Боговарово (Боговарово-Покровское, Вохомское-Покровское, Покровский погост). Храмовый комплекс: церковь Петра и Павла, летняя церковь (без посвящения), сер. 19 - нач. 20 в.
Сельский храмовый комплекс с двумя крупными кирпичными постройками, формы которых отражают завершающие этапы двух основных направлений русской архитектуры 2-й четв. 19 - нач. 20 в. - позднего классицизма и поздней эклектики. Первый деревянный храм в Покровском погосте был построен после 1784 г. (время указа о ее строительстве). В начале 1820-х гг. на ее месте началось строительство кирпичной церкви, нижний храм которой был освящен в 1829 г. в честь Покрова Богоматери. Верхний храм в честь Петра и Павла освятили только в 1846 г. Известно, что четверик храма был увенчан пятиглавием, а с запада к нему примыкала высокая ярусная колокольня. В 1880-х гг. со стороны ее западного фасада возвели двухэтажный притвор с кирпичным крыльцом.
В конце 19 в. численность жителей Покровского погоста, состоявшего в середине столетия всего из четырех домов священнослужителей, начала расти. В 1897 г. здесь появилась церковноприходская школа, а в нач. 20 в. рядом с Петропавловским храмом началось сооружение второй, летней церкви, которую из-за начавшейся в 1914 г. войны и последующей революции не удалось достроить и освятить. Судя по характеру ее западного фасада, композицию здания должна была дополнять колокольня. К настоящему времени верхние части стен четверика храма и верхние ярусы колокольни Петропавловской церкви разобраны до высоты апсиды и трапезной; не сохранилось крыльцо перед входом на западном фасаде; северный, южный и западный фасады искажены поздними пристройками; в притворе разобраны лестницы, ведущие на второй этаж; над кровлей возвышается глава, сделанная в 1990-х гг. после передачи второго этажа здания общине верующих. В интерьере второй церкви устроено междуэтажное перекрытие.
Комплекс находится в центре села на широкой, ровной площади. На северной границе площади расположена церковь Петра и Павла. Летняя церковь поставлена в нескольких десятках метров к юго-востоку.
Церковь Петра и Павла - двухэтажное, покрытое снаружи известковой обмазкой и побеленное здание, сооруженное в формах позднего классицизма, с несколько плоскостным, суховатым декором. Ее симметричная относительно продольной оси композиция складывается из четверика храма, незначительно вытянутого с востока на запад, полукруглой в плане апсиды, небольшой трапезной, поперечно развитого объема колокольни и более узкого притвора. По ширине апсида лишь незначительно уже четверика храма, трапезная равна ему, а стены нижнего яруса колокольни немного выступают за линии боковых фасадов трапезной.
В настоящее время все объемы, имеющие одинаковую высоту, объединены общей кровлей. Западный фасад притвора завершен треугольным фронтоном. В оформлении фасадов преобладают горизонтальные членения, отмеченные венчающими и междуэтажным карнизами, а также простыми кирпичными полками, расположенными в верхних частях стен, в уровнях подоконников и перемычек окон. Венчающие карнизы дополнены неширокими фризами и поясами кронштейнов, а на притворе - плоской аркатурой. Чрезвычайно широкий междуэтажный карниз образован выносом рядов кирпичной кладки. Углы первого этажа храмового четверика и нижнего яруса колокольни закреплены огибающими пилястрами. Храм и трапезная имеют по три оси проемов. В храме горизонтальные перемычки окон первого этажа выделены веерными замками, а арочные окна второго акцентированы сандриками на плоских кронштейнах вытянутой формы, дополненных внизу круглыми каплями. На втором этаже нижнего яруса колокольни помещены тройные окна с ложными боковыми проемами.
Структура интерьеров обоих этажей идентична: храм, сохранивший в первом этаже полулотковый свод, апсида, перекрытая конхой, и трапезная с полулотковым сводом объединены широкими арочными проходами. Над всеми окнами первого этажа устроены распалубки. В обоих этажах колокольни по сторонам центрального помещения, перекрытого лотковым сводом, расположены небольшие компартименты. Стены внутри оштукатурены и выкрашены масляной краской. На перекрытиях нижнего этажа сохранились тянутые фигурные филенки, видимо, служившие обрамлениями живописных композиций. Летняя церковь - яркий памятник поздней эклектики, облик которого определяет своеобразное решение объемной композиции и нестандартный декор с преобладающими элементами русского стиля. Четверик храма, увенчанный главой, поднятой на граненой сферической кровле, не на много возвышается над двускатной кровлей протяженной трапезной и прямоугольного в плане алтарного выступа. По сторонам к основному объему примыкают пониженные приделы, закрывающие стены четверика и придающие всему сооружению базиликальный характер. Небольшая полукруглая апсида алтаря и граненые апсиды боковых приделов значительно ниже остальных объемов.
Структурный декор на всех объемах образуют угловые пилястры, по которым раскрепованы профилированные венчающие карнизы с поясами сухариков, кронштейнов и мелких ширинок. Стены четверика над основным объемом завершены аттиком с поясом крупных килевидных кокошников. Угловые пилястры усложнены небольшими трехчетвертными колонками, выполненными из белого камня. Луковичная глава поставлена на деревянный, обшитый железом цилиндрический барабан с кокошниками в основании. На боковых фасадах расположено по два круглых окна, оформленных классицистическими бровками с клинчатыми замками. Фасады алтаря расчленены карнизом на два яруса, а окна второго света имеются лишь на ее боковых фасадах. Северный и южный фасады приделов, имеющие по восемь окон, несимметрично расчленены пилястрами на три прясла: в восточном размещено четыре окна, в центральном и западном - по два. Пилястры декорированы плоским рустом, украшены в верхней части филенками и завершены небольшими килевидными кокошниками. Арочные окна первого и второго света алтаря, а также окна приделов обрамлены наличниками, полуколонки которых поддерживают килевидные архивольты, объединенные в уровне пят несложным профилем.
Внутри четыре мощных пилона с подпружными арками организуют интерьер в виде эффектного, свободного трехнефного пространства с повышенным центральным нефом и подобием широкого трансепта со световым четвериком в средокрестье. Четверик перекрыт крестовым сводом, нефы - коробовыми сводами с распалубками. Апсиды связаны с нефами большими арочными проемами. В центральной апсиде по сторонам основного пространства, перекрытого крестовым сводом, размещены два узких, не имеющих выходов в храм помещения с коробовыми сводами. Скругленный выступ центральной апсиды перекрыт конхой, апсиды приделов - гранеными конхами с распалубками. Стены внутри не оштукатурены.
https://kostromka.ru/kostroma/sight/bogovarovopp.php