ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Печ. Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия".

Crkva Bogorodice Odigitrije


Печ. Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Одигитрия" иконы Божией Матери
Год постройки:не ранее 1337.
Адрес:
Сербия, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Печ

Координаты: 42.661105, 20.265609





Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019
Печский патриарший монастырь. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия", , Печ, АК Косово и Метохия, Косовский округ, Сербия
zavar-vera
7 марта 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 31 октября 2025

Храм Богородицы Одигитрии был пристроен в 1328 г. к южной стене нартекса церкви св. Апостолов, параллельно церкви св. Димитрия, архиепископом Даниилом II. Церковь посвящена константинопольской иконе Божией Матери «Одигитрия», престольный праздник - Успение Божией Матери, о чем сообщает Житие архиепископ Даниила II. Редкое посвящение храма - особый замысел ктитора, бывавшего в столице империи в качестве дипломата сербского короля, связано, возможно, также с тем, что в этом храме служили греческие монахи по греческому уставу. Освящение престола подчеркивает мемориальный характер храма, задуманного архиепископом Даниилом II как усыпальница.

Храм принадлежит к типу простого вписанного креста, с куполом на 4 квадратных столпах и с одной, центральной, апсидой, снаружи 3-гранной (размеры храма 13,65×9,35 м). Северный алтарь посвящен свт. Арсению, южный - св. Иоанну Предтече. Наос значительно вытянут по продольной оси. Угловые ячейки понижены и перекрыты провинциальным способом: продольные малые подпружные арки понижены, а сами ячейки перекрыты полуциркульными сводами. По всему периметру внутри идут 2 карниза: под куполом и в основании больших подпружных арок (кроме торца северного рукава). Храм выстроен в той же технике, что и церковь вмч. Димитрия, и имеет ту же фасадную декорацию (полуколонки на куполе стесаны позднее); добавлены только ниши с двойным обломом на гранях апсиды. Окна имеют готические резные обрамления работы поморских мастеров: в апсиде и наверху южного рукава-бифории, в южной апсиде и внизу южного рукава - одинарные окна. Над окнами следы орнаментальной росписи. В западной стене и в южной стене юго-западной ячейки - двери с резным порталом. Высокий каменный темплон с 6 колонками и резными капителями плохо сохранился и был отреставрирован в 1932 г. В северо-западной аркосолии находится мраморный резной саркофаг архиеп. Даниила II. Юго-западный столб укрепили после землетрясения 1662 г. пилястрами и дополнительной продольной стенкой с проходом и окошком, а северо-западная ячейка огорожена с востока стенкой с окошком.

Церковь расписывали приблизительно с 1335 до 1337 г. по заказу архиеп. Даниила II в последние годы его жизни. Тодич предполагает, что живопись заканчивали в спешке, т. к. ряд святых и часть свитков остались без надписаний. В куполе - образ Христа Пантократора, окруженный изображением Небесной литургии. С восточной стороны сонмы ангелов в лоратных одеждах поклоняются Младенцу Христу - Жертве на престоле; осеняет Жертву херувим 2 звездчатыми рипидами. Композиция подписана: «Свята литургия». На престоле (с надписью «Свята трапеза») под мраморным киворием с завесой и свисающей лампадой представлены копие, губка, Евангелие, свиток с текстом: «Аминь». Между 2 престолами по кругу размещены ангелы-диаконы (под ними подпись: «Ангел Господень»), идущие от «Святой трапезы» (на запад) со Св. Дарами, литургическими сосудами, рипидами и воздухами в руках, воспевающие песнь «Свят, свят, свят» (слово «свят» написано 9 раз над ними и на их орарях). Извод этой сцены близок к фреске мон-ря Грачаница (около 1320). Сцена воспроизводит не только детали процессии Великого входа на литургии, поскольку часть предметов (копие, губка, рипиды в руках херувима) и надписей (трегубое славословие и «Аминь») указывают также и на проскомидию, и на молитву анафоры.

В барабане попарно изображены 16 пророков, осеняемых серафимами, что встречается редко (мозаика церкви Паригоритиссы в Арте, кон. XIII в., и фреска церкви Богородицы Левишки, 1310-1313): Аарон с расцветшим жезлом и кадилом, Соломон, Давид, Моисей, Михей, Иоиль, Исаия, Иезекииль, Аввакум, Захария Младший с серпом, Иеремия, Иона, Софония, Елисей, Илия, Даниил. Евангелисты в парусах представлены с персонификациями Премудрости, популярными в XIV в., между ними с востока - Мандилион, с запада - Керамион, а с севера и юга - херувимы, подающие евангелистам свитки.

