ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Агапитов Маркушевский Никольский монастырь.


Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Агапитов Маркушевский Никольский монастырь
Деревянный монастырь.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →) (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1576.
Год утраты:1764 (упразднен)
Адрес:
Россия, Вологодская область, Тарногский район, с. Заречье

Координаты: 60.428864, 43.860082 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.






Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Заречье (Маркуша, Подмонастырское), Тарногский район, Вологодская область
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1912
Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Заречье (Маркуша, Подмонастырское), Тарногский район, Вологодская область
Известия ИАК 1916 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1900
Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов<br>, Заречье (Маркуша, Подмонастырское), Тарногский район, Вологодская область
Памятники русской архитектуры / Акад. архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры .-Москва : Изд-во Акад. архитектуры, 1941-1949 .-6 т.; т.2: Русское деревянное зодчество / С. Забелло, В. Иванов, П. Максимов
Андрей Агафонов
1900
Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.<br>, Заречье (Маркуша, Подмонастырское), Тарногский район, Вологодская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1900
Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934<br>, Заречье (Маркуша, Подмонастырское), Тарногский район, Вологодская область
Источник: Соболев Н. Н. "Русская народная резьба по дереву". Москва-Ленинград, 1934
Лобготт Пипзам
Агапитов Маркушевский Никольский монастырь, Рисунок со стенда.<br>, Заречье (Маркуша, Подмонастырское), Тарногский район, Вологодская область
Рисунок со стенда.
Перелётный выхухоль
28 августа 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  14 января 2017

Описание Зверинского В.В.: «Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году».

Агапитова пустыня основана в 1576 году в Кокшенгской четверти Важского уезда на левом берегу Маркуши при её впадении в реку Тарнога. Ныне - деревня Заречье Маркушевского поселения Тарногского района Вологодской области. В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца, который и указал чудесным образом место будущего монастыря. Старец Агапит построил келью и часовню для иконы.

В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский - местночтимый святой, празднуется соборная память.

В 1587 году строитель Иерон с братией получили грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось.С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки. На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу. На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарнога. Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи.

В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости. В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей. В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами. К 1620 году монастырь восстановился. На территории стояли 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская. В 12 кельях жили 15 старцев, кроме этого имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге находились мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка - на реке Тарнога; на берегу Лондушки – левом притоке Тарноги располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский. В 1687 году был пожар в монастыре, сгорели 6 келий, церкви не пострадали. В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители.

В 18 веке, начиная с Ионы Угрюмова, обителью управляют игумены. Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь. В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году был большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания. В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского. К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская. К середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян. Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами.

В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен. Маркушевский приходИз монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона - копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая». Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году.

На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария. При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги. В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян - 1610 человек.

Часть бывших деревень Маркушевского монастыря после его упразднения составили Лондужский приход с Ильинской церковью. Перед революцией 1917 года в селе Лондужка стояла каменная церковь с колокольней в одной связи. Теплый храм каменной церкви построен в 1857 году, престолы освящены в 1862 году: слева - великомученика Георгия Победоносца, справа - иконы Божией Матери « Знамение». Холодный Ильинский храм построен в 1869 году, престол освящен в 1875 году. В деревне Черняково на левом берегу Лондушки имелась деревянная часовня. Деревни Лондужского прихода также относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Лондужки (Лондушки).

С 1882 года служил священник Владимир Павлович Правдин 1855 года рождения, выпускник ВДС 1879 года. Помогал священнику псаломщик Василий Иоаннович Макарьин 1873 года рождения. В Лондужском приходе в 1916 году проживали 1473 православных, в том числе 17 человек из духовного сословия и 1456 крестьян.

В советское время церкви закрыты. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют.

Македонская Н.М. Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь, http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=356



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.