Тулиновский Успенский храм был построен в 1824 г. на средства господ Тулиновых. В 1880 г. был освящен Никольский придел, открывается новая страница в истории храма.
Тулиновский монастырь обязан своим существованием двум представительницам рода Тулиновых Софии Яковлевне и ее сестре Вере Яковлевне (в замужестве Рагоза). София Тулинова, умершая 28 августа 1877 г., завещала в своем имении основать женский монастырь, что и было исполнено ее сестрой Верой. 2 декабря 1879 г. указом Св. Синода в с. Тулиновка, что в 10 верстах от г. Тамбова (ныне Тамбовский район) была учреждена женская община и одновременно при ней открыт приют для девочек. Уже 13 декабря 1880 г. община переименована в женский общежительный монастырь со штатом в 40 человек и приютом на 20 девочек. Новому монастырю была передана и приходская Успенская церковь (ИСО. 1911. С. 860-862). Свою собственную Софийскую церковь (в трехэтажном кирпичном корпусе) освятили только в 1887 г.
Учредительницы позаботились о хорошем материальном обеспечении монастыря. К 1911 г. на территории обители располагалось одно 3-х этажное здание, три 2-х этажных кирпичных здания, два амбара, баня, в 3-км хутор, гостиница, конный двор. К 1894 г. в Тулиновском монастыре подвизалось 9 монахинь, 4 указных послушницы и 63 послушницы на испытании. В некотором роде Тулиновский монастырь стал «колонией» Тамбовского Вознесенского женского монастыря. Во всяком случае, монашескую жизнь здесь начали обустраивать монахини-постриженицы Вознесенского монастыря.
Анализ данных, которые мы имеем по составу Тулиновского монастыря за 1894 г., дает нам следующую картину. Все монахини среднего возраста 40-50 лет (7) и только две не несут никаких послушаний по старости. Среди послушниц большинство молодых от 20 лет до 30 (60). Среди монахинь наиболее распространенное послушание — церковное (алтарницы, просфорницы, свечницы), хотя и послушниц занято много в этой сфере (19 человек на клиросе). Но все же основная часть на работах, связанных с монастырским хозяйством. Среди этих работ рукоделия: изготовление ковров (9), шитье гладью (11), золотошвейки. Много занято на хуторе (11). Четверо обслуживают приют в качестве воспитателей и учителей. У некоторых по два послушания. Социальное происхождение подавляющего большинства насельниц крестьянское. Только 7 из мещан, 4 духовное, 4 дочери солдат. По географическому происхождению это представители Тамбовского, Липецкого, Моршанского и Козловского (Котовск) уездов. А вообще этот монастырь чисто тамбовский, из других губерний только 6 человек (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1842. Лл. 1-20). Среди всех насельниц нет неграмотных: 63 с домашним образованием, что интересно 12 получили образование в местном приюте. Как и в остальных монастырях епархии, очень мало тех, кто до монастыря изведал все прелести семейной жизни (вдов 2). Эти данные рисуют нам облик трудового, благочестивого монастыря, где важное место занимала социальная деятельность (приют). К 1911 г. количество монахинь в монастыре достигло 23 человек, а послушниц 97. Всего 120 чел.
Обитель пользовалась уважением у горожан. Тамбовчане часто делали денежные вклады на помин души. Власти видели в монастыре свою опору для мирного разрешения конфликтов с местным населением, недаром полицейский пристав приезжающий по делам службы в Тулиновку, останавливался в монастырской гостинице. Тулиновцы, особенно молодые, относились к монастырю неоднозначно. Иначе чем объяснить, явно недружественный жест по отношению к обители весной 1904 г. Тогда в ночь с 30 на 31 марта 6 человек молодых крестьян взломали замок на калитке в ограде окружающей монастырскую гостиницу, но войти не смогли, так как калитка обледенела. И они в течении 2-х часов (с 12 до 2 часов ночи) комьями обледенелого снега били стекла в окнах нижнего этажа гостиницы (ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 5780. Л. 1-12). Можно только представить, что в это время переживали сестры монастыря. По этому факту так никто и не был наказан, и убытки, понесенные монастырем ,не возместили. Вину подозреваемых не доказали, сами они ни в чем не признались. Какую-то характеристику отношений с местным монастырем дает такой факт: кучер монастыря был вооружен револьвером. Значит, конфликты были и раньше, иначе что заставило руководство православного женского монастыря, расположенного в русском православном селе, держать вооруженного охранника?
Тулиновский монастырь после октября 1917 г. постигла судьба тысячи других русских монастырей: просуществовав всего 38 лет, он был закрыт, не успев оставить о себе какого-либо заметного следа в истории епархии.
К настоящему времени сохранилась часть монастырских построек. В 1998 г. Успенскую церковь передали Тамбовской епархии. До 2013 г. трехэтажный келейный корпус использовался как многоквартирный жилой дом. Теперь людей переселили в Тамбов и в настоящее время идет процесс передачи здания Тамбовской епархии.
http://tulinovka-hram.cerkov.ru/main-page/