ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дугино. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1777 и 1782.
Год утраты:1943
Адрес:
Смоленская область, Сычевский район, д.Дугино

Координаты:55.69079, 34.192857 (приблизительно)
Проезд:Расположена в северо-восточной части области в 17 км к югу от Сычёвки, на левом берегу реки Вазузы, в 3 км западнее автодороги Р134 «Старая Смоленская дорога» Смоленск — Дорогобуж — Вязьма — Зубцов. В 7 км к северо-востоку железнодорожная станция Вазуза на линии Вязьма-Ржев.


Добавить фотографию
Церковь Троицы Живоначальной - Дугино - Сычёвский район - Смоленская область
фото И.Н.Александрова Церковь Живоначальной троицы. Интерьер родовой усыпальницы с надгробиями П.И. и Н.П. Паниных (1790). с сайта http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=3028&Itemid=126&limit=1&limitstart=2
Вадим кр
16 июня 1910
Церковь Троицы Живоначальной - Дугино - Сычёвский район - Смоленская область
с сайта http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-dugino.html
Вадим кр
16 февраля 1910
Церковь Троицы Живоначальной - Дугино - Сычёвский район - Смоленская область
Вид на церковное место с севера.
МОРПЕХ879
17 апреля 2019



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Вадим кр,  4 мая 2016

О первых владельцах имения Дугино Сычевского уезда Смоленской губернии сведений сохранилось немного. Известно, что Петр I подарил его с окружающими деревнями и селом Хотьково боярину Федору Петровичу Салтыкову, отцу царицы Прасковьи Федоровны, и что тогда же, в 1692 г., в Хотьково был устроен новый храм во имя Вознесения с приделом великомученицы Параскевы. Затем эти владения то отбирались в казну, то вновь дарились или продавались. Непродолжительное время Дугино принадлежало князю Ромодановскому, затем дворянам Николаю Андреевичу Корфу и Матвею Федоровичу Кашталинскому.

Расцвет имения и его обустройство связаны с именем новых владельцев – графов Паниных, к которым оно перешло в 1773 г. Никита Иванович Панин (1718-1783) – фельдмаршал, крупный государственный деятель, в течение 20 лет возглавлявший дипломатическую службу и коллегию иностранных дел России, воспитатель будущего императора Павла I, ближайший сподвижник Екатерины II, которая в 1773 г. пожаловала ему крупные земельные владения в разных губерниях, в том числе смоленское имение Дугино с более чем 180 селами и деревнями, 35000 десятинами земли и 5-ю тысячами душ мужского населения. Бывал ли в своем имении граф Н.И. Панин, неизвестно. Хозяйством и усадебным строительством занимался управляющий. Умер Н.И. Панин в Петербурге. Своей семьи у него не было, и имение Дугино перешло его брату, графу Петру Ивановичу Панину (1721-1789), известному военному деятелю, вице-президенту коллегии иностранных дел и вице-канцлеру. Он поселился в Дугино и перевез в имение свой и брата Никиты обширные архивы, над которыми много работал, приводя их в порядок, и начал разворачивать значительные работы в родовом имении.

1777 годом датируется межевой план села Дугино и дает любопытную информацию о состоянии имения и его главной усадьбы. Во-первых сразу видно, что ныне существующая планировка усадебного комплекса в целом сложилась уже тогда — вытянутый прямоугольник основной дворцово-парковой части, распланированный вдоль северо-западного берега реки Вазузы в ее излучине. По центру его видна главная усадебная площадь, обстроенная жилыми и служебными постройками. Весь прямоугольник усадьбы обведен по периметру, видимо, широкой дорогой-аллеей, с которой в разных местах соединяются дороги, ведущие к другим населенным пунктам вотчины. Хозяйственный двор усадьбы разместили за пределами парадной части, к северо-западу от нее. На плане трудно различить конфигурацию и взаиморасположение отдельных построек, которые показаны весьма неразборчиво и условно.

