Рядом с Благовещенской церковью в с . Степановское стоит высокая церковь-колокольня святого Исаакия Далматского, составляющая с ней единый уникальный комплекс. Ранее он был обнесён невысокой кирпичной оградой со святыми воротами, которые не сохранились.
Храм был заложен в 1702-1703 годах по повелению графа А. И. Остермана. Преподобный Исаакий Далматский является небесным покровителем Петра I, родившегося в день поминовения святого 30 мая (ст. ст.). Именно Петру граф Андрей Иванович Остерман обязан своим возвышением, именно от него получено было Степановское во владение. Интересен факт, что это строительство началось за несколько лет до освящения первой Исаакиевской церкви в Петербурге в 1707 году.
Возведение церкви по каким-то причинам затянулось на три десятилетия, и освящена она была лишь во времена царствования Анны Иоанновны, через несколько лет после смерти первого российского императора – в 1732 году. Однако Пётр вполне мог быть в курсе подмосковного строительства – в Благовещенской церкви долгое время хранилась небольшая икона св. Иоанна Богослова из слоновой кости, по преданию, выточенная царём собственноручно в 1715 году.
Высокое здание храма необычно уже тем, что построено при более старом храме Благовещения вместо простой колокольни. В продолжение традиций храмов «под звоном» оно построено в несколько ярусов. Церковь поражает своими архитектурными формами, очень редкими для России. По мнению современного исследователя архитектуры Владимира Седова, «архитектура этого храма имеет особенный, экспериментальный характер». Центричный ярусный объём церкви состоит из трехэтажного квадратного четверика, над которым возвышается меньший по основанию невысокий четверик. Наверху каждого из четвериков ранее были открытые террасы, обнесённые балюстрадами, ныне разрушившимися. Венчает храм верхний ярус – стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. Колокольня имела пять колоколов. Большой колокол весом 151 пуд 15 фунтов в 1852 году был отлит усердием прихожан на заводе Дмитрия Николаевича Самгина (1797-1872).
На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее близкой к южнорусским образцам – крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке. Эта башенная структура скрывает подлинное построение храма. На прорезанном по сторонам света арками основании поставлен небольшой, но очень высокий храм, перекрытый глухим восьмилотковым сводом.
Две винтовые белокаменные лестницы поднимаются от основания до верха храма. Входы на лестницы расположены на западном фасаде. По лестницам можно подняться на колокольню, выйти на галереи. Галереи открываются и на фасады, и в храмовое пространство арочными проёмами. Такая композиция напоминает, прежде всего, реформатские храмы Германии XVI в. с их предназначенными для владетельных князей галереями.
Фасадная декорация храма не менее своеобразна: её основу составляют крупные тосканские пилястры, расположенные между арочными проёмами. Четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проёмами, за счёт высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объёму. Профилированные архивольты и карнизы, а также балюстрады выполнены очень тщательно и дают великолепный пример прямого следования архитектуре протестантского, «северного» барокко Голландии и Северной Германии первой половины XVIII в.
Вопрос о том, к какому стилю восходит архитектура этого необычного храма, остаётся открытым. Некоторые авторы статей о нём считают, что зодчие опирались на трактат Виньолы «Правило пяти ордеров». Поручение перевести этот универсальный труд на русский язык поступило М. П. Гагарину от самого Петра I, и он подыскал для этого дела специалиста – работавшего в России с 1703 года итальянского зодчего Джиованни Марио Фонтана. По мнению ряда исследователей, храм-колокольня в Степановском явился результатом почти буквального перевода в натуру образцовых чертежей из переводного архитектурного трактата. Вместе с тем, сочетание в одной постройке и храма, и колокольни вызывает в памяти усадебные храмы Подмосковья в «нарышкинском стиле» (например, церкви в Уборах или в Филях).
Таким образом, храм святого Исаакия в Степановском является уникальным примером перенесения на русскую почву позднеренессансной композиции и одновременного осложнения её «нарышкинскими» приёмами. Сочетание разных стилей в этом необычном храме превратило его в уникальный образец храмовой архитектуры, незаслуженно забытый только потому, что стоит он в стороне от оживлённых дорог.
https://architectstyle.livejournal.com/81862.html