ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Юрома. Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста.


Юрома. Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста
Деревянный храмовый комплекс.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:1932 (сгорел от удара молнии)
Адрес:
Архангельская область, Лешуконский район, село Юрома

Координаты: 65.146595, 45.57154 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Юрома, Лешуконский район, Архангельская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1906
Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста, Вид на село Юрома и реку Мезень с щелья. Фото Н.А. Шабунина.<br>, Юрома, Лешуконский район, Архангельская область
Вид на село Юрома и реку Мезень с щелья. Фото Н.А. Шабунина.
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 июня 1904
Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста, Церкви Ильинская (слева) и Архангельская, колокольня (в центре). На первом плане - ветряная мельница-столбовка на «ряже». Все постройки утрачены.
Фото Н.А. Шабунина.<br>, Юрома, Лешуконский район, Архангельская область
Церкви Ильинская (слева) и Архангельская, колокольня (в центре). На первом плане - ветряная мельница-столбовка на «ряже». Все постройки утрачены. Фото Н.А. Шабунина.
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 июня 1904
Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста, Вид с реки Мезень. Фото Н.А. Шабунина.<br>, Юрома, Лешуконский район, Архангельская область
Вид с реки Мезень. Фото Н.А. Шабунина.
Воронов Юрий ВикторовичАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1904
Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Юрома, Лешуконский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Храмовый комплекс Юромо-Великодворского погоста, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Юрома, Лешуконский район, Архангельская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова 24 ноября 2020

Приход располагался по берегам реки Мезень. Храмы находились в деревне Великодворской. Приход основан не позже XVI века - в памятной книге 1822 г. было отмечено, что в 1513 г. в приходе уже был священник Иван. Митрополит Новгородский и Великолуцкий Киприан 1 мая 1626 г. дал грамоту на строительство новой церкви во имя архангела Михаила, взамен сгоревшей. Эта церковь сгорела от молнии 27 июля 1685 г.

Приписные церкви:

1) в д. Усть-Нерманской (5 верст от прих. храмов), в честь вмц. Екатерины, построена первоначально по грамоте патриарха Филарета от 13 февраля 1630 г. после явления иконы вмц. Екатерины, хранившейся в церкви и благоговейно почитавшейся прихожанами, перестроена в 1870 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита досками и окрашена белой масляной краской, покрыта досками, окрашенными мумией (краска красного цвета); длина вместе с колокольней 9 саженей, ширина 3 саж., высота до крыши 3 1/3 саж.; на церкви 1 большая глава и 1 малая над алтарём; колокольня в 1 ярус, высотой до верха карниза 4 1/3 саж.

2) в д. Ивановской (11 верст), в честь свт. Николая, деревянная, освящена 10 июля 1895 г.; предыдущая церковь сгорела 10 ноября 1885 г., позже стала приходской церковью Кельчемгорского прихода.

3) в д. Тигляевской (5 в.), в честь вмч. Георгия, построенная в 1902 г., деревянная, на деревянном фундаменте; церковь, алтарь и колокольня крыты железом, в 1914 г. покрыты железом трапеза и крыльцо (первоначально досками, окрашенными мумией); длина вместе с колокольней 9 2/3 саж., ширина 4 саж., высота до верха карниза 4,5 саж.; 1 глава; иконостас; 2 голландские кирпичные печи; колокольня в 1 ярус, высота до верха карниза 5,5 саж.

Часовни:

в д. Защельской (2 в.), во имя свт. Николая, построена в 1877 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита досками и окрашена белилами, крыта досками, окрашенными мумией (краска красного цвета); длина вместе с колокольней 5 саженей, ширина 2 1/3 саж., высота до крыши 2 саж. 1 арш.; 1 глава; иконостас; колокольня в 1 ярус, высотой до крыши 3,5 саж.;

в д. Тигляевской (5 в.), в честь вмч. Георгия, построенная в 1728 г., перенесена в д. Парыгинскую; Георгиевская часовня, построенная в 1902 г. по церковному плану (см. выше);

в д. Кесломской (12 в.), во имя прав. Прокопия (во имя священномучеников Климента папы Римского и Петра Александрийского ?), построена в 1886 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена белилами, покрыта досками, выкрашенными мумией; длина часовни с колокольней 6 саж., ширина и высота до крыши 3 саж.; 1 глава;

в д. Палугской (20 в.), в честь вмч. Георгия, построена в 1885 г.; деревянная, на деревянном фундаменте, снаружи обшита тёсом и покрашена белой масляной краской, крыта досками, окрашенными мумией, а главы медянкой; длина вместе с колокольней 5 саж., ширина 2 5/6 саж., высота до верха карниза 2,5 саж.; 1 глава; колокольня в 1 ярус, высота до верха карниза 4 саж.

