ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Артюшинская (Конецгорье). Церковь Вознесения Господня.


Артюшинская (Конецгорье). Церковь Вознесения Господня
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Вознесения Господня, Георгия Победоносца, Космы и Дамиана Римских
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:1752.
Год утраты:приблизительно 1935 (сгорела)
Адрес:
Архангельская область, Виноградовский район, д. Артюшинская

Координаты: 62.740914, 43.26026



Церковь Вознесения Господня, Рис. из журнала "Нива".<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1918
Церковь Вознесения Господня, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1913
Церковь Вознесения Господня, Вид с северо-восточной стороны. Фото Владимирова В. М. 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №33604015)<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Вид с северо-восточной стороны. Фото Владимирова В. М. 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №33604015)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Церковь Вознесения Господня, Южный фасад. Фото Владимирова В. М. 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №33604005)<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Южный фасад. Фото Владимирова В. М. 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №33604005)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Церковь Вознесения Господня, Восточный фасад. Фото Владимирова В. М. 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №33603995)<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Восточный фасад. Фото Владимирова В. М. 1910-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК №33603995)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Церковь Вознесения Господня, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1906
Церковь Вознесения Господня, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1906
Церковь Вознесения Господня, Фото с сайта http://vk.com/club17013136?z=photo-17013136_337108385%2Fwall-17013136_52<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Фото с сайта http://vk.com/club17013136?z=photo-17013136_337108385%2Fwall-17013136_52
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Известия ИАК 1911 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня, Вид на крыльцо храма и его западный фасад. Фотография художника В.М. Владимирова, 1913-1915 гг. Из фондов Государственного музея архитектуры (Москва) <br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Вид на крыльцо храма и его западный фасад. Фотография художника В.М. Владимирова, 1913-1915 гг. Из фондов Государственного музея архитектуры (Москва)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Церковь Вознесения Господня, Вид на храм с юго-запада. Фотография художника В.М. Владимирова, 1913-1915 гг. Из фондов Государственного музея архитектуры (Москва) <br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Вид на храм с юго-запада. Фотография художника В.М. Владимирова, 1913-1915 гг. Из фондов Государственного музея архитектуры (Москва)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Егор Малышев
Церковь Вознесения Господня, Крест на месте храма<br>, Артюшинская (Конецгорье), Виноградовский район, Архангельская область
Крест на месте храма
олег художник
1 июля 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  7 августа 2016

Конецгорский приход Виноградовский район Архангельская область

В состав прихода в 1894 г. входила 41 деревня. Название прихода приписывалось его местоположению: почти все деревни располагались на крутой возвышенности, спускавшейся к реке Двине и завершавшейся низиной, на которой стоял погост с приходскими церквями. Приход существовал уже в 20-х годах XVII в., о чем свидетельствовала запись в синодике о священнике Федоре Яковлеве, служившем в 1625 г. В грамоте архиепископа Варсонофия от 24 апреля 1752 г. указывалось, что до 1734 г. в приходе была церковь во имя вмч. Георгия с приделом в честь Вознесения Господня. Эта церковь была разобрана по ветхости в 30-х годах XVIII в.

В 1734 г. построена новая церковь в честь Вознесения Господня. Она сгорела 16 апреля 1750 г. Удалось спасти икону Вознесения Господня. Вместо нее по храмозданной грамоте архиепископа Варсонофия от 24 апреля 1752 г. построена новая одноименная церковь. Приделы: Георгиевский справа и Космо-Дамиановский с северной стороны.

В 1820-1847 гг. была построена каменная двухэтажная церковь. Престолы: в нижнем этаже главный - в честь Афанасия и Кирилла Александрийских, придел в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость; в верхнем этаже - в честь Рождества Иоанна Предтечи, по этому престолу именовалась вся церковь.

Священники: Петр Синцов 1818 г., был благочинным; Алексей Фомин и Петр Овчинников 1826 г. Церковный староста: Иосиф Толстопятков с 1887 г.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. - Архангельск, 1895. С. 175-178. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=185

Никольская церковь, 1638 г.

