«…Церковь Вседержителя — удлинённая в плане постройка (длина 16 м, ширина 6,7 м) со стройными пропорциями и деталями, более мелкими и обильными вверху. Её общий план представляет собой замкнутый прямоугольник, из которого выступают только три переходящие одна в другую апсиды. Внутри церковь расчленена на три четко разграниченные части — алтарь, храм и притвор. В алтаре предапсидное пространство архитектурно не выделено, и храм имеет продолговатую форму. На западных частях его северной и южной стен выделено по одной широкой плоской нише, несколько оживляющей гладкие стены храма. Простоту форм подчеркивают и ровные цилиндрические своды нефов, которые придают им базиликальный вид.
Следует отметить характерную особенность: свод западной ветви креста пересекается другим цилиндрическим сводом, концы которого образуют на южном и северном фасадах полукруглые закомары, подобные закомарам главного поперечного нефа. Подкупольный барабан разделен внутри на 16 вогнутых граней в форме каннелюр, сужающихся кверху и соединяющихся в центре купола.
Стена толщиной 1,2 м отделяет притвор от храма; по середине её — вход, ведущий в храм. В притвор вели два входа — главный с запада и меньший с севера. Притвор, прямоугольный в плане, покрыт эллипсовидным сводом, несущим четырехгранную колокольню с восьмигранным куполом под пирамидальной кровлей.
Церковь Вседержителя построена из камня и кирпича, использованных также и в декоративных целях. На фасадах от цоколя до верха барабана и колокольни три или четыре ряда кирпичей ритмически чередуются с тремя или четырьмя рядами хорошо обтесанных камней. Изнутри стены сложены более небрежно, потому что здесь они оштукатурены и покрыты фресками.
Разработка всех четырех фасадов церкви неодинакова. Всего богаче восточный фасад. Южный фасад, обращенный к городу, также обработан более разнообразно, чем западный и северный. Однако на всех фасадах зодчие стремились к одному и тому же эффекту, который получался в результате комбинирования пластических и цветовых элементов. Пластические элементы состоят из ритмически чередующихся закомар, глухих арок, аркатурных поясков, зубчатых карнизов и других деталей, расположенных один над другим и создающих целостное впечатление. Эффект этого декоративного убранства основывается на строгом ритме форм, света и тени. Его дополняет цветовой ритм, осуществленный простым сочетанием белизны камня, красного цвета кирпича, зелёной и красной глазурью глиняных декоративных кружков и розеток…»
Источник: Глава «Архитектура эпохи Второго Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966
Архитектура эпохи Второго Болгарского царства | История архитектуры средних веков