ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Посад (Турчасово). Храмовый комплекс Турчасовского погоста.


Посад (Турчасово). Храмовый комплекс Турчасовского погоста
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Между 1779 и 1796.
Год утраты:1964 (сгорела Благовещенская церковь)
Адрес:
Архангельская область, Онежский район, Посад (Турчасово)

Координаты: 63.11091, 39.241039
Проезд:из города Онеги до Турчасово по берегу реки около 135 км, затем в д. Целягино на пароме до Посада, или из поселка Плесецк через Савинск и Улитино до Целягино, около 75 км, и на пароме через Онегу до Посада.





Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Частная коллекция. Фото Ю. С. Ушакова 1960-х годов<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Частная коллекция. Фото Ю. С. Ушакова 1960-х годов
Михаил Мещанинов
12 августа 1962
Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Общий вид с востока. Фото Чинякова А. Г. 1950 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №38659686)<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Общий вид с востока. Фото Чинякова А. Г. 1950 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №38659686)
Дмитрий Волохов
1 августа 1950
Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
01.01.1907 - 01.01.1909
Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 августа 1886
Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Фото начала ХХ века<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Фото начала ХХ века
Т.
Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Вид на храмовый ансамбль с юго-востока. Фотография К.Ф. Некрасова 1911-1913 гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Вид на храмовый ансамбль с юго-востока. Фотография К.Ф. Некрасова 1911-1913 гг, из фондов Государственного музея архитектуры им. Щусева.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Храмовый комплекс Турчасовского погоста, Вид с юга на храм, колокольню и поклонный крест на месте Благовещенской церкви<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Вид с юга на храм, колокольню и поклонный крест на месте Благовещенской церкви
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
28 сентября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


uchazdneg
 
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 октября 2011

От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 года и колокольня 1793 года. В Преображенской церкви проводятся службы. Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии. 

Турчасовский приход (1896г.). Приход состоит из 15 деревень, расположенных по обоим берегам р. Онеги, между Прилуцким приходом – с севера, Городецким – с юга. Из них 6: Черёмухогорская, Тевзагорская, Пертемская, Мелеховская, Никоновская и Посадная – на левом б-гу, и 9: Череповская, Гоголевская, Вандимская, Острожная, Колосовская, Фирсовская, Нёрмушская, Евдокимовская и Фоминская – на правом б-гу. Приходские храмы – на правом берегу, не далее 4-х вёрст от названных деревень. Дворов в приходе к 1896г . - 309, жителей: м.п. - 1068, ж.п.- 1216.

Описываемый приход, как видно из «Десятинной» книги митрополичьего дьячка Григория Малыгина, вместе с нынешними соседними приходами – Прилуцким, Биричевским, Владыченским, Городецким и Шелековским, и монастырями – Кожеозерским и (бывшим) Ямецким входил в состав т. н. Турчасовской Десятины или Стана Каргопольскаго уезда. Центром же этой Десятины был Турчасовский Посад, едва – ли не первое поселение Новгородцев (после Каргополя) на р. Онеге. Вместе с Новгородцами сюда проникла и Христианская вера, распространителями которой и строителями храмов были иноки, исполнявшие для переселенцев все христианские требы. Это подтверждается древним Синодиком Турчасовской ц-ви, в котором первыми свящ-ми названы иеромонахи: Дионисий, Пимен, Арсений, Фирс, Прокл и Иннокентий. Затем, во Вкладной Книге Кожеозерскаго м-ря под 1565г. упоминается, что в Турчасове были: игумен Евстратий со старцем Боголепом Турчасовцем, давшими вклад в 53 р. Наконец, есть предание, что икона Благовещения Пресвятой Б-цы, находящаяся до ныне (на 1896г.) в Турчасовской Благовещенской ц-ви писана рукой Преп. Антония Сийскаго (ум. 1556г.). Все эти данные заставляют думать, что описываемый приход образовался в конце 15 в., но никак не позже 16в.

К сожалению, никаких сведений о первых храмах этого прихода не имеется, известно только (из Грамоты от 1650г., данной б. Ямецкой пустыни), что эти храмы в Смутное Время были разграблены и разрушены литовцами и поляками, не пощадившими и жителей, скрывавшихся в Челядиновом Остроге (у д.Целягино), бывшем на Церковном холме, где стояли и храмы. По удалении врагов жители, оставшиеся в живых, построили новые ц-ви. Так, в 1647г., на память Афанасия Афонскаго (5 июля ст.ст.) был освящён по благословению митрополита Новгородскаго Афония храм Преображения Г-ня, как видно из надписи на одном Запрестольном Кресте (потерявшемся в 1866г.). Храм этот сгорел в 1776г., простояв 130 лет.

