войсковая канцелярия и согласна в Гурьеве городке церковь соорудить нащет войсковой Уральской общей суммы, и для того определено: представя сим Вашему Сиятельству, просить астраханским жителям воспретить в Гурьеве городке привозить означенныя материалы. А при том находящагося ныне в Гурьеве городке астраханской Епархии священника которой получает жалованье из войсковой уральской суммы переменить священником ведомства казанской Епархии из сословия войска уральскаго!».

18 января Волконский в своем письме архиепископу Казанскому Павлу передал просьбу уральцев.
Поставленный уральской войсковой канцелярией вопрос был, действительно, сложным – ни много - ни мало требовалось причислить городок из одной епархии в другую. Хотя просьба уральцев выглядела вполне логичной и законной, поскольку вся войсковая территория находилась под окормлением Казанской епархии (по указу священного Синода от 19 февраля 1791 года), а малая южная часть ее (Гурьев-городок) – все еще под Астраханской. В одном месте своего рапорта атаман Бородин явно лукавил, говоря о жаловании астраханского священника, явно зная, что тот довольствуется деньгами из Астрахани. Скорее всего, это делалось им, чтобы придать вес своей просьбе и показать заботу об уральцах и уральском клире.

Письмо от Волконского в Казанскую епархию пришло, когда архиепископ Павел уже скончался. Поэтому, предполагая заминку с ответом, в связи с необходимостью назначения нового епархиального архиерея, генерал-губернатор 2 февраля направил письмо Астраханскому гражданскому губернатору Андреевскому С.С. В нем он сообщал о желании Уральского казачьего войска самостоятельно строить церковь в Гурьеве и просил запретить астраханцам начинать задуманное ими строительство в городке.

9 февраля 1815 года к архиепископу Астраханскому и Кавказскому Гаю обратились с прошениями «…астраханской мещанин Василий Петров сын Попов и помянутого Гурьева городка староста церковной астраханской купец Ефим Данилов сын Иванов с астраханскими купцами и разнаго сословия людьми…» Мещанин Попов сообщал, «… что имеет он усердное желание выстроить в Гурьеве городке вместо погоревшей деревянной Николаевской церкви вновь собственным его капиталом в то ж именование каменным зданием, на что уже искупив немалое количество материалов доставил на место…» Остальные просители подтверждали необходимость построения каменной церкви тем, что «… астраханских рыбопромышленников ежегодно выезжает на Эмбенские рыбные промыслы более … пяти тысяч человек, которые проезжая всегда туда и вновь в обратный путь мимо Гурьева заезжают для принесения Всевышнему благодарения равно и для исправления прочих нужд, касающихся по долгу христианскому, в которых судя по таковому количеству людей весьма часто имеют надобность…» Архиепископ Гай пожелание астраханцев благословил, разрешив тем самым строительство.

В ответном письме из канцелярии Астраханского губернатора от 25 февраля в Оренбург сообщили, что полиции Астрахани дано указание об объявлении запрещения завозить материалы для строительства церкви в Гурьев-городок. О чем было сообщено из Оренбургской канцелярии в Уральск. Еще 19 февраля, зная о переписке Оренбурга и Астрахани, атаман Бородин вновь обратился в Оренбург с новым рапортом. В нем сообщалось, что «…астраханской житель Петров бедного состояния а притом есть слухи и те что на сооружение церкви означенное приношение делает ни один он Петров а по согласию с другими астраханскими жителями натаковой болие предмет дабы по сооружении церкви остаться им проживать в Гурьеве городке». Далее он просил одобрения запрещения дальнейшего привоза Петровым строительных материалов. Касаясь уже завезенных материалов Бородин рекомендовал: «…что есть прежде доставлено оставить в Гурьеве а буде его и других жителей к тому есть желание то могут они сие сделать где предстоит надобность в другом месте…» В конце рапорта Бородин опять повторил: «…в Гурьеве городке войсковая канцелярия согласна построить церкву нащет войсковой Уральской суммы».