«Позднее к церкви была пристроена трапезная, охватившая её с севера и запада, а в 1825 г. церковь обшита тёсом. Церковь интересна своим крыльцом, верхняя площадка которого покрыта бочкой, не имеющей стенки на переднем торце. Подобного рода крыльца были и в деревянном дворце села Коломенского, а в каменной архитектуре мы встречаем их в церкви подмосковного села Тайнинского». Погост, включающий также более поздние деревянные церковь и колокольню, цел и реставрирован в 1988 г., но крыльцо Никольской церкви утрачено.

http://www.archnadzor.ru/2010/11/14/russkoe-derevo-2/


И. Л.  17 июля 2024

В сентябре 1929 года Вознесенская церковь была обследована экспедицией Северного Краевого музея. Из отчёта экспедиции: «По чистоте линий и совершенности пропорций церковь является исключительным памятником древне-русского зодчества. Как каковой она известна в научной литературе, и снимки с неё имеются в нескольких изданиях (…) Мною сделаны два снимка с наружного вида церкви и один с внутреннего».

Церковь в описываемый момент числилась на учёте Главнауки, но вместе с тем в отчёте отмечалось, что «Здание церкви в настоящее время находится в угрожающем состоянии — оно кренится на западную сторону, это отклонение по вертикальной оси хорошо заметно на глаз. Внутри здания полы покоробились, потолки разошлись, перекоробился и иконостас. А между тем церковь является не только одним из самых исключительных памятников древне-русского зодчества, но она ценна и по своей насыщенности памятниками живописи, во многих случаях более древними, чем сама церковь. Иконы находятся в таком же угрожающем состоянии, как и сама церковь. Они стильно оперхали, и левкас отваливается кусками. Это состояние икон иконостаса хорошо заметно на снимке. Верхние ярусы иконостаса более поздней работы, лучшие иконы расположены в нижнем ярусе (…) Тябла иконостаса хорошей резьбы 18 в., довольно сдержанного характера, не столь пышного и роскошного, как в церкви Никольской села Топсы». (ГААО. Ф.1222. Оп.1. Д.27. Л.20).

По всей видимости, храм погиб от пожара в 1930-е годы, так как уже в 1939 году П. Н. Максимов писал в Отчёте Северных экспедиций Музея Всесоюзной Академии Архитектуры, что «Вознесенская церковь в Конецгорье 1752 г. и Флоро-Лаврская церковь 1755 г. в Ростовcком, обе деревянные, шатровые, с приделами, покрытыми бочками, на высоких подклетах, очень похожие одна на другую и принадлежавшие к числу прекраснейших памятников деревянного зодчества севера, сгорели уже давно».

https://verenitsa.ru/post_27687


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 августа 2024

«…Церковь стоит на высоком берегу р. Северной Двины и представляет собой симметричную монументальную композицию, имеющую в основе своей крестообразный план. Центральный объем состоит из четверика (помещение собственно церкви), над которым подымается высокий мощный восьмерик с повалом и полицей у перехода его к шатру.

Пятигранный прируб главного алтаря, западный прируб и прирубы приделов покрыты бочками. Дощатая галлерея, основанная на сильных выпусках бревен рубленых стен, окружает западный прируб с трех сторон. По продольной оси здания размещено крыльцо с двумя нижними рундуками, двумя всходами, параллельными западной стене галлереи и вплотную к ней примыкающими, и с верхним рундуком на прямоугольном срубике. Верхний рундук открывается тремя арочками.

Храм в Конецгорье имеет некоторое родство с Богородицкой церковью в Верховье. Однако, он много сложнее по своей плановообъемной композиции.

Там - центральная крестообразная часть плана образована четырьмя трехстенными одинакового размера срубами. Здесь - к центральному четверику примыкают, образуя в плане форму креста, три трехстенных сруба, по ширине меньших, чем центральный четверик, и один пятистенный (с востока).

Таким образом в объемной композиции господствующее значение получил центральный четверик с возвышающимся над ним мощным восьмериком, увенчанным высоким шатром. Этот центральный объем объединяет и подчиняет себе все остальные массы здания. Композиционному единству способствуют также красивые бочки, покрывающие прирубы, нижние части которых и пучины врезаются в стены четверика, а коньки — в грани восьмерика. Обмер церкви сделан в 1905-м году арх. Л. Р. Сологубом.

Чертежи хранятся в музее ВАХ…»

Источник: Забело С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. - М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942, стр. 108

Русское деревянное зодчество : Забелло С. : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.