ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Верхняя Теча. Церковь Иоанна Предтечи.


Верхняя Теча. Церковь Иоанна Предтечи
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Иоанна Предтечи , Введения во храм Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1806 и 1822.
Год утраты:приблизительно 1962 (взорвана)
Адрес:
Россия, Курганская область, Катайский район, с. Верхняя Теча

Координаты: 55.910343, 62.593695 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Иоанна Предтечи, Старое фото<br>, Верхняя Теча, Катайский район, Курганская область
Старое фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1950
Церковь Иоанна Предтечи, Старое фото<br>, Верхняя Теча, Катайский район, Курганская область
Старое фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Иоанна Предтечи, Старое фото<br>, Верхняя Теча, Катайский район, Курганская область
Старое фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Иоанна Предтечи, Старое фото<br>, Верхняя Теча, Катайский район, Курганская область
Старое фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий Артамонов
 
Василий АртамоновАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  3 февраля 2019

Верхтеченское село отстоит от Екатеринбурга, в юго-восточном направлении, на 170 версте. Оно расположено на правом возвышенном берегу р. Течи. В былое время местность, занимаемая селом Верхтеченским, на огромное пространство была покрыта богатым, строевым, сосновым лесом, от которого теперь сохранились лишь жалкие остатки, в виде небольших сосновых рощиц с тощими деревьями. Возвышенная местность, там и сям попадающиеся рощицы сосновые, березовые и осиновые, река с чистою и здоровою водою делают положение с. Верхтеченского очень благоприятным в гигиеническом отношении. Почва по большей части черноземная с глинистой подпочвой. История Верхтеченского села насчитывает за собою около 250 лет. Возникновение селения Верхтеченского почти одновременно с появлением русских людей в юго-западной части теперешнего Шадринского уезда, и во всех исторических событиях, пронесшихся над Шадринским уездом в конце XVIII и в XIX столетиях, описываемое село не осталось безучастным. Второй и третий башкирские бунты, пугачевщина и, так называемый, картофельный бунт памятны для с. Верхтеченского, а последний оставил по себе весьма прискорбный след в Верхтеченском приходе. Основанием своим нынешнее Верхтеченское село обязано Далматовскому монастырю.

В 1669 году Далматовский монастырь, в то время владетель огромной вотчины по рекам Исети и Течи, в целях развития своего хозяйства, основал заимку «в верховьях Течи». Отсюда получилось и название селения «Верхтеченское». Справедливость, впрочем, требует заметить, что название это очень и очень относительно. Описываемое Верхтеченское село расположено не в верхнем течении р. Течи, а скорее в нижнем, в 45 верстах от впадения р. Течи в реку Исеть. Река-же Теча протекает пространство не менее 200 верст. На заимке «в верховьях Течи», кроме жилых дворов, были и различные хозяйственные заведения монастыря: мукомольная колесчатая мельница и скотный двор. Зимою жители заимки рубили лес, а весною сплавляли его по р. Тече на нужды монастыря. Церкви в это время на заимке еще не было. В 1685 году была только построена часовня в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. За удовлетворением христианских нужд обитатели монастырской заимки «в верховьях Течи» обращались в единственную в то время на всей обширной монастырской вотчине церковь Николаевскую, стоящую вблизи самого монастыря, за оградою, в монастырском поселье, называвшемся «Служняя слобода», переименованном впоследствии (1691 г.) в с. Никольское, а затем в г. Далматов, ныне уже упраздненный.

