Церковь святителя Николая небольшая по размерам, при архиеп. Данииле II была пристроена (в той же технике) к юго-восточному углу храма Богородицы Одигитрии. Зальный объем был перекрыт двускатной кровлей. Алтарная преграда отделяет от наоса виму с боковыми нишами и апсиду, снаружи 3-гранную. В южной стене и апсиде - одинарные окна, в западной стене - дверь. К западному фасаду был пристроен колонный портик (изображен на фреске 1565 г.). В северном заплечике - ниша протесиса. Западная стена и свод перестроены при патриархе Максиме в 1674 г.
Церковь была расписана вскоре после возведения, но ее живопись уничтожена в XVII в. (сохранился лишь фрагмент орнамента). Новая роспись создана в 1673-1674 гг. Радулом, сербским художником (работал между 1664 и 1677), учеником Йована. Ктиторская надпись сохранилась на западной стене. На южной стене изображены патриарх Максим в саккосе и митре, свт. Николай, обращенный к благословляющему Христу с молитвой за ктитора. Напротив, на северной стене, - Богоматерь «Параклесис», Симеон Неманя, св. Савва, Арсений, архиеп. Даниил II. Деисус - на восточной стене алтаря. Таким образом, тема посреднической молитвы за ктитора выражена полно.
В апсиде - Богоматерь с Младенцем и ангелами, композиции «Служба св. отцов», «Видение Петра Александрийского», образы св. диаконов и столпников, святителей, мученики в медальонах на предалтарной арке, ангелы-привратники по сторонам входа. На восточной стене по сторонам апсиды - «Благовещение Пресвятой Богородицы». На западной стене - «Успение Пресвятой Богородицы», в своде - большой цикл, посвященный свт. Николаю, который включает редкие сцены - «Спасение Мир Ликийских от голода», а также 5 сцен чудес с половчанином, типичных для русского искусства (возможно, они были взяты из русской редакции Жития свт. Николая или написаны на сюжет иконы), и 2 особые сцены сербской иконографии - «Явление святого Стефану Дечанскому в Овчем-Поле» и «Исцеление ослепленного сербского короля», восходящие к Житию свт. Николая и более ранним изображениям.
Резной иконостас, включающий образы Богоматери Елеусы, Христа и свт. Николая, написан на одной доске в 1677 г. Радулом (это последняя известная работа мастера). Интересной деталью образа Богоматери являются 2 надписи: заказчика в нижней части иконы крупным шрифтом и художника (с датой) - потайная, на правой стороне. Живописи, типичной для XVII в., присущи яркий колорит с преимуществом коричневого и красного, серо-голубого цветов, плоскостные фигуры, преобладание графических приемов - тонкой линейной разделки - в тканях; на иконах - золотой ассист, сильно высветленные по темной основе лики.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
ПЕЧСКАЯ ПАТРИАРХИЯ
Комментарии и обсуждение