ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Посад (Турчасово). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь Турчасовского погоста


Посад (Турчасово). Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Зосимы и Савватия Соловецких, Михаила Архангела
Архитектурные стили:Шатровые храмы, Кубоватые храмы
Год постройки:Между 1779 и 1795.
Год утраты:1964 (сгорела)
Адрес:
Россия, Архангельская область, Онежский район, с. Турчасово, д. Посад

Координаты: 63.1107, 39.241367
Проезд:Из города Онеги до Турчасова по берегу реки около 135 километров, затем в д. Целягино на пароме до Посада, или из поселка Плесецк через Савинск и Улитино до Целягино, около 75 километров, и на пароме через Онегу до Посада.





Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото Ю. С. Ушакова 1960-х годов<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Частная коллекция. Фото Ю. С. Ушакова 1960-х годов
Михаил Мещанинов
12 августа 1962
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Общий вид с севера. Фото Чинякова А. Г. 1950 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №38659711)<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Общий вид с севера. Фото Чинякова А. Г. 1950 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №38659711)
Дмитрий Волохов
1 августа 1950
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Общий вид с запада. Фото Чинякова А. Г. 1950 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №38659703)<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Общий вид с запада. Фото Чинякова А. Г. 1950 г. из коллекции ГНИМА. (ГК №38659703)
Дмитрий Волохов
1 августа 1950
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
.. - ..
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Рис. из журнала "Нива"<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 августа 1886
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1 августа 1886
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, фото В. В. Суслова с http://newsvo.ru/node/68311<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
фото В. В. Суслова с http://newsvo.ru/node/68311
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 августа 1886
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Вид на храм с колокольни погоста, с северной стороны. Фотография 1900-х годов. https://vk.com/wall-12288779?offset=6420&z=photo-12288779_331635218%2Falbum-12288779_00%2Frev<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Вид на храм с колокольни погоста, с северной стороны. Фотография 1900-х годов. https://vk.com/wall-12288779?offset=6420&z=photo-12288779_331635218%2Falbum-12288779_00%2Frev
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Шатер церкви. Дореволюционное фото из книги "Каргополье-Онега" Генриха Гунна.<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Шатер церкви. Дореволюционное фото из книги "Каргополье-Онега" Генриха Гунна.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Сельский
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934
Лобготт Пипзам
??
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, табличка на кресте, установленном на месте храма<br>, Посад (Турчасово), Онежский район, Архангельская область
табличка на кресте, установленном на месте храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
28 сентября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 августа 2017

По предположению, слово “Турчасово” происходит от слов “тур” — башня и “час” — дозор; дозорная башня. На левом берегу — посадская сторона. В некоторых старых документах село называется Посадным. Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме — две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень — 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем XVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества.

Благовещенская церковь 1795 года была чрезвычайно интересным сооружением. В облике ее нашли применение все формы покрытия, выработанные деревянным зодчеством: шатер, куб, бочка. Зодчие сделали все возможное, чтобы достичь впечатления величавости, торжественности сооружения. Здание, крещатое в плане, было необычайно вытянуто в длину, распластано по боковым фасадам. С западной стороны далеко выступала обширная трапезная, внутри перекрытие потолка поддерживалось шестью могучими резными столбами (если вспомнить, что обычно в трапезных деревянных церквей стоят два столба, то легко представить размеры сооружения). Между трапезной и храмом по северному и южному фасадам выступали приделы — две башни четвериком, крытые кубом с одной главкой на высокой шейке. Сам четверик храма с восьмериком — массивный, грузный, был увенчан мощным шатром с соразмерно крупной, несколько удлиненной шейкой и главкой. И наконец, традиционная пятистенная апсида с бочкой и главкой. Это грандиозное сооружение не подавляло человека своими размерами, величина его ощущалась только на удалении. Вблизи же здание радовало своей нарядностью, сверканием чешуи лемеха шеек и главок, узорными поясками обломов, ритмом нависающих над повалами полиц затейливыми теремками по углам четверика. Вблизи объем здания сокращался, массивность форм исчезла, еще ярче выступали совершенство и чистота отделки декоративных элементов.

Благовещенская церковь была единственной из памятников деревянного зодчества, у которой сохранился чертеж, приложенный к указу о ее постройке. Внизу была подпись: “Рисовал города Онеги...” — дальше бумага оторвана и имя зодчего (или чертежника) осталось нам неизвестным. Этого замечательного памятника теперь нет. Вроде бы все прежнее в Турчасове — и пейзаж окрестный и улицы сельские, а того нет, главного, что сразу приковывало взор и не давало оторваться. Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный. А место, где стояла Благовещенская, ровное. Впрочем, не совсем: остался фундамент, сохраняющий очертания ее уникального плана, — гигантские гранитные валуны, иные треснувшие от жара губительного пламени...

Генрих Павлович Гунн. http://kenozerjelive.ru/arhonega-turchasovo-2.html


Марина Зуйкова  29 августа 2017

Турчасовский «тройник». В 1776 г. в результате опустошительного пожара погост с двумя церквями, колокольней и всеми постройками полностью выгорел.

Последний, ставший хрестоматийным турчасовский «тройник» - две церкви (летняя и зимняя с трапезой) и колокольня – отстроен на месте сгоревших храмов, скорее всего, в старых, освященных временами формах. Сложная строительная биография ансамбля растянулась почти на 30 лет. Возобновлению храмов предшествовала длительная переписка с епархиальным и синодальным начальством, с «приложением планов оных церквей», после которой церковь Преображения с двумя приделами освящена в 1786 г., колокольня «закончена постройкой» в 1793 г. А Благовещенская церковь, как выясняется из казенного епархиального циркуляра от 1779 г., «за недородом хлеба и на постройку денег и поныне еще недостроена». Из другого документа, уточняющего датировку памятника, следует, что «настоящий Благовещенский храм (холодный) заложен к постройке в 1781 г., а окончен в 1795 г. Построен в совокупности в одном здании с теплою трапезою и с приделами... которая построена первее всех храмов, а именно в 1776 и 1777 годах».

Вся группа сооружений стоит на открытом возвышенном пространстве, что усиливает впечатление величавости и цельности ансамбля. Примечательно, что ансамбль, появившийся в конце XVIII в., на «закате плотницкого искусства», и особенно трапезная Благовещенская церковь, являются общепризнанным образцом именно древнерусского зодчества.

Уже в 20-е годы XIX в. турчасовские храмы вступают в период переделок и перестроек на «новый манер» срубы закрываются гладким тесом и забеливаются «под каменное дело»; растесываются оконные и дверные проемы; в интерьере Преображенской церкви в верхней части четверика появляются большие живописные панно, для освещения которых в стенах прорубаются круглые окна-иллюминаторы. Общее кризисное состояние народной жизни проявляется во многих сферах, и в частности в церковном строительстве, которое все менее становится народным. Благовещенский храм был уничтожен пожаром в 1964 году.

http://spr77.ru/projects/25.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.