Степановское - вотчина родственников царственной династии. Здесь хозяином был Никита Романович Захарьин-Юрьев, которому была пожалована эта вотчина самим Иваном Грозным после военного похода на Казань в 1552 году, тот самый, чью усадьбу в Китай-городе мы знаем как Палаты бояр Романовых и место рождения первого Романова - Михаила Федоровича. Архитектурный ансамбль в Степановском поражает воображение не меньше, чем ансамбль китайгородский. Справа - трехглавая, в стиле "московского барокко" Благовещенская церковь, очень оригинальный представитель стиля, особенно впечатляют высокие кровли апсид - есть в этом что-то от южнославянской архитектуры.
Благовещенский храм возвели до 1575 года, примерно через сто лет кардинально перестроили. Изначально храм представлял собой четверик, сложенный из кирпича, с белокаменной облицовкой, сохранившейся в нижней части здания и поныне. К основному объему примыкали одноглавые приделы с отдельными апсидами. Свод был крестчатым, его следы сохранились внутри. В кон 1680-х годов церковь была обновлена по заказу нового владельца села (с 1648 г.), окольничего Михаила Тимофеевича Лихачева. Здание перестроили в господствовавшем в то время стиле московского барокко, по типу "восьмерик на четверике". Тогда же была перестроена центральная апсида, ставшая граненой, и пристроена трапезная, объединяющая основной объем и приделы. Внешний и внутренний декор храма сильно пострадал от времени и заброшенности, но и сейчас, приглядевшись, можно увидеть, что украшен он был очень пышно. Кое-где сохранились белокаменные резные детали, узорчатые наличники на окнах, колонки на гранях апсиды и восьмерика. Барабан храма был украшен резными деталями. Восьмерик - световой, с широкими окнами, благодаря чему в храме всегда было светло. Интерьеры утрачены.
Слева от Благовещенской находится Исаакиевская церковь - сооружение вообще нечто в нашем зодчестве уникальное. Это - ярусно-ступенчатый, на мощном кубическом основании, "иже под колоколы" храм. Его начал строить в начале ХVIII в. М.П. Гагарин: село было подарком князю от Петра I. Царская милость, впрочем, скоро сменилась на царский гнев - при самом деятельном участии самого Гагарина: на эшафот хозяина Степановского отправили, по официальной версии, за непомерное "лихоимство", однако есть свидетельства, что Матвей Петрович, будучи Сибирским губернатором, замышлял отделиться от России и устроить независимое государство со столицей в Тобольске. Достраивать Исаакиевскую церковь пришлось новому владельцу Степановского - Андрею Ивановичу Остерману. Кстати, о посвящении - оно редкое, но не случайное, как не случаен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге: ведь Петр I родился в день памяти святого Исаакия Далматского. Князь Гагарин хотел сделать первому российскому императору "приятное".
Храм освятили спустя 7 лет после смерти самодержца - в 1732 году, а посвящение осталось. Квадратное в плане кирпичное здание имеет сложную центрическую башенную композицию. В продолжение традиций храмов "под звоном" оно построено в несколько ярусов. Первый, самый большой ярус поставлен на подклет, внутри него проведена двухъярусная галерея, выходящая на открытую верхнюю террасу, которая была некогда обнесена баллюстрадой, ныне разрушившейся. На галерею ведут две винтовые лестницы. На массивный основной четверик поставлен второй, значительно меньший по высоте, на верху которого также проведена открытая терраса. Венчает храм верхний ярус - стройный восьмерик, в котором размещена колокольня. На вытянутый вверх купол восьмерика поставлен высокий барабан. Его венчает вытянутая вверх главка не совсем обычной формы, скорее, близкой к южнорусским образцам - крест стоит не на собственно главке, а на стоящей на луковице второй, маленькой главке. Декор храма - барочный. Даже в плачевном состоянии церкви можно рассмотреть белокаменные детали тосканских пилястр и оконных наличников, четверики и ярус звона прорезаны высокими, почти в свой рост, арочными проемами, за счет высоты кажущимися довольно узкими и придающими стройности массивному основному объему. Верхний ярус же, и без того стройный, кажется еще легче. С "протестанским" барокко храм связывают профилированные карнизы и архивольты, а также ныне разрушенные балюстрады. Храмовый комплекс выглядит невероятно органично, насколько органично могут выглядеть два поставленных рядом памятника с претензией на неповторимость, хотя складывался ансамбль не год и не два, а целых полтора века.
Весной 1922 г. по всей России началась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья. Не обошло это событие и Степановские храмы. Составлялись Акты описи церковного имущества, которые подписывались местными властями и членами приходского совета. В 1930-е гг. в Степановском был создан колхоз. А в 1938 г. оба храма были закрыты. В Исаакиевской церкви расположился склад зерна, в Благовещенской устроен продуктовый магазин. В 60-е годы ХХ столетия храмы были просто напросто заброшены. Попытки отреставрировать их в 1970-е гг. потерпели неудачу, т.к. производилась "косметическая" реставрация очень даже посредственно. В последнее время урон храмам наносят строители окрестных коттеджей, приноровившиеся разбирать церковные стены на кирпичи. До сих пор незаслуженно забытые оба здания, к сожалению, пребывают в аварийном состоянии возможно только потому, что стоят они в стороне от оживленных дорог. Летом в отремонтированном приделе Благовещенского храма проводятся редкие службы.
www.hramy.ru/ Московская облась/ Раменский район/с. Степановское и журнал: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №206, 2016 г.