ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Бизюково. Бизюков Крестовоздвиженский монастырь.


Монастырь.  Утрачен.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1640 и 1642.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Россия, Смоленская область, Дорогобужский район, с. Бизюково

Координаты:54.977672, 33.172856


Добавить фотографию
Бизюков Крестовоздвиженский монастырь - Бизюково - Дорогобужский район - Смоленская область
Фото с сайта http://www.belshkola.edusite.ru/p28aa1.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Бизюков Крестовоздвиженский монастырь - Бизюково - Дорогобужский район - Смоленская область
Поклонный крест перед утраченным монастырем
Сергей Меркулов
13 июля 2019




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  20 декабря 2016

Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь. Основан в районе 1640-1642 гг. в селе Бизюково Дорогобужского уезда. Фундаторами и патронами (основателями, покровителями) были Петр и особенно Федор Михайловичи Салтыковы, дети боярина Михаила Глебовича Салтыкова, лидера пропольской группировки в России, перешедшего на службу польской короне. Учрежден как православный с благословения Киевского митрополита, дизунита (противника унии с Ватиканом). В условиях проводимой польским правительством политики полонизации жизни, насаждения католицизма и унии на Смоленщине монастырь был единственным очагом истинного православия на Смоленщине, выполняя миссионерскую (сбережение веры) и национальную (бережение народных устоев) функции.

Основу братии составили монахи православного мужского Кутеинского монастыря Оршанского повета, с которым в дальнейшем поддерживались побратимские отношения. Монастырская администрация пользовалась поддержкой польских уездных властей, конфликтовала со смоленским униатским архиепископом; братия при поездках в Москву поставляла разведданные политического характера.

К 1648 г. Федор Михайлович Салтыков принял постриг, а ок. 1656 г., уже при московских властях, возглавил монастырь (строитель). В дальнейшем Федор Михайлович (в монашестве Сергий) поддержал старообрядцев, затем отошел от раскола, умер и похоронен в монастыре в 1680 г.

Монастырь и потомство Петра Салтыкова за особые заслуги в бережении веры были в фаворе у царей, обитель непосредственно подчинялась Москве (патриарху, затем Синоду, по определению монастырь был патриаршим, ставропигиальным).

Вотчины: в 1655 г. признаны царем данные Сергием в монастырь в 1650 г. земли (5 дер. и 15 пустошей при монастыре, село Усвятье с 9 дер. и 3 пуст.); в 1656 г. пожалованы сельцо Борисково и село Пушкино с более чем 20 дер. и пуст. По переписи 1744 г. монастырь имел крупнейшие на Смоленщине владения с 3219 душами м.п. В период расцвета в вотчинах было 4 села (Подмонастырная слобода, Сверколучье, Усвятье, Пушкино), 68 деревень.

После освобождения края монастырь восстанавливал православные обители в уезде, в 1655-1656 гг. к монастырю приписали Сверколуцкий монастырь с вотчиной (9 дер.,8 пуст.), а монах Бизюкова монастыря Ефрем Потемкин в 1660 г. возглавил Болдин монастырь.

Храмы: дер. собор Воздвижения Креста с приделом Всех святых (предположительно обновлен в 1658 г., сгорел в 1762 г.), Успения Богородицы (дер., в 1728 г. возобновлена, в 1762 г. сгорела, с 1774 г. каменная), Архистратига Михаила (каменный, с 1759 г.), домовая каменная при келиях Великомученицы Варвары (с 1794 г., имелась частица мощей), деревянные приходские Живоносного источника (ок. 1718-1728 гг.) и Георгиевская (с 1729 г., в 19 веке перевезена в Усвятье). Около Успенской церкви была каменная колокольня, сблокированная с каменной каплицей- усыпальницей (покоился о. Сергий Салтыков); монастырская ограда частью каменной и деревянной.

Покровители: Федор и рано умерший Петр Салтыковы, царь Алексей Михайлович, внуки Петра Василий Федорович (кравчий, граф), Прасковья Федоровна (жена царя Иоанна V), Анастасия Федоровна (замужем за сыном князь-кесаря Ромодановского), дочь Прасковьи императрица Анна Иоанновна.