в д. Парыгинской построена в 1726 (1728?) г. и перенесена из Тигляевской деревни в 1902 г., деревянная, с колокольней в одной связи, снаружи обшита досками и окрашена белилами, внутри обшита шелёвкой и выкрашена белилами, притвор обшит шелёвкой. Покрыта тёсом, окрашенным мумией. Длина часовни вместе с колокольней 6 саж., ширина и высота до крыши 1 саж. 2 арш. На часовне и колокольне по 1 главе. 4 окна. Колокольня высотой до крыши 2 саж. 2 арш.

В церковной собственности имелись: дом для священника (2 этажа, 1894 г.), дом для псаломщика (1889 г.), школа (1 этаж, 1901 г.), 3 амбара (1850-е гг.), баня для священника (1894 г.), баня для псаломщика (1911 г.), 2 овина (1899 г. и 1906 г.), гумно (1889 г.).

Священники: Иоанн 1513 г.; Евдоксий Кириллов 1591 г.; Иоанн 1627-1629 г.г.; Симеон Миронов 1632 г.; Михаил 1681 г.; Стефан 1687-1688 г.г.; Феодор 1729 г.; Каллинник Стефанов 1731-1743 г.г.; Евфимий Стефанов 1758-1787 г.г.; Феодот Ивановский до 1795 г.; Иаков Петров; Иоанн Ивановский до 1802 г.; Авраамий Шестаков до 1811 г.; Павел Леонтиевский до 1829 г.; Алексий Гагарин до 1837 г.; Александр Иоаннов Иванов до 1841 г.; Никита Антиппин Шульгин до 1848 г.

Церковный староста: Василий Родюшин с 1887 г.

Источники: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2. Л. 45-60об., 77-77об. АЕВ. - 1889, №10, с. 138. АЕИ. - 1885, №23, с. 17. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 329-331. http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=235


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 27 мая 2025

«…Поиск народными зодчими силуэтной и объемной выразительности храмов привел к появлению в XVII в. еще одной своеобразной школы в шатровом культовом зодчестве. Ею был создан тип церкви, крытой крещатой бочкой, в которую врубался восьмигранный шатер. Такое покрытие носило название «шатер на крещатой бочке». Постройки данного типа сохранились в селениях на берегах рек Пинеги (правого притока Северной Двины) и Мезени. Помимо своеобразия силуэта, это покрытие позволяло выполнять узаконенное к тому времени (после реформ патриарха Никона в 1650-х годах) пятиглавие и вместе с тем сохранять традиционную и ставшую национальной форму завершения храмов шатром.

К выдающимся произведениям упомянутой школы следует отнести храмы с. Юрома, расположенного на правом высоком берегу р. Мезени (Мезенский район Архангельской обл.; не сохранились). Особенно интересной была церковь Михаила Архангела, срубленная в 1686 г. В ней, как и в церкви с. Пучуга, имеются две композиционные оси - горизонтальная и вертикальная. Высокий четверик церкви завершен своеобразной, вытянутой кверху крещатой бочкой с восьмискатным шатром.

Интересно отметить наклон глав (на крещатой бочке и на апсиде) в сторону шатра. Это одна из многочисленных зрительных поправок — так называемых курватур, вносимых народными зодчими при возведении построек. В данном случае наклон глав к шатру способствовал созданию слитного и выразительного силуэта храма. Горизонтальная часть его композиции состояла из двухвсходного с бочечным завершением крыльца, каркасно-рубленых сеней и отапливаемой «по-черному» обширной трапезной. Нарастание этих объемов, согласованных с почти двухметровым повышением рельефа, создавало ритмичный переход к вертикали, зрительно увеличивая и без того немалую (42,5 м) высоту храма…»

Источник: Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2003, стр. 51-53

История русской архитектуры - Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. - 2003


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 8 сентября 2025

«…Наибольшую сложность представляли реконструкции полностью несохранившихся ансамблей, натурные следы которых наблюдались частично или исчезали совсем под позднейшими постройками. Такая судьба постигла немалое количество деревянных храмовых ансамблей. В число их входят, к сожалению, и те, что по праву относятся к вершинам мастерства северорусских зодчих. Одним из таких блестящих ансамблей был Юромско-Великодворский погост на реке Мезени. И. Э. Грабарь, писавший о нем в начале века, справедливо выделял этот ансамбль из многих других, украшавших в ту пору берега северных рек и озер: «Необыкновенно сильное впечатление составляют целые группы таких церквей на великих северных реках; издали их можно принять за укрепленные городки со множеством башен и глав. Особенно хороша группа церквей Юромского погоста на Мезени, прямо захватывающая беспощадной суровостью своих простых контуров».