В 1712 г. обветшавшая Введенская часовня была упразднена; на месте ее около 1730 г. была устроена другая деревянная-же часовня во имя св. Иоанна Предтечи. С увеличением на заимке «в верховьях Течи» народонаселения, а также и вследствие дальности расстояния от «Служней слободы», - 45 верст, - монастырь признал за лучшее построить на заимке церковь. В 1734 году деревянная Иоанно-Предтеченская часовня была перестроена и обращена в церковь во имя пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память славного его рождения. С построением на заимке «в верховьях Течи» Иоанно-Предтеченской церкви, образовался на монастырской вотчине Верхтеченский приход. В настоящее время в Верхтеченском приходе числятся, кроме с. Верхтеченского, деревни: Анчугова – 2 в., Басказык – 12 в., Казанцева – 2 в. и Камышная – 8 в.; прихожан, при трехштатном причте, считается 6,733 душ обоего пола. Все верхтеченские прихожане – русские. До 1843 года все они были православными, а с этого времени в Верхтеченском приходе появился раскол, который и теперь упорно держится в д. Басказык.

В 1842 году, при введении управления государственными крестьянами, в Далматове возник бунт против правительства. В нем приняли участие и некоторые жители Верхтеченского прихода. По прекращении бунта, мятежники были наказаны плетьми и заключены в острог. В остроге они наслышались про старую веру. Озлобленные против правительства, как-бы в отместку за понесенное наказание, по выходе на свободу, они отреклись от православия. Басказыкские раскольники придерживаются безпоповщинского толка – стариковщины. Для вразумления отпадших и возвращения их в лоно Православной церкви в Верхтеченском приходе учрежден особый противораскольнический миссионерский Комитет.

По занятиям своим жители Верхтеченскаго прихода – земледельцы, скотоводы, птицеводы и огородники. В селе бывают еженедельные базары по субботам и, кроме того, два годовых торжка 24 июня и 24 ноября. Ивановский торжок 24 Июня самый важный: на нем закупаются в большом количестве хлеб, масло коровье, конопляное и льняное семя.

Срубленная, по замечанию летописца, из сосны в 1734 году Верхтеченская церковь была однопрестольною. В 1773 году 14 ноября церковь эта сгорела. На месте ее, спустя два года, была в 1775 году начата постройкой, а в 1778 году и освящена новая деревянная-же церковь во имя того-же святого Иоанна Предтечи. В 1794-1795 г.г. к ней с южной стороны был пристроен придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Существующий в настоящее время в селе Верхтеченском храм – каменный, двухэтажный, пятиглавый, двухпрестольный. Заложен этот храм на новом, более возвышенном месте, с благословения преосвященного Иустина, епископа Пермского, по ходатайству крестьянина Назария Мартынова, в 1806 году. Нижний храм теплый, освящен 23 сентября 1815 г. в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; верхний – холодный, посвящен имени св. пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в память славного его рождения, и освящен 23 сентября 1822 года. Верхтеченский храм довольно обширен, вмещает до 1? тысяч и более человек.

Из достопримечательностей Верхтеченского храма обращает на себя внимание по своей древности икона Введения во храм Пр. Богородицы в серебряной позлащенной ризе. Икона эта современна основанию заимки «в верховьях Течи» и устройству в ней первой часовни. Не менее заслуживает внимания и икона св. Иоанна Предтечи, на которой Креститель Господень изображен во весь рост и с крыльями. Эта икона пользуется особенным уважением прихожан и во время молебствий на полях всегда носится во главе крестного хода.

Кроме храма в Верхтеченском приходе есть три часовни: в самом селе, на кладбище во имя св. пр. Илии, каменная, ветхая; в д. Басказык – во имя св. великомученика Димитрия Солунского, каменная, построена в 1900 году и в д. Камышной – в честь Покрова Пр. Богородицы, деревянная. Ежегодно, 20 Июля, в день св. пр. Илии бывает крестных ход в часовню на кладбище; здесь служатся водосвятный молебен, молебен св. пр. Илии, затем панихиды общая и частные. В Верхтеченском селе находится Св. Троицкий женский монастырь, основанный в 1845 году. При монастыре существует женская церковно-приходская школа. Другая церковная школа грамоты (смешанная) с 1886 года находится в д. Басказык. Кроме того, в селе имеется еще земская школа.

Источник: "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии ". Екатеринбург, 1902



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.