«В Вышегородской волости посад, на реке Протве, а на посаде церковь во имя Пресвятой Богородицы Положения честные ризы с приделом во имя Козмы и Дамиана, древянная клетцки, с трапезою и с папертью, крыта тесом, а в церкви образов: деисус, стоящий на красках, да местных образов: образ Всемилостивого Спаса, образ Пресвятой Богородицы Положения честной ризы, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, образ Пресвятой Богородицы Собора, образ Пресвятой Богородицы Благовещения на красках, образ чудотворца Николая обложен серебром, оклад золочен по басме, венец и гривна резные, образ вмч. Георгия на красках, у местных образов две пелены… в приделе Козмы и Дамиана деисус стоящий… двери царские и сень на красках, да у церкви два колокола на паперти, по смете полтретья пуда.
Церковь строена в 170 г. (1661 г.) на старом церковном месте, а строение – церковь и всякая церковная утварь и колокола – той же церкви попа Петра с приходскими людьми. У церкви старого кладбища с западной стороны 17 саж., с южной стороны 6 саж., с северной стороны 5 саж., с восточной кладбища не было и отмерено вновь 5 саж., огорожено кладбище забором. У церкви на церковной земле во дворе два попа Макарий да Вавила Петровы, у них во дворе купленные поляки 4 человека; пашни церковной 2 десятины без трети да лесом поросло 4 десятины с третью в поле, сенных покосов на 30 копен… да по речке Руде сена на Малаховском лугу 40 копен. В селе Вышгороде 30 дворов крестьянских да 5 дворов вновь строят, людей в них 83 человека да по 10 лет и меньше 69 человек, да в селе две кузницы на оброке у крестьян, а оброку платят по 5 алтын с кузницы».
В переписных книгах 1705 г. по Верейскому уезду написано: «великого государя дворцовая Вышегородская волость, село Вышегород с деревнями, что отдана к железным заводам иноземке Анне Елизаровой дочери Вахромееве жене Меллера с детьми. В селе Вышегороде на посаде соборная церковь Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, у церкви поп Федор Киприянов, дьячок Тимофей Киприянов, дьячок Алексей Игнатьев…»
В 1717 г. священник с прихожанами Ризоположенской церкви села Вышегорода входил в патриарший Казенный приказ с прошением об освящении построенной деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Ризы Положения и придела во имя Козмы и Дамиана и просил государя выдать антиминсы, а для освящения быть города Вереи Спаса Входо-Иерусалимского монастыря игумену Павлу дать свой указ.
В записной Печатной книге 1714 г. написано: августа в 24 день запечатан указ о строении церквей, по челобитью Верейскому уезду, села Вышегорода, Ризоположенского попа Иакова с прихожанами, велено им в том селе вместо ветхой церкви построить вновь церковь во имя Ризо-Положения Пресвятой Богородицы да в приделе Козмы и Дамиана; пошлины по указу взяты». 1717 г. июня 22 дан указ об освящении церквей, освященная грамота и антиминсы выданы, придел был освящен, а настоящая церковь к освящению была совсем изготовлена.
1717 г. декабря 20 числа священник Ризположенской церкви священник Трофим Макарьев с прихожанами входил с прошением в патриарший Казенный приказ: «державный царь, государь милостивейший! В прошлом 1714 г. били мы челом тебе, великому государю, и преосвященному Стефану, митрополиту рязанскому и муромскому, что наша приходская церковь во имя Пресвятой Богородицы Ризы-Положения да в приделе чудотворцев Козмы и Дамиана обветшала и за ветхостью служить в ней было невозможно и чтобы великий государь пожаловал и преосвященный Стефан, митрополит рязанский и муромский, благословил нашу вышеупомянутую ветхую церковь… построить вновь и дана была нам благословенная грамота. По той благословенной грамоте построена вновь церковь и придел, и ко освящению тех церквей освященная грамота и антиминсы взяты и придел освящен, а настоящая церковь к освящению совсем изготовлена, и в нынешнем 1717 г. в октябре месяце крестьянские слободы загорелись ночным временем и от крестьянских слобод новопостроенная церковь сгорела, а из той церкви из придела антиминсы и престольная одежда вон вынесены и ныне нам без церкви Божией быть стало невозможно. Просим вашего величества, вели, государь, и преосвященный Стефан, митрополит рязанский и муромский, благослови вновь церковь построить на старом церковном месте во имя Пресвятой Богородицы Ризы-Положения ее, а в приделе чудотворцев Козмы и Дамиана, и как та церковь и придел вновь построены и к освящению изготовлены будут, вели, государь, и преосвященный Стефан митрополит по прежнему своему указу и по освященной грамоте, вышеупомянутую церковь и придел освятить». Резолюция: «1717 году декабря в 20 день. Дать указ против челобитья немедленно».
1751 г. февраля 13 дня именным высочайшим указом пожаловано генерал-поручику графу Александру Ивановичу Шувалову за верную его службу в вечное и потомственное владение Истицкие и Уготцкие железные заводы в Ярославецком и Боровском уездах и в Верейском уезде дворцовую Вышегородскую волость с крестьянами и со всеми угодьями и что к тем заводам и волости принадлежит без платежа оброку, чем прежде сего владели иноземцы Варфоломей и Петр Меллер. В 1775 г. имение умершего генерал-фельмаршала графа А. И. Шувалова: село Вышегород с селами и деревнями перешло по наследству во владение жены его вдовы Екатерины Ивановны и дочери его, жены действительного тайного советника графа Гаврила Ивановича Головкина, Екатерины Александровны.
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII вв.». Выпуск 11.
Издание Императорского Общества Истории и древностей Российских при Московском Университете. - Москва. Синодальная Типография. 1913 г.