Фотографии донесли до нас облик Дугинской церкви во имя Живоначальной Троицы, строительство которой началось в 1777 году. Это была купольная ротонда с примыкающей с запада двухколоколенной папертью - храм той особой типологии, что сложилась в церковном строительстве екатерининского окружения в 1770-1790-е гг. Самым ранним примером постройки усадебной двухбашенной церкви принято считать Троицкий храм в Троицком-Кайнарджи (1777-1784), возведенный Румянцевым, вероятно, под влиянием проекта Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге (1776 г., арх. И.Е. Старов).

Оригинально был решен церковный ансамбль, отнесенный в сторону от парадного двора усадьбы. Небольшую площадь с храмом посередине обрамляли хозяйственные постройки. Из них сохранилась одна «галерея каменная полуциркульная» (как она названа в описи), позже получившая название «дом-крючок» за свою планировку - два параллельных прямоугольных корпуса, один из которых вдвое длиннее другого, соединены дугой в четверть окружности. В ансамбль входили два таких «крючка», составлявшие полукружие площади. Красивы были ворота церковного двора в виде миниатюрной трехпролетной триумфальной арки.

П.И. Панин умер в Москве и по завещанию был похоронен у церкви в Дугино на родовом кладбище. Усадьба перешла в собственность его сына Никиты Петровича Панина (1770-1837), одного из образованнейших людей того времени, известного дипломата и вице-канцлера. В 1801 г., после дворцового переворота, он попал в опалу и более 30 лет, до конца жизни, прожил в Дугино.

Во время нашествия Наполеона в 1812 г. Панину удалось сохранить семейный архив, произведения искусства и др. ценности из своей усадьбы. Разорить усадьбу и окрестные деревни не позволили французским мародерам местные крестьяне, образовавшие несколько партизанских отрядов. Одним из них командовал отставной майор Семен Емельянов (крепостной Паниных, он был отдан в солдаты, участвовал в суворовских походах, за спасение полкового знамени был произведен в офицеры). Вошел в историю народной войны и подвиг старосты хутора Левшино Тимофея Архипова, сжегшего свою избу с 10 французами и ценой своей жизни спасшего от разграбления усадьбу Дугино и соседние деревни.

После изгнания французов Н.П. Панин продолжил благоустройство своего имения. В ознаменование победы на его средства в соседнем имении Хотьково был построен новый большой каменный храм во имя Вознесения с приделами во имя великомучеников Параскевы и Никиты. В усадьбе Дугино в 1820-е гг. был построен великолепный усадебный дворец, расширен парк с каскадами прудов, было открыто одно из первых в губернии училище для дворовых мальчиков (до 20 человек), наиболее способные из них определялись затем для дальнейшего обучения в Смоленскую гимназию, по возвращении из которой назначались на различные должности.

Усадьбу Дугино унаследовал старший сын, граф Александр Hикитич Панин (1791-1850), получивший блестящее образование. В 1812 г. он вступил в ополчение, участвовал в Бородинском и др. сражениях, был в заграничном походе, выйдя в отставку, поселился в усадьбе Дугино. Он закончил строительство усадебного комплекса, получившего свою композиционную завершенность. По сторонам усадебного дворца были построены 2 больших двухэтажных флигеля, соединенных с ним одноэтажными галереями; 2 одноэтажных каменных здания, каждое из которых состояло из двух прямоугольных и одного изогнутого корпусов (этими изогнутыми частями зданий образовывалась полукруглая площадь, в центре которой находилась церковь).

В 1919 году центральный дом усадьбы сгорел. Церковь после революции превратили в избу-читальню, ставили спектакли, проводили собрания, а во время войны она полностью погибла. В 1990-е гг. снесен западный флигель, некогда примыкавший к дворцу. Восточный флигель стоит без крыши, сильно повреждена обшивка стен. От дома-«крючка» остались куски кирпичных стен.

http://nataturka.ru/muzey-usadba/usadba-dugino.html


Статью добавил(а): Вадим кр,  13 мая 2016

Особое место в истории России и Смоленщины занимает село Дугино, связанное с имением графов Паниных, в последующем князей Мещерских. Во второй половине XVIII века на средства графа Н.И. Панина в Дугино была построена родовая церковь или, как она ещё называлась, домовая Свято-Троицкая церковь. В склепе этого храма 15 апреля 1789 года был погребен генерал-аншеф, участник Семилетней войны и русско-турецкой войны 1768-1774 годов, кавалер многих орденов, граф Петр Иванович Панин (1721-1798). Отпевал графа П.И. Панина настоятель церкви протоиерей Василий Навроцкий.