Нынешние (на 1896г.) два приходских храма освящены: Преображенский, по благословению Преосвященных Гавриила, митрополита Новгородскаго и СПБ-го, и Амвросия, епископа Олонецкаго, 2 июля 1786г., в память чего до ныне в этот день совершается Праздник Обновления с Крестным ходом вокруг храма; Благовещенский, по благословению Преосвященного Вениамина, - 29 янв. 1795г. Преображенский храм в 1869г. был опять перестроен, а Благовещенский пока остаётся в прежнем виде, но и его предложено перестроить (на 1896г.). Оба этих храма зданиями прочны, обнесены деревянной оградой вместе с колокольней, построенной отдельно в 1793г.

В храмах имеется 6 престолов. В Преображенском, кроме главного, Преображенского, - в ч. Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Освящены они 2, 3 и 4-го июня 1869г. архимандритом Крестнаго м-ря Кириллом. В Благовещенском храме, кроме главного, Благовещенского, - в ч. Михаила Архангела и Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Утварью оба храма благолепны. Из икон, кроме Благовещенской, писанной, по преданию, Антонием Сийским, обращает на себя внимание своей древностью Образ Пресвятой Б-цы «Умиление страждущим», писанный в 1648г.

В разных деревнях построено 6 часовен: Богоявленская, в д. Черёмухогорской; Свято-Духовская, в д. Острожной, устр. в 1775г.; Георгиевская, при д. Нёрмужской, - в 1779г.; Зосимо-Савватиевская, при д. Пертемской, устр. в 1863г.; Свято-Троицкая, при д. ? , - в1771г., перестр. в 1878г. Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Г-ня, в Посадной, устр. в 1877-79 гг.

Для обучения детей в 1849г. открыто сельское училище, в котором в 1895-96 гг. обучалось до 70 человек обоего пола.

Выдержки из «Краткого исторического описания приходов и церквей Архангельской епархии», 1896г., г. Архангельск.


Марина Зуйкова  29 августа 2017

Село Посад (Турчасово). Онежский район Архангельской области. Место на Онеге известное. Теперь это село, а в давние времена был город, так он и назван в описании Русской земли — “Книге Большому Чертежу (1627) — “город Турчесово, “город Турчасов". Это одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится лишь к 1536 году. В XVII веке г.Турчасов был административным центром Турчасовского стана, куда входили ближние деревни, а также Кожеозерская пустынь. И позже, когда Турчасово утратило свое административное значение, оно продолжало оставаться крупным торговым селом.

По предположению слово “Турчасово” происходит от слов “тур” — башня и “час” — дозор; дозорная башня. На левом берегу — посадская сторона. В некоторых старых документах село называется Посадным. Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме — две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень — 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем XVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества.

В Турчасове во всей своей красе стоял классический онежский “тройник”, тройной ансамбль: церковь шатровая, церковь кубоватая и колокольня. В соответствии с этой традицией второй турчасовский храм — Преображенская церковь 1786 года — кубоватый. Если Благовещенская церковь была живописна в игре своих объемов, то Преображенская строгих, ясных очертаний. Преображенская кубоватая церковь — одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским. Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут в высоту, отчего кажется узким и стройным. По сторонам его четыре прируба (равнокрестие в плане). Прирубы покрыты бочками с главками. Бочки одинаковы по форме, исключение составляет огромная трехлопастная алтарная бочка, которая перекрывает трехчастную апсиду. Сложную и красивую форму мы наблюдаем у этих и у других церквей нижней Онеги.

Третий памятник ансамбля — колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным “турчасом”, дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.

Генрих Павлович Гунн. http://kenozerjelive.ru/arhonega-turchasovo-2.html


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 августа 2017

Расположено Турчасово в верхних пределах нижней, судоходной части реки Онеги. «А от Каргополя Онега потекла в море, а на ней от моря 60 верст, город Турчасов», – отмечается в «Книге Большому чертежу» – главном описании русских земель XVII в. В середине прошлого века «Архангельские губернские ведомости» так характеризовали Турчасово: «Турчасово лежит от г.Онеги на юг, в 125 верстах, по обеим берегам реки Онеги, на долине, перерезываемой к востоку двумя речками Тиолзами, открытой к северу и югу, но защищенной с востока и запада лесистыми холмами. На вершине одного из ближайших холмов возвышаются церкви Турчасовского прихода.