Многоточие в деле строительства Николаевской церкви, назначения туда священника уральского сословия и причисления Гурьева-городка из Астраханской в Казанскую епархию поставило письмо в Оренбургскую канцелярию из Казани, присланное 15 июня 1815 года. Казанская духовная консистория сообщала ответ на свое послание от 9 февраля архиепископу Астраханскому и Кавказскому Гаю. Тезисно ответ из Астрахани выглядел так:
- «Гурьев городок с самаго заведения онага издревле состоит в Астраханской епархии»;
- «…состоявшая деревянным построением николаевская церковь построена была для воинской команды, состоящей из во оном городке из Астраханских гарнизонных артиллерийских и инженерных штаб и обер офицеров и рядовых, как равно и для жительствующих во оном городке и окружающих оный на рыболовных ватагах по промыслу астраханских разнаго сословия обывателей…»;
- «…священно церковнослужителям сей церкви, яко в управлении астраханской епархии состоящим производилось и ныне производится каждогодно из астраханской казенной палаты денежное жалованье…»;
- «…в 1791 году по указу Святейшаго правительствующаго Синода того года февраля от 19-го числа состоявшемуся и самый город Уральск, состоящий гораздо далее к Астрахани, нежели Гурьев городок, будучи признан удобнее было по расстоянию в астраханской епархии, нежели казанской, отчислен был от оной епархии в астраханскую и с состоящими вблизи онаго двумя станицами с шестью церквами и находящимися при оных священноцерковнослужителями … отчислены паки из астраханской в казанскую епархию, а Гурьев городок остался тогда и состоит доселе в астраханской епархии доселе…»;
- в феврале 1815 года архиепископом Астраханским и Кавказским Гаем дано благословение на строительство каменной церкви в Гурьеве городке;
- «…священник Арефий Иванов умер вместо которого там, по вышеизъявленной причине нужен быть налице другой непременно, и потому … произведен туда диакон Николай Михайлов священником…»
В 1817 году Гурьев-городок в духовных делах все же был причислен к Оренбургской епархии. В 1828 году там при молитвенном доме служили: священник – Ноготков М.И., диакон – Нюнькин И.В., дьячки – Голованичев В.И. и Яшков Ф.Ф.

Судьба Николаевского молитвенного дома была решена в 1829 году. По благословению епископа Оренбургского и Уральского Аркадия он был сломан, а на его месте возведен каменный Николаевский храм, как и планировалось на войсковые деньги. Слом и строительство осуществлялись под присмотром священника Флорова Киприана Флоровича. В 1931 году храм был освящен благочинным уральских единоверческих церквей протоиереем Корчагиным Иоасафом Иоанновичем.

В 1835 году в Гурьеве проживали христиане: единоверцы – 168 дворов (361 человек мужского пола и 375 – женского), часовенные старообрядцы – 6 дворов (18 человек мужского пола и 23 – женского) и представители «перекрещенской секты» (беспоповцы) –221 двор (560 человек мужского пола и 571 – женского). Церковь была холодной, печей в ней не имелось. Уже на 1837 год церковный двор был окружен каменной оградой. Копии метрических книг и исповедальных росписей хранились при церкви с 1819 года. Церковный причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Жалование им выплачивалось ежегодно из войскового капитала: священнику -125 рублей, диакону – 80 рублей, причетникам (дьячку и пономарю) – по 40 рублей. Кроме этого, священнослужители ежегодно получали компенсацию за неучастие в багренном рыболовстве по 50 рублей.

По состоянию на конец 1849 года распределение христианских толков в Гурьеве-городке было примерно в том же соотношении, что и 1835 году: единоверцы – 176 дворов (409 человек мужского пола и 438 – женского), часовенные старообрядцы – 6 дворов (44 человека мужского пола и 27 – женского) и представители «перекрещенской секты» (беспоповцы) –117 двор (298 человек мужского пола и 365 – женского).

17 мая 1853 года здесь побывал писатель и ученый Свенске К.Ф. Храм он описал так: «... мы были в единственной гурьевской церкви: она единоверческая. Внутреннее расположение Гурьевского Собора (так называют Гурьевцы свой храм) ничем не отличается от обыкновенных наших православных церквей. Образа иконостаса и все прочие – старинного русско-византийского стиля, в серебрянных окладах. День посещения нашего гурьевской церкви был непраздничный: вместо обедни священник служил часы. Священник очень ласково со мной обошелся, на мои вопросы отвечал удовлетворительно, вводил меня в алтарь, показывал церковную утварь и книги, которые все печатные православного издания.

Примерно в этот же период записано следующее наблюдение другого путешествующего: «Как-то я спросил свою гурьевскую хозяйку: Как это, город довольно большой, около 2000 душ, а церковь одна? «Да, одна, отвечала она с усмешкой, да и в ту ходить некому». Впрочем, это не совсем справедливо, я таки видел там казаков, но более одних мужчин, женщин было очень мало».

В 1859 году Николаевская церковь была расширена. «... по середине ея возведен купол, сделан новый иконостас... Одновременно с этим она была внутри и снаружи оштукатурена...». Все работы были выполнены на пожертвования. Летом 1861 года в церкви был открыт второй штат в составе священника диакона и двух дьячков, а 1865 году должность диакона из состава второго штата была упразднена.

В 1864 году штат церкви состоял из протоиерея, священника, двух диаконов и четырех причетников (псаломщиков). Прихожане церкви составляли 280 дворов, в которых проживало 646 мужчин и 718 женщин казачьего сословия и 100 мужчин и 84 женщины иногороднего. При этом в городе проживали старообрядцы – 180 дворов (387 человек мужского пола и 475 – женского).

В 1874-1876 г.г. внутренний интерьер церкви украсился стенными росписями по инициативе и на средства церковного старосты казака Федота Ивановича Тудакова. Казак Петр Истомин, умерший в 1879 году, своим завещанием пожертвовал небольшой деревянный дом, который использовался под жилье для малосемейных членов причта.