Монастырь в 1764 г. при секуляризации потерял вотчины, в 1803 г. упразднен за убыточностью, два сохранившихся каменных храма были обращены в приходские новообразованного села Бизюково.

В Великую Отечественную войну церкви разрушены, усыпальница ограблена. К настоящему времени сохранились только остатки фундаментов и подвалов построек на северной окраине деревни, а также кладбище.

К монастырским рукописям обращался историк В.Н. Татищев, монастырскую историю пропагандировал в публикациях П. Строганов, родственник священника с. Бизюково Иакова Строганова.

Лит.: Материалы для истории Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря, собранные ... Нилом Поповым // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892 г. Кн. 2. М.1892; Строганов П. Патриарший Бизюков монастырь. –Могилев. 1914.

В.А. Прохоров, Ю.Н. Шорин, 2003 г.

http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?id=2944&Itemid=144&option=com_content&task=view


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич,  20 декабря 2016

Бизюков мужской монастырь в честь Воздвижения Креста Господня располагался в 9 верстах от Дорогобужа, на правом берегу Днепра. Основан в первой половине XVII в. сыновьями боярина М.Г. Салтыкова-Морозова Федором, Петром, Павлом и Иоанном при приходской Крестовоздвиженской церкви в Бизюкове, пожалованном Салтыковым польским королем Сигизмундом III. Впоследствии Федов Салтыков принял постриг с именем Сергий, был рукоположен в иеромонаха, являлся строителем обители.

В 1640-х гг. многие иноки покинули монастырь, спасаясь от преследований униатов и католиков. Сохранилась жалоба (1650) некого старца Бизюкова монастыря на Смоленского униатского епископа Ф. Исайковского, который «хочет монастырь их разорить». Посетивший Дорогобуж в 1653 г. подьячий Разрядного приказа Д. Мордасов писал в отчете, что в храмах Дорогобужского уезда униатский епископ А. Золотой-Квашнин меняет «московские» антиминсы на «киевские», и лишь в Бизюковом монастыре «ему не далися такие пакости учинить и в церков ево, что пса, не пустили... бизюковский старец Сергеи Салтыков сказал ему, что тот монастырь уфундован на ево родительских гробех».

До 1654 г. монастырь являлся ставропигией Константинопольского Патриарха, но фактически монастырем управлял Киевский митрополит. В 1654 году, после взятия Смоленска русскими войсками, монастырь перешел в ведение Патриарха Московского и всея Руси. Грамотой от 22 ноября 1656 г. царь Алексей Михайлович повелел иером. Сергию (Салтыкову) «ведать» Бизюковым монастырем «со всякими монастырскими угодьи», а также построить Успенский храм.

Ок. 1662 [1657] г. иером. Сергий и постриженик монастыря инок Ефрем (Потёмкин) уклонились в старообрядчество и основали на р. Керженец скит Смольяны. В 1665 г. Сергий и Ефрем были схвачены и после принесения покаяния на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Сергий вернулся в Бизюков монастырь, а Ефрем был отправлен в Новоспасский московский монастырь.

В 1687 г. произошел конфликт, положивший начало многолетним тяжбам между Смоленскими архиереями и настоятелями Бизюкова монастыря по поводу статуса обители: митр. Симеон (Милюков) перевел игум. Варфоломея из Бизюкова монастыря в архиерейский дом, назначив на его место игум. Дионисия. Игум. Варфоломей подал в Монастырский приказ челобитную с просьбой защитить Б. м. от «утеснений» Смоленского архиерея, который требовал от настоятеля, среди прочего, передачи в митрополичью казну доходов обители от треб, вотчин и др. Игумен также обратился к отцу царицы Прасковьи Федоровны московскому боярину Ф. П. Салтыкову с просьбой исходатайствовать для монастыря у Московского Патриарха Иоакима статус ставропигии.