И.Ф. Токмаков, ссылаясь на историко-географический словарь Российской Империи» П. Семенова Тян-Шанского, неопределенно отмечает существование в Турчасове церкви Св. Николая Чудотворца, упоминаемой в малоизвестной грамоте 1436 г. Этот факт нашел подтверждение в более поздней «Сотной на Турчасовский стан» 1556 г.: «В той же волостке у Турчасовского погосту за озером дер. Никольская и с двемя полянками Ортемовскими Пономарева, что Никола чюдотворец на Турчасове на посаде, а пашет ее поп с погоста... У погоста ж у Турчасовского дер.Спасская, что…

В середине XVII в. турчасовский приход был приписан к Соловецкому монастырю. Приписные приходские церкви зависели «от попечения настоятелей Соловецких», обеспечивавших «содержание оных, перестройки, починки, снабжение утварью» и т.д. Это обстоятельство во многом проясняет природу турчасовского ансамбля-тройника из двух церквей и колокольни, впервые отстроенных на погосте после польско-литовского разорения.

Первой по времени, на месте Никольской, сооружается Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца, освящены они в 1647 г. Строительство Благовещенской церкви с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила было завершено в 1683-1684 гг. Одновременно с их освящением был освящен и второй придел Спасо-Преображенской церкви – Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Турчасовский «тройник». В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел.

Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах».

Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в конце XVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества.

Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Общее кризисное состояние народной жизни проявляется во многих сферах, и в частности в церковном строительстве, которое все менее становится народным. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.

http://spr77.ru/projects/25.html


Марина Зуйкова  29 августа 2017

Турчасовский «тройник». В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел.

Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах».

Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в конце XVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества.

Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Общее кризисное состояние народной жизни проявляется во многих сферах, и в частности в церковном строительстве, которое все менее становится народным. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.

http://spr77.ru/projects/25.html


Марина Зуйкова  29 сентября 2017

Предположительно приход образовался в конце XV в. От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 г. и колокольня 1793 г. В Преображенской церкви три престола: главный - Преображенский и еще два - Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. 

Преображенская церковь 1786 г. В церкви четырёхярусный иконостас. Интересны царские врата приделов, обложенные слюдой в свинцовых рамках, с резными скульптурными изображениями херувимов. Церковь перестраивалась в 1869 г. и, повидимому, сильно искажена обшивкой, расширением окон и другими переделками.

Благовещенская церковь 1795 г. Церковь чрезвычайно интересна по композиции плана: помещение главного храма своеобразно сочетается с большой шестистолбной трапезной и двумя приделами, фланкирующими узкий переход из трапезной к главному храму. Церковь обезображена обшивкой и расширением окон. В указе о построении церкви был дан её чертёж — единственный известный нам проектный чертёж памятника народного зодчества.

От погоста сохранились недействующая Преображенская церковь и колокольня 1793 года. Шатровая Благовещенская церковь согрела от молнии в 1964 году.

http://www.archnadzor.ru/2011/01/11/russkoe-derevo-4/


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 июля 2018

Еще до 1964 г. Турчасовский церковный ансамбль включал в себя церковь Благовещения (1795 г.), Преображенскую (1781 г.) и колокольню (1793 г.). Пожар, возникший от удара молнии в 1964 г., уничтожил лучшую из этих церквей — Благовещенскую. Исчезновение этого сооружения в корне изменило весь композиционный строй древнего селения.

Благовещенская церковь являлась, пожалуй, единственным известным нам памятником народной деревянной архитектуры, который имел чертежи. Они были приложены к указу о строительстве. План храма был не совсем обычен. Здание как бы делилось на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами по углам восточной стороны и сенями, имевшими два входа: южный и северный. Обе части соединялись между собой переходом, который с северной стороны тоже имел прируб с консольной лестницей. Таким образом, в главную церковь можно было попасть или через большую трапезную, или минуя ее, через северный прируб. Своеобразно и объемное решение церкви. В ней все подчинено единому движению, устремленному ввысь,Оно начинается медленно, с почти статичного объема низкой трапезной, перекрытой на два ската. Два возвышающихся кубических придела, завершенных кубами со стройными барабанчиками главок, усиливают плавный переход от трапезной к стройному шатру, который как бы вдруг с силой вырвался вверх, подняв массивную луковицу с тонким крестом.