Росписи алтарной зоны в целом традиционны: в конхе - Богоматерь с Младенцем на троне, с поклоняющимися ангелами, «Причащение апостолов»; «Служба св. отцов» (воспроизводит ряд образов святителей из церкви св. Апостолов, в т. ч. свт. Савву, с аналогичными надписями в свитках). В откосах восточного окна - ангелы с рипидами, осеняемые шестокрылом, однако самой Жертвы нет. Особенностью композиции «Евхаристия» является изображение в центре вместо обычной сени храма с куполом - символа Церкви Земной - Небесной, «Нового Сиона», во многом аналогичного постройке в такой же композиции в церкви вмч. Димитрия Печской Патриархии, только здесь охраняемого шестокрылом. Над конхой апсиды во «лбу» вост. арки в 11 медальонах представлены образы Еммануила и святителей, Киприана Антиохийского, Амвросия Медиоланского, Климента Охридского, Иакова, брата Господня, патриархов Константинопольских Тарасия, Митрофана, Германа, Никифора, Мефодия и сщмч. Дионисия Ареопагита. На заплечиках апсиды изображены 4 столпника: Симеон Старший, Даниил, Давид Солунский, Симеон Дивногорец. На боковых стенах алтаря, в медальонах и в рост, - святители Кирилл Иерусалимский, Антипа Пергамский, Сильвестр Римский, Спиридон Тримифунтский; диаконы: с северной стороны - вмч. Стефан, с юга на перегородке с диаконником - Роман Сладкопевец, Евпл, полфигура неизвестного. В арке, ведущей в северную капеллу, - образы пророков Илии и Елисея, в южную капеллу - пророки Даниил и Аввакум. В арке проема перегородки с южной капеллой - праведные Иоаким и Анна.

На восточных столбах по сторонам алтарной преграды по византийской традиции образы Богоматери «Агиосоритисса» (надпись: «Мати Божия») и Христа. Большое место в росписи занимают шестокрылы. По мысли Тодича, их присутствие обусловлено замыслом напомнить о том, что новозаветная Церковь была прообразована ветхозаветной скинией пророка Моисея.

Протесис и диаконник являются самостоятельными капеллами (парекклисионами) со своей иконографической программой: 1-й посвящен архиеп. Арсению I, 2-й - св. Иоанну Предтече. В жертвеннике помещены 4 уникальные сцены из Жития архиеп. Арсения I, текст которого, как и службу святому, составил архиеп. Даниил II. В верхней зоне представлены: фрагментарно - «Поставление Арсения во диакона и священника свт. Саввой», целиком - «Поставление Арсения во епископы св. Саввой», «Отпевание св. Арсения» (цикл составлен по образцу житийных циклов святителей, с включением сербских реалий). На восточной стене - «Видение св. Петра Александрийского», над ним - Богоматерь «Воплощение» с 2 архангелами. На боковых стенах в нижнем ярусе - «Служба св. отцов» (святители Василий Великий, Кирилл и Афанасий Александрийские), мученик Нестор, на перегородке с центральным алтарем - 3 фигуры отроков халдейских, «Явление ангела преподобному Пахомию Великому» (фрагмент).

В южном парекклисионе на восточной стене - поясной образ Богоматери «Воплощение» («Платитера», по терминологии А. Гаврилович), ниже - служащие святители Иоанн Златоуст и Василий Великий, осеняемые херувимом в своде окна; в своде - традиционный для диаконника цикл, посвященный св. Иоанну Предтече: «Встреча Марии и Елисаветы», «Рождество Иоанна Предтечи», «Пир Ирода», «Усекновение главы Иоанна Претечи», «Обретение главы», фрагмент неизвестной сцены; Деисус на южной стене. На северной стене-перегородке - образы архангелов Михаила и Гавриила, на западной перегородке - образы мучеников Димитрия, Прокопия, Стефана и Голгофский крест; в проеме - образы мученицы Марины и еще одной св. жены.

В сводах с юга на север помещены композиции традиционных праздников: «Благовещение» - на восточных столбах, с пророками Давидом и Соломоном (текст из Часослова: «Преблагословена еси, Богородице») по сторонам, в южном рукаве - «Рождество Христово» (с «Поклонением волхвов»), «Сретение», «Крещение» (с беседой св. Иоанна Предтечи с Христом), «Преображение Господне» (фрагмент), «Воскрешение Лазаря»; в северном рукаве - «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Жены у гроба» и «Сошествие во ад»; в восточном рукаве - «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов»; на западной стене - «Успение Богородицы». В «Сошествии во ад» показаны проповедь св. Иоанна Предтечи праотцам о сошествии Христа во ад, иллюстрирующая Слово на Великую пятницу Евсевия Александрийского (аналогии - фрески церкви святых Петра и Павла в Биело-Поле 20-х гг. XIV в., Грачаница), и ангелы, связывающие фигуру персонифицированного Ада по рукам и ногам, тогда как Христос изводит из ада вместе с Адамом и Евой Авеля. Сцены «Явления Христа по воскресении», обычно занимающие стены алтаря или подкупольное пространство, расположены с запада на восток: «Явление Христа женам-мироносицам», «Жены сообщают о воскресении Христа», «Апостолы Петр и Иоанн у пустого гроба», «Явление Христа на пути в Эммаус», «Ужин в Эммаусе» (фрагмент), на северной стене вимы: «Явление Христа апостолам в Вифании и их благословение» («Мир вам») и «Уверение Фомы». Первые 3 сцены находятся над погребением ктитора.