С начала XIX века в дугинской церкви служил протоиерей Адриан Ковалев, о назначении которого «лично хлопотал» Никита Петрович Панин - камергер и генерал-майор (ГАСО, ВФ, Ф.83, Оп.1, Св.1, Д.З, 1780). В 30-40-х годах XIX века в храме служил священник Василий Иванович Смирягин и пономарь Петр Лабутин.

В.Б. Каплинский Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии


Статью добавил(а): Вадим кр,  7 июня 2016

Фотографии донесли до нас облик дугинской церкви, и можно только пожалеть, что этот примечательный во всех отношениях памятник совершенно выпал из поля зрения исследователей. Это была купольная ротонда с примыкающей с запада двухколоколенной папертью — храм той особой типологии, что сложилась в церковном строительстве екатерининского окружения в 1770-1790-е гг. Варианты этой композиции появились тогда в усадьбах Троицкое-Кайнарджи, Вишенки, Великая Тополь П.А. Румянцева-Задунайского, в Пехре - Яковлевской А.М. Голицына, в Чечерске З.Г. Чернышева, в Красном А.П. Ермолова и других владениях представителей дворянской элиты. Самым ранним примером постройки усадебной двухбашенной церкви принято считать Троицкий храм в Троицком-Кайнарджи (1777-1784), возведенный Румянцевым, вероятно, под влиянием проекта Троицкого собора Александро-Невского монастыря в Петербурге (1776 г., арх. И.Е. Старов). Судя по всему, церковь в Дугине, начатая строительством летом 1777 г. и тоже освященная в честь св. Троицы, также представляла один из ранних примеров использования этой композиции в усадебной архитектуре.

Сложно предположить, кто мог являться автором проекта дугинской церкви. Ее заказчик имел все возможности привлечь к своим замыслам самых знаменитых столичных зодчих. Очевидно, проект был прислан из Петербурга. Архитектура храма выразительна и решена в ясных и благородных формах классицизма. Лаконизм наружного убранства при полном отсутствии характерных для 1770-х гг. декоративных украшений на фасадах позволяет видеть здесь скорое приближение строгого классицизма — следующего этапа в развитии стиля. Пластическими аккордами фасадов являются красиво прорисованные двухколонные тосканские портики. Возможно первоначальный замысел был искажен в процессе строительства, поскольку непропорционально вытянутые завершения колоколен и заметная упрощенность их трактовки явно диссонируют с объемом самой ротонды.

Интерьер церкви, судя по фотографиям, производил более сильное и целостное впечатление. На фоне белого круга стен четко читался темный пояс профилированного карниза. Венчающую полусферу купола покрывала кессонированная роспись. Настоящим же украшением храма, его оригинальной задумкой, еще раз подтверждающей мысль об участии большого мастера, было решение алтаря — арочной ниши, замыкавшейся в глубине напряженно, по-барочному изогнутой стеной. Четыре коринфских колоны, раскрепованный антаблемент и динамичная живопись в конхе с Новозаветной Троицей в окружении облаков и летящих ангелов довершали оформление этой поистине барочной капеллы, искусно включенной в классически строгое ротондальное пространство. Необычен был и низкий иконостас в виде двух цилиндрических тумб с неписаными на них образами по сторонам Царских врат и скульптурными ангелами и распятием наверху.

А.В. Чекмарёв «Русская усадьба», Сборник Общества изучения русской усадьбы, выпуск 7 (23), 2001 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.