ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Тюленево (Водениковское). Церковь Константина и Елены.

Царе-Константиновская церковь


Тюленево (Водениковское). Церковь Константина и Елены
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Константина и Елены, Покрова Пресвятой Богородицы, Василия Великого
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1857 и 1874.
Год утраты:приблизительно 1962 (снесена)
Адрес:
Россия, Курганская область, Шадринский район, с. Тюленево (бывшее Водениковское)

Координаты: 56.220026, 64.033198 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Константина и Елены, Старинное фото из фондов Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова<br>, Тюленево (Водениковское), Шадринский район и г. Шадринск, Курганская область
Старинное фото из фондов Шадринского краеведческого музея им. В.П. Бирюкова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2019

Водениковское село от епархиального города в 243 в., от уездного в 30 на северо-восток, расположено по речке Ичкину, впадающей в Исеть. Почва прилегающей к селению местности представляет собою частью довольно толстый слой чернозема, хотя уже истощенного, частью же суглинок и супесок и в общем требует значительного удобрения. Климатические условия местности вследствие обилия в окрестностях болот с гниющей в них растительностию, а также вследствие засорения берегов речки мусором и навозом не могут быть названы благоприятными для здоровья. Отсутствие здоровой питьевой воды служит причиной часто повторяющейся в приходе эпидемии брюшного тифа, лихорадки различных форм и т. п. болезней. Наименование свое с. Водениковское получило, как гласит местное предание, от своего основателя крестьянина, носившего фамилию Воденикова. Данных для точного определения времени возникновения этого селения и основания в нем самостоятельнаго прихода, не имеется; из сохранившихся документов известно лишь, что во второй половине XVIII столетия, около 1770 года, Водениковский приход был уже самостоятельным.

В настоящее время в состав прихода входят, кроме самого села, деревни: Воденикова, Шаньгина, Борчанинова в 1-й в. от селения, Тюшнякова и Шушарина в 3 в., Копнина в 4 в., Елесина в 5 в. и Уткина в 10 в. Число прихожан равняется 1977 м. п. и 2039 ж. п. православных и 78 м. п. и 78 ж. п. раскольников стариковщинского согласия. Главное занятие прихожан земледелие; очень немногие из них промышляют торговлей лошадьми на окрестных ярмарках, но это ремесло создает для занимающихся им весьма незавидную репутацию людей способных к обману и вообще недобросовестных.

Первоначально храм в с. Водениковском был деревянный, однопрестольный в честь Свв. равноапостольных Царя Константина и матери его Елены. Он был построен на правом берегу р. Ичкина. В 1789 году от неизвестной причины он сгорел. В 1791 году вместо него, но уже на другом месте, именно в части селения, носящей название Тюленевой, заложен был в честь тех же святых новый также деревянный храм. Алтарная часть этого храма была устроена так, что разделялась на две части и представляла собою два рядом расположенных алтаря, из которых один был освящен в 1793 г. в честь вышепоименованных святых, а другой – в 1794 г. в честь Модеста, патриарха Иерусалимского.

В 1835 году храм этот был перестроен и разделен на теплый и холодный. Теплый в честь Василия Великого освящен был в 1836 году, а холодный летний – в 1840 г. во имя прежних святых. Храм этот сгорел в 1849 году со всем своим имуществом. Еще до пожара у прихожан возникла мысль об устройстве нового более обширного храма, так как существующий не соответствовал по своей тесноте потребностям прихода. Но к осуществлению этой мысли приступлено было лишь в 1857 г., когда заложен был каменный храм, в честь Свв. равноапостольных Константина и Елены, с теплыми приделами: в честь Покрова Пресвятой Богородицы – с северной стороны и Св. Василия Великого – с южной. Теплый храм закончен постройкою в 1863 году и тогда же освящен южный придел его, а северный освящен в 1881 г. Постройка летнего главного храма закончена лишь в 1874 году, тогда же последовало и освящение его.