Выбор для алтарной зоны таких сцен, как «Вознесение», «Сошествие Св. Духа на апостолов», «Миссия апостолов» («Мир вам») и «Уверение Фомы», по-видимому, соответствует набору праздников из росписи церкви св. Апостолов в Жиче. На южной стене алтаря начинается Богородичный цикл (обусловленный посвящением храма), который занимает все пространство до западной стены: «Благовестие Иоакиму и Анне», «Встреча у Золотых ворот», в наосе на южной стене: «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Ласкание», «Введение Пресв. Богородицы во храм», «Молитва Захарии о посохах» (обе сохранились фрагментарно), «Обручение Иосифу», «Благовещение у колодца» и «Упреки Иосифа».

Ктиторский портрет представлен на западной стене: пророк Даниил подводит к иконе Божией Матери «Одигитрия» с благословляющим Младенцем архиеп. Даниила II, облаченного в монашеские одеяния (с орнаментами, воспроизводящими мотивы фресок церкви вмч. Димитрия), у него в руках модели церкви Богородицы Одигитрии и нартекса. Образ ктитора не имеет надписи «святой»; архиеп. Даниил представлен с рыжеватой с проседью бородой и тонзурой, выглядит старше, чем на портрете в нартексе, где у него волосы без проседи.

В северо-западной угловой ячейке храма, предназначавшейся ктитором для своего погребения, на северной стене изображена Богородица с Младенцем «Питательница сирых и нищих» (по надписи) на троне; к Ним справа подходят 6 нищих. Младенец Христос раздает хлеба (?) из корзины, стоящей на троне. По-видимому, эта редкая сцена иллюстрирует текст Мф 11. 28, а также является аллюзией на Евхаристию. Ей близки образы в церкви Богородицы Левишки (30-е гг. XIII в.) и в нартексе храма в мон-ре Сапочаны (1338-1346). Вверху в своде - прообразы Пресвятой Богородицы: «Скиния Завета» и «Видение Моисеем Неопалимой Купины», популярные в палеологовскую эпоху. Под ними - саркофаг архиеп. Даниила II, над которым помещены образы св. целителей Космы, Дамиана, Пантелеимона, Ермолая и Вита (последний - впервые в сербском искусстве), на западной стене - Богоматерь в молении. После кончины архиеп. Даниила II (19 декабря 1337), в 40-х гг. XIV в., был написан его надгробный портрет над саркофагом на западной стене, поверх фигуры св. Ермолая (сейчас снят и находится на южном выступе юго-западной подпорки храма). На портрете архиеп. Даниил II представлен в паре со свт. Николаем, как и на фреске на западном фасаде церкви, в епископском саккосе с большим украшенным жемчугом крестом и с Евангелием в руках. Гаврилович считает изображение архиеп. Даниила II со свт. Николаем и воспроизведенный тогда же вместо записанного этой фреской образ Ермолая на восточной стене северо-западного компартимента более поздними, созданными в конце XIV в., и связывает эти образы в единый замысел с образами святых Симеона и Саввы в певницах церкви св. Апостолов, т. к. одежды их идентичны, а кресты на саккосах имеют одинаковые криптограммы.

На стенах представлены св. Иоанн Предтеча (на южной, первым), преподобные: Савва Иерусалимский, Антоний Великий, Арсений, Евфимий Великий, Павел Фивейский, Макарий, Онуфрий, Феодор Студит и Павел Латрийский; напротив преподобных, на северной стене, мученики: Феодор Тирон и Федор Стратилат, Меркурий и Иаков Персянин, Никита Гот, Прокопий (?), были образы вмч. Георгия и Димитрия, прор. Исаии; в северо-западной арке - праотцы Иаков и Иуда, прп. Алексий, человек Божий. В проемах окон и в простенках парами представлены мученицы Анастасия Узорешительница и Марина, Неделя (Воскресение) и Петка Параскева, мученики Сергий и Вакх, Мамант и Трифон, Фотий и Мокий, Флор и Лавр. В проеме входа на зап. стене размещены нередкая при входе в храм композиция «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой» и образ прп. Герасима, на зап. стене - образ арх. Михаила с обнаженным мечом, в тимпане над входом - Богоматерь «Оранта». В юго-западном углу находится поясной образ Христа Пантократора. Некоторые мраморировки имеют личины.