Входящая в приход каменная Александро-Невская часовня, находившаяся на базарной площади, построена была в 1884 году в память избавления Императора Александра II от руки злодея 1 апреля 1879 года. На 1911 год за ветхостью была разобранной, однако, уже в 1913 году она была отмечена в документах, как действующая.

Мужская школа при церкви впервые была открыта в 1856 году, по прошествии пяти лет она закрылась. Новая церковно-приходская школа была открыта в 1886 году. Здание для школы было построено в 1890 году из сырцового кирпича на средства попечителя школы урядника Симеона Сутягина, пожертвовавшего на строительство 1500 рублей (по другим сведениям – 1700 рублей). Здание школы состояло из двух комнат размером 7 на 5 аршин каждая и помещения для учителя из трех комнат. В школьной библиотеке в 1900 году было около 800 экземпляров книг для чтения и учебников. С 1897 по 1901 год попечителем школы состоял купец Куликов Иван Кондратиевич. С 1886 по 1900 годы в школе обучалось 565 человек.

В 1889 году прихожанами были собраны 3700 рублей на приобретение колокола с изображением ликов: пророка Осии, святого благоверного князя Александра Невского, Марии Магдалины и святого Николая Чудотворца. Так прихожане хотели увековечить счастливое избавление от гибели царской семьи во время покушения 17 октября 1888 года.
25 октября 1891 года открыто церковно-приходское попечительство.

В 1893 году в Гурьеве стараниями священника, а в последствии протоиерея, Николаевской церкви Голубова Ф.Е. открыто отделение Оренбургского Михайло-Архангельского братства. Была специально организована книжная лавка на базарной площади. В лавке продавались издания Синода, учебники и канцелярские принадлежности.
Указом Синода от 24 октября 1894 года №4759 церковь переименована в собор. В 1895 году церковную школу окончили 44 человека.

По духовному завещанию Бузулукской купчихи Брысиной Ксении Дементьевны в 1895 году причт на свое содержание мог использовать средства от «вечного» вклада в 1000 рублей под 4% годовых. Годовое жалование, получаемое причтом из войскового капитала, в это время составляло в рублях: протоиерей – 250, священник – 160, диакон – 100, псаломщик – 50.

Приход церкви в 1896 году состоял из 526 дворов (1423 человека мужского пола и 1403 женского). В 1896 году священник Фаддей Емелин церковь описал так: «…не обширна, имеет вид креста; вмещает приблизительно до 500 молящихся, имеет достаточную церковную утварь». Уже тогда было ясно, что собор не вмещает всех богомольцев, желающих принять участие в молебствиях, особенно в праздничные дни. Было принято решение о его расширении перекладкой боковых стен. По недостатку средств в 1899 году строительные работы в храме не велись.

Кроме каменной часовни, находящейся на базарной площади, в церковный приход входила православная деревянная часовня на городском кладбище. Церковный причт в 1899 году состоял из: протоиерея, двух священников, диакона и четырех псаломщиков.

На рубеже XIX и XX веков в пожертвованиях на нужды храма особо отличились «...староста собора И.И. Корнеев, семейство Брысиных, Ф. И. Тудаков, А.П. Шкокова». По мнению священника Самарцева А.А.: «Всеми этими лицами в разное время было пожертвовано из личных средств вещами и деньгами на сумму до 25 тысяч руб.». Упомянутая Шкокова – Анна Петровна, крестьянка, в последствии по своему духовному завещанию сделала «вечный вклад» в 1000 рублей, проценты от которого шли на содержание причта и храма. Аналогичное завещание сделала гурьевская казачка Анастасия Калмыкова на сумму 400 рублей. Также по ее смерти в 1890 году в распоряжение храма перешел саманный дом по Нижегородской улице. Саманный дом на той же улице завещал собору крестьянин Михаил Форафонов, умерший в 1897 году.

В ХХ век соборная колокольня пришла с «полным звоном». Самый большой колокол весил более 300 пудов. В соборе хранились два старинных Евангелия. Обе книги напечатаны были в Москве, одна в 1800 году, вторая – в 1830. В десятых годах ХХ века на городском кладбище была построена приписная к собору каменная Святодуховская церковь. 13 мая 1913 года она была освящена малым освящением.

В 1913 году в приходе собора проживали: 841 двор единоверцев (2086 человек мужского пола и 2234 – женского), 35 дворов старообрядцев-поповцев (105 человек мужского пола и 115 – женского), 15 дворов старообрядцев-беспоповцев (30 человек мужского пола и 42 – женского).

13 мая 1935 года Гурьевским горсоветом было принято решение «Ввиду ветхости здания и необходимости расширения площади для разбивки городского парка» передать здание «на снос Рыбоконсервкомбинату им. тов. Кагановича».

Владимир Кутищев (Уральск), https://m.ok.ru/group/55279295463444/topic/154514381016340



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.