Храм устроен иждивением прихожан и поддерживается в должном благолепии их же старанием. Так, на их средства в 1881 году были устроены новые иконостасы в приделах. Вокруг храма устроена каменная с железными решетками ограда. В пределах прихода есть одна деревянная часовня, устроенная в д. Уткиной в воспоминание избавления Его Императорскаго Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей Ему опасности в Японии в бытность Его Наследником престола. При церкви имеются два дома для помещения священника и диакона. Школы грамоты имеются в деревнях Тюшняковой и Уткиной.

Источник: "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии ". Екатеринбург, 1902


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2019

В 30-ти километрах к северо-востоку от Шадринска, на реке Ичкиной, раскинулось старинное русское село Водениково. По преданию, его первым поселенцем стал крестьянин с Русского Севера по фамилии Водеников, однако точных сведений о времени возникновения поселения до сих пор не обнаружено. Известно лишь, что первые поселенцы были прихожанами церкви в Маслянской крепости. Это защитное сооружение прикрывало населенные пункты от набегов кочевников и служило поселенцам убежищем в случаях опасности. Отсутствуют документы и об основании в Водениково собственного православного прихода. В то же время, около 1770 года приход в поселении был уже самостоятельным и в его состав вошли ближайшие деревни Борчанинова, Шаньгина, Тюшнякова, Шушарина, Копнина, Елесина и Уткина.

Первый храм села Водениково был деревянным, не отличался величием и особым богатством, и освящен был в честь святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены. В просторечии именовался он Константиновским. Возведена церковь была на правом берегу реки Ичкиной, но в 1789 году по причине небрежности служителей внезапно сгорела вместе с архивом и всем имуществом. Через два года, а именно в 1791 году, заложили новый деревянный храм на левом берегу реки в Тюленево, но своего названия церковь не утратила. При возведении храма строители разделили алтарную часть на две половины, и храм из однопрестольного получился двухпрестольным. Один из алтарей был освящен в 1793 году в честь все тех же царя Константина и его матери Елены, а на следующий год второй алтарь освятили в честь Патриарха Иерусалимского Модеста.

Уже в 1835 году храм был перестроили на летний и зимний. В 1836 году теплый (зимний) храм освятили в честь Василия Великого, а холодный (летний) храм в 1840-м – в честь Константина и Елены. Но через девять лет и этот храм (в 1849 г.) сгорел со всем имуществом и архивом. Вскоре у прихожан возникла идея построить на месте сгоревшего храма каменный, просторный и удобный, для постоянных служб. Однако начать строительство смогли лишь летом 1857 года. Храм решено было строить просторным, двухэтажным, с тремя приделами. Все три придела решено было оборудовать теплыми и освятить с почитанием прежних святых.

Постройка главного храма завершили к 1874 году и освятили в честь равноапостольных Константина и Елены. В 1881 году возвели южный придел, освятив его в честь Василия Великого. Несколько позднее закончили строительство северного придела и освятили его в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Отметим, что строительство культового здания велось на средства прихожан, а храм в должном благолепии поддерживался (на те же деньги) вплоть до лихих времен XX века. К 1881 году во всех приделах были устроены новые иконостасы в русско-византийском стиле. Таковыми они и сохранились вплоть до закрытия Царе-Константиновской церкви в 1934 году. Отметим, что церковную территорию отделяла ограда с коваными решетками на каменных столбах. В ограде, к слову, был разбит небольшой декоративный сад.

Согласно штату, в храме служили священник, диакон и псаломщик. При церкви было три дома, пять десятин усадебной земли, 75 десятин пахотной земли, пять десятин покосов и 19 десятин леса. Часовня в приходе действовала одна – в деревне Уткиной; там же функционировала церковно-приходская школа.

После закрытия в церкви работала сельская начальная школа. Окончательно здание разрушили в начале 1960-х годов.

Источник: Петр Осинцев, интернет-портал "Шадринский вестник"



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.