В росписях, созданных по заказу архиеп. Даниила II, с одной стороны, использованы самые новые и популярные в 1-й половине XIV в. приемы показа богословски сложных образов и композиций, с другой - отмечается оригинальность смысловых решений. Очевидно, что именно заказчик, архиеп. Даниил II, богословски образованный человек, определял содержание программы росписи своей усыпальницы, которая повторяет убранство церквей св. Апостолов и св. Димитрия.

Качество росписи очень неровное и в целом невысокое. С. Радойчич считал, что главный мастер украсил алтарь, подкупольное пространство, написал все большие циклы, включая цикл архиеп. Арсения I, 2-й мастер расписал южный парекклисион, 3-й - нижнюю зону западной стены. По мнению Джурича, роспись выполнили 2 главных мастера среднего уровня с неумелым помощником. Тодич считает, что помимо 2 главных было еще несколько мастеров. Гаврилович также выделяет работы главного мастера (в апсиде, образ Пантократора в куполе, все циклы и изображения пророков Елисея, Даниила, Аарона, ктиторская композиция, отдельные образы, например мученик на северной стене, и др.); 2-й мастер с помощником украсил парекклисион св. Арсения; 3-й - парекклисион св. Иоанна Предтечи; 2 мастера, средние по художественному уровню, написали образы св. бессребреников Космы и Дамиана в северо-западном компартименте, сцену «Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой» и образ прп. Герасима. Все исследователи считают, что стиль лучшего из них, украсившего северную часть подкупольного пространства (образ Богоматери в апсиде, сцены праздников, ктиторский портрет, изображения св. воинов), следует образцам палеологовского ренессанса в сербском варианте школы короля Милутина: правильно выстроенные композиции, мягкие переходы, густая плотная живопись светлого личного с оливковыми притенениями. Джурич отметил, что 2-й художник помогал 1-му и немало расписал сам («Житие Богоматери», «Житие св. Иоанна Предтечи»), у него сильнее чувствуется отход от классики: большая подвижность образов, светлые пестрые тона, декоративность оформления. В целом в росписи отсутствует гармония классического стиля, остается сложное впечатление от образов, в которых передано некое беспокойство. Архитектура многообразна и нереалистична, хотя воспроизводит классические мотивы; пейзаж стилизован и неорганичен. Фигуры удлиненные, с небольшими головами, движения нередко случайны, ракурсы неестественны, лики редко имеют правильное построение, маловыразительны. Художник цикла св. Иоанна Предтечи, по Тодичу, - один из лучших. Автор композиции «Три отрока в печи огненной» и «Распятия», как считает Джурич, особенно ценит пластичность формы. Другие художники (цикл Жития Арсения, «Успение Пресвятой Богородицы», боковые западные компартименты, образ евангелиста Матфея) намного слабее, они деформируют, искажают формы. Автор «Причащения прп. Марии Египетской прп. Зосимой» создал гротескные, но выразительные образы, творчество этого художника не имеет аналогий в живописи своего времени, такие образы однако характерны для живописи около 1300 г. и 2-й половины XIV в.

В целом роспись церкви Богородицы Одигитрии демонстрирует отход от принципов палеологовского ренессанса в сербском искусстве 30-х гг. XIV в.; подобный тип искусства будет существовать и позже, например в Дечанах (1338-1348). В этих ансамблях новая сложная иконография превалирует над качеством живописи. Художник 2-го слоя (надгробный портрет архиеп. Даниила, св. Ермолай) более искусный. Алтарная преграда воссоздана в 1931-1932 гг., частично из старых деталей. Она включает современные иконы Христа, Богоматери Елеусы, св. Иоанна Предтечи и св. Даниила с моделью храма.

В церкви Богородицы Одигитрии почитается икона Богородицы «Украшение Печа» (Печи Краснице) в типе Иерусалимской «Одигитрии», с фигурами 12 апостолов и великомучеников Георгия, Димитрия, Меркурия, Прокопия на полях. Предание, записанное на драгоценном окладе иконы, гласит, что ее автор - евангелист Лука, икона принесена свт. Саввой Сербским из Никеи и подарена свт. Арсению I, сцена передачи иконы написана под чудотворным образом. Эта русская икона является произведением мастеров Оружейной палаты начала XVIII в. (мнение Н. И. Комашко). Икона вмонтирована в резной позолоченный трон 1863 г. работы Дмитра Станишева и художников Константина и Игнатия Крстевых из Велеса по заказу иером. Максима из Тетова и Иерофея из Пазара. Мраморный саркофаг ктитора украшен крестами в арках, изображением Этимасии.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.