ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Несебыр. Церковь Иоанна Алитургетос.

Църква "Свети Йоан Алитургетос"


Несебыр. Церковь Иоанна Алитургетос
Церковь. Не действует.  
Год постройки:приблизительно 1200 - 1400.
Ссылки: Прочее 
Адрес:
Болгария, Бургасская область, Несебыр, ул. Рибарска

Координаты: 42.657339, 27.733147



Церковь Иоанна Алитургетос, , Несебыр, Бургасская область, Болгария
Dmitry N.
25 сентября 2018
Церковь Иоанна Алитургетос, , Несебыр, Бургасская область, Болгария
Dmitry N.
25 сентября 2018
Церковь Иоанна Алитургетос, , Несебыр, Бургасская область, Болгария
Владислав Яровинд
21 августа 2013
Церковь Иоанна Алитургетос, , Несебыр, Бургасская область, Болгария
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
1 сентября 2005
Церковь Иоанна Алитургетос, , Несебыр, Бургасская область, Болгария
Dmitry N.
25 сентября 2018
Церковь Иоанна Алитургетос, , Несебыр, Бургасская область, Болгария
Dmitry N.
25 сентября 2018
Церковь Иоанна Алитургетос, Фото из журнала "Архитектурный музей".<br>, Несебыр, Бургасская область, Болгария
Фото из журнала "Архитектурный музей".
Андрей Агафонов
1903
Церковь Иоанна Алитургетос, Фото из журнала "Архитектурный музей".<br>, Несебыр, Бургасская область, Болгария
Фото из журнала "Архитектурный музей".
Андрей Агафонов
1903



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Василий ЗайцевАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 ноября 2016

Постройка датируется XIII-XIV веками. Из названия ясно, что церковь не была освящена и не использовалась по прямому назначению. Причиной этому, по некоторым данным, погибший во время строительства рабочий. Этот храм является ярчайшим примером живописного и архитектурного искусства Несебра.

Источник: phateev.ru


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 января 2025

«…В церкви Ивана Неосвященного убранство фасадов было доведено до виртуозности. По своему архитектурному типу она такова же, как и церкви Петра и Павла и Вседержителя в Месемврии, однако в некоторых деталях приближается к типу константинопольской четырёхстолпной церкви.

Церковь Ивана Неосвященного также имеет замкнутый прямоугольный план, из которого выступают только три апсиды с восточной стороны. Другие пластические элементы на остальных стенах не нарушают их общего плоскостного характера. Основная часть постройки — почти квадратная в плане. Изнутри продольные стены не расчленены пилястрами, потому что все идущие к ним арки покоятся на консолях.

В середине храма возвышались четыре колонны, которые поддерживали при помощи сферических парусов барабан с куполом. Четыре цилиндрических свода вокруг барабана образовывали характерный для этого типа церквей крест. И здесь, как в церкви Петра и Павла и в церкви Вседержителя, восточная ветвь креста продолжена до апсиды. Правда, свод этой ветви состоит из двух частей — крестового свода с притупленными ребрами и цилиндрического свода, но предапсидпое пространство не выделено, потому что обе части свода слиты в единое целое. Угловые части церкви были перекрыты не цилиндрическими сводами, как в церквах Петра и Павла и Вседержителя, а по константинопольскому образцу — при помощи арок, поддерживающих небольшие глухие купола, скрытые под крышей.

В церкви Ивана Неосвященного, как и в церкви Вседержителя, кладка стен смешанная, а своды и арки выложены из одного кирпича. Ряды тесаного камня и кирпича с внешней стороны стен выложены очень тщательно, ряды кирпича не проходят на всю толщину стен. Внутренняя часть стен сложена из ломаного камня, выровненного слоями кирпича, оштукатурена и покрыта фресками.

Как в церкви Вседержителя, так и здесь особый интерес представляют фасады. Их общий эффект основывается на пластических и цветовых элементах. Основные элементы пластического убранства стен — это глухие двуступенчатые аркады, один или два (по апсидам) пояса арочек, покоящихся на каменных консолях, скульптурные орнаменты на консолях и зубчатые кирпичные карнизы. И здесь цветовое убранство основывается на ритмическом чередовании белого камня и красного кирпича. Для этой церкви характерно обильное применение кирпичной орнаментации. Кирпичными украшениями заполнены тимпаны глухих арок и углы между арками. Кирпичами, положенными зигзагообразно или в шахматном порядке, выложены два горизонтальных пояса по середине апсиды. Зелёные и красные поливные розетки и кружки огибают сплошными поясами все фасады.

И в этой церкви фасады украшены не одинаково. Всего богаче украшен восточный фасад с его тремя апсидами. Западный фасад расчленён тремя глухими арками в соответствии с традицией, характерной для церковной архитектуры эпохи Первого Болгарского царства. На северном фасаде — пять арок. В разделяющих их лопатках сделаны узкие и высокие ниши с полукруглым верхом. На южном фасаде — шесть арок; между ними нет ниш, и их тимпаны украшены скромнее. Этот фасад обращен к морю, поэтому он был украшен более скромно. Псевдоконструктивные арки на фасадах были размещены совсем произвольно и на соответствовали ни внутренним членениям церкви, ни частям здания, находящимся над ними…»

Источник: Глава «Архитектура эпохи Второго Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Архитектура эпохи Второго Болгарского царства | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.