Село Юрома (Мезенский район Архангельской области) разместилось на правом высоком берегу среднего течения реки Мезени. Его основание восходит ко времени новгородского освоения Севера, а Юромско-Великодворский погост впервые упоминается В 1513 г. Правый берег Мезени обеспечивал хорошую ориентацию домов на реку и «на лето». Место для села было выбрано в ложбине между двух 40-метровых по высоте холмов, хорошо защищавших от ветров. Село быстро росло к XVІІ в. насчитывало более 80 дворов. К концу XIX в. в Юромский приход входило 15 деревень с населением 1289 человек. В центре села, на возвыше («гриве») — две церкви и колокольня, составлявшие общественный центр погоста. Ближе к береговому обрыву на 44-метровую высоту взметнулся шатер теплой церкви Михаила Архангела, срубленный в 1686 г. За ней, на более высоких отметках, - вторая, холодная, Ильинская церковь с приделом Петра и Павла (1743 г.) и шатровая колокольня (1825 г.).

Высокие художественные качества ансамбля были отмечены в публикациях начала века, по дальнейшее его изучение в натуре вести было уже невозможно: церковь Михаила Архангела погибла от молнии 12 июля 1933 г., а Ильинская церковь и колокольня вскоре были разобраны. Но мириться с потерей уникального ансамбля не хотелось - необходимо было восстановить его, хотя бы в чертежах.

Работа по реконструкции началась с поездки автора на Мезень в 1965 г. Поиски следов сооружений на месте почти не дали результатов - контуры их были искажены последующими постройками. И все же с помощью старожилов удалось определить местоположение всех трех сооружений погоста и места старых жилых домов и хозяйственных построек, окружавших центр. Была проведена и вертикальная съемка, позволившая установить высоту берега и отметки оснований каждого сооружения. Подъем рельефа от берегового обрыва до Ильинской церкви составил 5,9 м, это, несомненно, сказалось и на общей композиции ансамбля, и на высотах его составляющих.

Итак, существенная и важная часть ансамбля - его природное основание - была теперь известна. Для наиболее точной реконструкции архитектурной части ансамбля нужно было выявить и собрать помимо известных все фотографии и обмеры построек, и потому работа была продолжена в архивах Москвы и Ленинграда.

Первым Юромский ансамбль обследовал архитектор Ф. Ф. Горностаев, побывавший на Мезени летом 1898 г. Он сделал известный обмер церкви Михаила Архангела и два фотоснимка ансамбля с запада и востока. Опубликованные в первом томе «Истории русского искусства», они обеспечили ансамблю широкую известность. Особая ценность этих двух снимков еще и в том, что ансамбль был зафиксирован Горностаевым до обшивки тесом стен церкви Михаила Архангела и замены лемехового покрытия шатра на жесть, произведенных в 1903-1904 гг. В дополнение к этим известным материалам в архиве ГНИМА автором был найден в хранящемся там походном альбоме Горностаева карандашный крок обмера плана Ильинской церкви (в аршинах и вершках). Таким образом, плановые размеры обеих церквей были теперь достаточно документированы.

В 1903-1904 гг. серия снимков - панорам села и ансамбля погоста - была сделана Н. А. Шабуниным, петербургским художником, уроженцем Юромы, во время его поездок на родину. Из 12 фотографий Н. А. Шабунина, на которых запечатлен ансамбль погоста, наибольший интерес для реконструкции представляют четыре, снятые с севера, северо-запада и северо-востока. Зимой 1911 г. в Юроме побывал гражданский инженер А. А. Каретников, сделавший несколько снимков ансамбля, и в частности с юго-запада.

Приведенные фотографии, фиксирующие ансамбль с разных направлений, позволили применить метод восстановления планового взаиморасположения элементов ансамбля путем сопоставления различных точек фотосъемки. При наличии плановых обмеров двух церквей, осуществленных Ф. Горностаевым, можно было сделать масштабный чертеж плана ансамбля. Вертикальные размеры Ильинской церкви и колокольни были получены при сопоставлении фотографий с обмером церкви Михаила Архангела и обмером природного основания, в результате чего стало возможным выполнить масштабный чертеж архитектурно-природного ансамбля в любой его проекции. Проделанная реконструкция позволила провести композиционный анализ одного из совершенных ансамблей русского Севера, включающих два сооружения, крытых шатром на крещатой бочке, - одного из оригинальных покрытий, рожденного фантазией мастеров северорусской архитектурной школы…»

Источник: Ансамбль в народном зодчестве русского Севера (пространственная организация, композиционные приёмы, восприятие) / Ю. С. Ушаков. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982, стр. 99-101

https://djvu.online/file/Q8UzKendNKjGv?ysclid=m7przxls8c68268360



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.