29 октября 1689 г. Патриарх утвердил ставропигию грамотой, предписавшей настоятелей и иеромонахов как Бизюкова монастыря, так и приписанных к нему обителей и храмов поставлять в Москве, все монастырские дела рассматривать в Патриаршем приказе, доходы от монастырских вотчин отчислять в Москву, «а Симеону, митрополиту Смоленскому, ничего из того монастыря не иметь». 30 ноября того же года настоятелем был назначен прежний игум. Варфоломей. Грамотой Патриаршего Местоблюстителя митр. Стефана (Яворского) от 29 января 1703 г. братии Бизюкова монастыря разрешалось «в вотчинах смоленских помещиков в церквах служить литургии, казанья и молебства совершать и со святынею в домы их приезжать». К обители были приписаны основанный прп. Герасимом Болдинским Свирколуцкий монастырь, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи с 229 дворами в с. Усвятье, церковь Рождества Богородицы с 81 двором в с. Пушкине.

В 1703 г. преемник митр. Симеона митр. Сильвестр (Черницкий) распорядился отписать Свирколуцкий монастырь и с. Усвятье в подчинение Смоленским архиереям, а настоятелю Бизюкова монастыря архим. Иоасафу (Драннику) запретил служить вне монастыря. Однако царский указ от 29 января 1703 г. подтвердил права Бизюкова монастыря на приписную обитель и храмы. Следующий Смоленский митр. Сильвестр (Крайский) обвинил архим. Иоасафа в пьянстве и др. «безчиниях» и добился от митр. Стефана (Яворского) перевода Бизюкова монастыря 30 сентября 1711 г. в подчинение Смоленской епархии для наилучшего надзора за братией «за дальностию царствующаго града». Однако 25 июня 1717 г. монастырь вновь стал ставропигиальным (в 1723 статус монастыря был подтвержден новоучрежденным Святейшим Синодом). Митр. Смоленский Варлаам (Косовский), посетивший монастырь в 1720 г., уволил архим. Иоасафа на покой и назначил настоятелем архим. Иннокентия (Лапицкого). В 1735-1738 гг. Смоленский еп. Гедеон (Вишневский) безуспешно пытался лишить монастырь ставропигии, обвинив братию в хранении списков сочинений Тверского архиеп. Феофилакта (Лопатинского), а архим. Иоасафа (Маевского) в сочувствии опальному архиерею. Агенты Канцелярии тайных дел провели обыск в кельях, арестовали архим. Иоасафа, часть братии, в основном тверичей, а также проживавшего в монастыре игум. Иосифа (Решилова), монастырь опечатали. Спустя некоторое время обитель была открыта под управлением архим. Артемия.

В XVIII в. в монастыре находились каменная церковь во имя арх. Михаила (1726 г.), надвратная церковь св. Георгия Победоносца (1726 г.), в 1756 г. обращенная в приходскую, каменный Успенский храм (построен в 1784 г. на месте обветшавшего храма 1658), ц. Воздвижения Креста Господня, колокольня, настоятельский, братский корпуса, хозяйственные постройки. Среди святынь обители особо почиталась частица мощей вмц. Варвары в ковчежце, приобретенная архим. Иоасафом (Дранником) в Киеве.

В 1764 г. Бизюков монастырь был отнесен ко 2-му классу с оставлением ставропигии. По описи 1774 г., к обители были приписаны 3219 крестьян. В 1756 г. Георгиевская церковь была обращена в приходскую, вследствии чего духовная жизнь в обители пришла в упадок. В 1801 г. церковь была разобрана.

4 декабря 1803 г. Бизюков монастырь вместе с Свирколуцким монастырем упразднен, Крестовоздвиженская церковь обращена в приходскую, часть братии переведена в Бизюков Григорьевский монастырь, куда были отданы некоторые иконы и церковная утварь. В Григорьевском соборе Пропасного монастыря хранился принесенный иноками портрет иером. Сергия (Салтыкова), на обороте которого начертан текст духовного завещания братии.

К нач. XX в. из построек Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря существовали Успенский храм, церковь арх. Михаила и колокольня.

В настоящее время монастырь разрушен полностью.

Храмы: Архангела Михаила (1726 г., утрачен), Воздвижения Креста Господня (в 1803 г. обращен в приходской, утрачен), Георгия Победоносца надвратный (1726 г., в 1756 г. обращен в приходской, в 1801 г.разобран), Успения Божией Матери (1784 г., утрачен)

https://drevo-info.ru/articles/17894.html

Комментарии и обсуждение

Монастырь упразднен в 1803 г., храмы стали приходскими.

7 марта 2016, Андрей Агафонов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.