Существующая и поныне Преображенская церковь носит совершенно иной характер. Она имеет ярко выраженную центрическую композицию. Однако то неторопливое движение форм, которое ощущалось в Благовещенской церкви, можно наблюдать и здесь. Четыре одинаковых прируба, покрытые довольно крутыми упругими бочками, как бы поддерживают вытянутый вверх узкий параллелепипед главного объема церкви. Причем движение вверх здесь подчеркивается и собранностью главок, завершающих куб, их достаточно высокими шейками и килями бочек, образующих переход от прирубов к основному объему. Весьма любопытная деталь церкви, очень редко встречающаяся в деревянной архитектуре, — трехлопастная бочка, которая увенчивает пятистенный алтарный прируб. В 1869 г. Преображенская церковь перестраивалась и была сильно искажена обшивкой, расширением окон и т.д.

Последнее сооружение турчасовского ансамбля — колокольня ХVIII в. Высота ее 22 сажени... Колоколов — семь и самый большой из них весил восемьдесят семь пудов. Постройка отличается простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.

И. Бартенев, Б. Федоров. http://kenozerjelive.ru/arhonega-turchasovo-2.html


Марина Зуйкова  21 октября 2020

Церковь Спаса Преображения (Турчасово) построена под влиянием архитектуры Cоловецкого монастыря – идентично освящены приделы и главный престол храма. Спасо-Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца (освящена в 1647 году), Благовещенская церковь с приделами Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Архистратига Михаила (завершена в 1684 году, одновременно освящен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи).

Преображенская церковь построена на месте древней Никольской церкви с приделом Спаса Преображения. Кроме того, в ансамбль погоста входили семь «келий» с различными службами и учреждениями общественного призрения. В 1776 году ансамбль сгорел, но был возобновлен в формах, близких к изначальным.

Храмовый ансамбль дошел до середины XX века в составе летней пятиглавой Преображенской церкови (1786), зимней шатровой Благовещенской с двумя приделами (1795) и колокольни (1793).

В 1869 перестроена, обшита тёсом, расширена папертью с западной стороны. Боковые приделы Предтеченский и Никольский.

Церковь была закрыта не позже 1930-х годов. В конце 1980-х годов ремонтировалась.

Богослужения в церкви Спаса Преображения возобновлены в 2000-х годах.

https://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Спаса_Преображения_(Турчасово)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 октября 2024

«…Турчасово - место на Онеге известное. Теперь это село, а в давние времена был город, так он и назван в описании Русской земли - «Книге Большому Чертежу» (1627) - город Турчесово», «город Турчасов». Это одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится к 1536 году, когда турчасовцы вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехреньжанами «ездили к морю соли купити» и возили ее в Каргополь. Важное значение Турчасова в соляной торговле подтверждает и немец-опричник Генрих Штаден (Москве Ивана Грозного», ХVІ в.): «Турчасов - большой незащищенный посад. Здесь в первый раз взвешивают соль, которую вываривают из моря». Летописи сообщают, что в 1590 году «свейские немцы (то есть шведы. - Г. Г.) ходили на Двину, по Колмогоры и в Турчесово». Городок был разорен ими дотла.

Пострадал городок и в Смутное время, когда бродили по Онеге шайки «воров». Но каждый раз восстанавливался заново. В XVII веке Турчасов был административным центром Турчасовского стана, куда входили ближние деревни: Щукозерская, Шелеховская, Бирючевская, Владыченская, Городецкая (Рогоним), Прилуцкая, а также Кожеозерская пустынь. И позже, когда Турчасово утратило свое административное значение, оно продолжало оставаться крупным торговым селом.

Река под Турчасовом делает крутой изгиб. Село расположено на холмистой гряде, отделенной от реки луговым пространством. Противоположный правый берег - высокий, обрывистый - Острожная горка, голый холм, по вершине которого бродят кони. Здесь, по народной памяти, стоял острог, крепость Древних новгородцев. По предположению (впрочем, оспариваемому), слово «Турчасово происходит от слов «тур» - башня и час - дозор; дозорная башня.

На левом берегу - посадская сторона. В некоторых старых документах село называется Посадным. Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме - две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень - 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем XVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества. Благовещенская церковь 1795 года была чрезвычайно интересным сооружением. В облике ее нашли применение все формы покрытия, выработанные деревянным зодчеством: шатер, куб, бочка. Зодчие сделали всевозможное, чтобы достичь впечатления величавости, торжественности сооружения.

