ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Контеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Контеево. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы, Смоленской иконы Божией Матери, Сретения Господня
Год постройки:приблизительно 1785 - 1815.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, Буйский район, с.Контеево, ул. Поповская

Координаты: 58.438345, 41.399083





Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
yozik
30 апреля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
yozik
30 апреля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
oldboy
4 октября 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Алексей Слёзкин
4 октября 2019
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
yozik
30 апреля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
yozik
30 апреля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
yozik
30 апреля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Контеево, Буйский район, Костромская область
yozik
30 апреля 2022
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Крест колокольни<br>, Контеево, Буйский район, Костромская область
Крест колокольни
oldboy
4 октября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  24 сентября 2017

Кирпичная церковь, в целом выдержанная в духе традиционной архитектуры, построенная, судя по архитектуре, в кон. XVIII - нач. XIX вв. Двусветный пятиглавый четверик с обширной трапезной и многоярусной шатровой колокольней. Любопытна постановка малых глав над центральной частью стен четверика. Имела приделы иконы Божией Матери Смоленская и Сретения Господня. Закрыта в советский период и доныне бездействует.

http://svyatayarus.su/church/detail/39925/

Церковь Покрова принадлежит к характерным для костромских земель памятникам сельского храмового зодчества 2-й пол. 18 в., в которых довольно органично соединяются приемы и формы допетровской архитектуры с элементами стилей барокко и раннего классицизма. Продольно-осевая композиция церкви отличается асимметричным характером. Двусветный четверик храма завершен пятью главами с цилиндрическими барабанами и луковичными главками. Центральный световой барабан значительно крупнее глухих боковых, поставленных по древней украинской традиции по странам света. В отличие от центрального, боковые барабаны покоятся на кубических постаментах. К храму примыкают более низкие, равные по высоте объемы алтаря и трапезной. Полукруглая апсида ýже четверика; прямоугольная трапезная с севера продолжает стену храма, а с юга дополнена приделом, алтарь которого со скругленным углом заслоняет часть фасада храма. Над алтарем поставлена глава, аналогичная боковым главам храма. С запада к средней части трапезной примыкает короткий переход, соединяющий ее с колокольней. Нижний ярус-четверик несет восьмигранный трехъярусный столп, завершенный высоким шатром.


Южный и северный фасады четверика в три оси проемов симметричны по композиции. По вертикали они расчленены двумя профилированными карнизами: нижний разделяет проемы первого и второго света, средний выделяет верхнюю часть стены наподобие аттика. Венчающий карниз обогащен рядами сухариков и ступенчатых кронштейнов. Края фасадов акцентированы парными поярусными пилястрами. Окна первого света имеют лучковые перемычки, окна второго света, а также входной проем на северном фасаде – арочные. Все проемы заключены в рамочные наличники. Наличники нижних окон продолжены вверх прямоугольной рамкой. У окон второго света арочная часть наличника шире вертикальных стоек, что создает уступы, от которых свисают сережки. Под всеми окнами размещены горизонтальные прямоугольные накладные доски. Аттик обработан тремя полукруглыми нишами, напоминающими кокошники. Апсиду прорезают три окна, фасады трапезной – четыре с севера и пять с юга. Их форма и наличники – такие же, как в нижнем ярусе четверика. Простенки между окнами трапезной обработаны парными пилястрами.

Фасады колокольни отличаются более дробными членениями. В первом ярусе стены в средней части акцентированы легкими ризалитами, обработанными высокими прямоугольными нишами, верхний край которых украшен ступенчатыми кронштейнами. С запада такую нишу прорезает арочный входной проем, а с юга и севера ему отвечают такие же ложные проемы. И те и другие оформлены рамочными наличниками с трехчастными клинчатыми замками. Углы яруса-четверика выпущены между пилястрами, а между ними и ризалитом помещены арочные ниши с архивольтом и замком-трилистником. К нишам примыкают пилоны, оставшиеся, вероятно, от несохранившегося крыльца. Восьмигранный столп делится карнизами с сухариками, поребриком и ступенчатыми кронштейнами на три яруса. Два первых яруса с огибающими пилястрами на углах прорезаны небольшими окнами, чередующимися с ложными проемами. В нижнем ярусе окна имеют лучковые перемычки, в верхнем проемы круглые (и те и другие с рамочными наличниками). Венчающая часть столпа имеет арочные проемы звона, выделенные архивольтами и импостами. Шатер прорезают слухи, расположенные в три ряда: в двух нижних проемы арочные со щипцовыми фронтончиками, в верхнем – круглые, небольшого размера.

Бесстолпный четверик перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом с круглым отверстием светового барабана. Три узких проема связывают храм с апсидой, перекрытой коробовым сводом с конхой. Широкий арочный проем ведет из храма в двустолпную трапезную, имеющую довольно необычную систему перекрытия. Квадратные в сечении столбы с едва выраженной крещатой формой поддерживают полулотковые своды с крупными распалубками. Лишь в восточной части южного придела выложен коробовый свод с распалубками, более привычный для помещений с подобной пространственной структурой. В переходе между трапезной и колокольней перекрытие плоское, а первый ярус колокольни имеет коробовый свод. В верхние ярусы поднимается лестница, расположенная в толще южной стены.

В храме фрагментарно сохранились клеевые росписи 1840-х гг., исполненные маслом в академической манере, и гризайльный декор в духе позднего классицизма. В своде алтаря помещен поясной образ Саваофа на облачном фоне, с херувимами. По периметру в пяти радиально расположенных клеймах располагались сюжетные композиции, представляющие Таинства. На западной стене алтаря вверху написан образ Христа Вседержителя, стоящего на облаках. Стены апсиды расписаны «под мрамор», на них изображены гризайльные пилястры с пышными коринфскими капителями, несущие антаблемент, украшенный мутулами и листьями аканта. Поверх одной из пилястр написан обрамленный образ Богоматери Одигитрии.

В основном объеме храма на четырех лотках свода в двух ярусах расположены 12 сюжетных композиций крупного формата. Четыре ближайших к главе клейма представляют «Тайную вечерю», «Распятие» и «Воскресение» в двух изводах – «Восстания от гроба» и «Сошествия во ад». В нижнем ярусе свода клейма страстного цикла расположены попарно, в интервалах между их обрамлениями помещены гризайльные натюрморты-подвески с атрибутами богослужения.

На боковых стенах храма в простенках окон второго света написаны образа евангелистов, восседающих на облаках. В откосах окон второго света – избранные святые и херувимы. На западной стене храма сосредоточены сюжетные композиции крупного формата. В верхнем ярусе в центре расположено «Сошествие Святого Духа на апостолов», по сторонам – две беседы Христа в храме: с фарисеями и с учениками. В нижнем ярусе росписи стены расписаны гризайльными пилястрами, несущими антаблемент. В оконных проемах помещены образа святых и гризайльные натюрморты с атрибутами богослужения.

В трапезной фрагментарно сохранились позднеакадемические росписи маслом, исполненные в нач. 20 в. На восточной стене южного придела помещен образ «Тайной вечери», на своде трапезной – Саваоф, Христос-Вседержитель, евангелисты (поясные, попарно), и такие популярные сюжеты как «Лепта вдовицы» и «Беседа Христа с самаритянкой». Сцены заключены в строгие рисованные рамы прямоугольной формы с полукруглым подвышением в средней части. В стенописях трапезной довольно широко использован растительный орнамент, как однотонный, близкий гризайлю, так и полихромный.

http://svodokn.ru/object/101514878?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.