Здание, крещатое в плане, было необычайно вытянуто в длину, распластано по боковым фасадам. С западной стороны далеко выступала обширная трапезная, внутри перекрытие потолка поддерживалось шестью могучими резными столбами (если вспомнить, что обычно в трапезных деревянных церквей стоят два столба, то легко представить размеры сооружения). Между трапезной и храмом по северному и южному фасадам выступали приделы - две башни четвериком, крытые кубом с одной главкой на высокой шейке. Сам четверик храма с восьмериком - массивный, грузный, был увенчан мощным шатром с соразмерно крупной, несколько удлиненной шейкой и главкой. И наконец, традиционная пятистенная апсида с бочкой и главкой. Это грандиозное сооружение не подавляло человека своими размерами, величина его ощущалась только на удалении. Вблизи же здание радовало своей нарядностью, сверканием чешуи лемеха шеек и главок, узорными поясками обломов, ритмом нависающих над повалами полиц, затейливыми теремками по углам четверика. Вблизи объем здания сокращался, массивность форм исчезла, еще Ярче выступали совершенство и чистота отделки декоративных элементов.

Благовещенская церковь была единственной из памятников деревянного зодчества, у которой сохранился чертеж, приложенный к указу о ее постройке. Внизу была подпись: «Рисовал города Онеги...» - дальше бумага оторвана и имя зодчего (или чертеж ника) осталось нам неизвестным.

Этого замечательного памятника теперь нет. Как злое поветрие пронеслось над нижней Онегой в последние два десятилетия и унесло больше половины бесценных памятников... Вроде бы все прежнее в Турчасове - и пейзаж окрестный и улицы сельские, а того нет, главного, что сразу приковывало взор и не давало оторваться. Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный. А место, где стояла Благовещенская, ровное. Впрочем, не совсем: остался фундамент, сохраняющий очертания ее уникального плана, - гигантские гранитные валуны, иные треснувшие от жара губительного пламени...

В Турчасове во всей своей красе стоял классический онежский «тройник», тройной ансамбль: церковь шатровая, церковь кубоватая и колокольня. В соответствии с этой традицией второй турчасовский храм - Преображенская церковь 1786 года - кубоватый. Если Благовещенская церковь была живописна в игре своих объемов, то Преображенская графична, строгих, ясных очертаний.

Преображенская кубоватая церковь - одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским. Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут в высоту, отчего кажется узким и стройным. По сторонам его четыре прируба (равнокрестие в плане). Прирубы покрыты бочками с главками. Бочки одинаковы по форме, исключение составляет огромная трехлопастная алтарная бочка, которая перекрывает трехчастную апсиду, соответствующую здесь трем престолам церкви - главному и придельным. Сложную и красивую форму эту встретим мы и у других церквей нижней Онеги. С западной стороны, заходя на северную и южную, здание обводит низкая крытая галерея. Такая галерея носила на Севере название «нищевника» (здесь было место нищих). Расширение окон фасадов - следствие поздней переделки.

Церковь девятиглавая. Четыре главки на бочках образуют нижний ряд, красиво вписываясь своими луковками под повалы здания. Выше следует мощная луковица куба, увенчанного традиционно пятью главами: меньшими по его граням и большой центральной. Сам куб жестких, угловатых очертаний, крытый крупным тесом.

Третий памятник ансамбля - колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Косящатые окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным «турчасом», дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.

Центр посадского холма, где стоят церкви и находился старый погост, отделен от изб значительным пространством. Церкви обособлены, выделены в деревенском ансамбле, но не оторваны от него. Они эстетический центр села, фокус всех лучей, они видны отовсюду, к ним выводит дорога. Дорога проходит вблизи церковных папертей, и любой путник не мог не задержаться здесь и не засмотреться на эти прекрасные сооружения. Повернем назад и снова перед нами встанут притягивающие вертикали церквей. И мы снова убеждаемся, что без них пропадет, разрушится весь ансамбль старого села.

И. В. Маковецкий в своем капитальном труде «Архитектура русского народного жилища» (М., «Наука», 1962) так описывает впечатление человека, входящего в Турчасово: «Два ряда крестьянских изб останавливали его внимание и направляли его движение. Он медленно поднимался в гору в ожидании появления главных сооружений. Беспрерывная цепь художественных впечатлений при движении по улице... подготавливала зрителя к восприятию господствующего сооружения закономерного завершения развития архитектурного ансамбля, зародившегося именно здесь при первых постройках на деревенской околице…»

Источник: Гунн Г.П. Каргополье - Онега. Серия «Дороги к прекрасному», М. Искусство, 1974, стр. 120-128

Каргополье - Онега (Дороги к прекрасному). Гунн Г.П. 1974 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.