К западу от Воскресенской церкви находится старейшая достопримечательность Золочева – церковь Николая «на Валах». Она построена в конце XVI в. и перестроена в 1767 г., тогда же сделан и новый иконостас. По типу это трехдольный храм, приспособленный к обороне, но так измененный перестройками, что без специальных исследований невозможно установить, как выглядел он первоначально.
Из этой церкви происходит уникальный памятник украинского шитья – золочевская фелонь, которая теперь хранится во Львовском музее украинского искусства. На оплее ее были вышиты одиннадцать фигур с Христом-Вседержителем в центре. Тому, кто не видел такой «живописи иглой», трудно представить себе красоту и совершенство этого произведения тончайшей ювелирной работы. Шитье выполнено из разноцветного шелка и золотых и серебряных нитей; их изготовляли, наматывая на шелковую нить плоскую тоненькую полоску золота, которая искрится на изломах при скручивании. Лицо и руки шиты техникой глади или в раскол, то есть фактура стежков скрыта, а в шитье одежды она не только не скрыта, а, наоборот, обнаружена применением разнообразной формы рисунка «в прикреп» – то квадратиками, то ромбиками, то «в елку» , а иногда и сложной формы из двух вписанных друг в друга ромбов или квадратов или других фигур. Шелк чистых интенсивных синего, зеленого, голубого или желтого и даже белого цветов соседствует с серебряными и золотыми нитями, искрится и переливается такими сияющими и чистыми красками, что этот вид живописи сравним только с драгоценными мозаичными или украшениями старинных рукописей. Изяществом цветовой гаммы, благородством и мастерством исполнения золочевская фелонь вызывает ассоциации с миниатюрами Киевской псалтыри 1397 г. или мозаиками Михайловского собора в Киеве 1108–1113 г.г.
Внутренней сосредоточенностью и спокойствием проникнуты фигуры «Моление». В них обнаружены ритмика и взаимосвязь, основанные на тех же началах, что и эпическая поэзия XII–XIII в.в. с характерным восхищением ритмическими повторами и рефренами, симметрией и равновесием. В изображении архангела Гавриила поражают наивное детское выражение больших глаз, отборная гармония белых, желтых и золотых нитей, изящество движений и позы. У евангелиста Марка, напротив, динамичный силуэт, который создают развеянные полы плаща и немного наклонная фигура. Большой голый лоб и открытые задумчивые глаза производят впечатление внутренней взволнованности. Изображение Василия Великого отличается тонкой характеристикой как физического облика, так и духовного существа человека. Молитвенно склоненная фигура богоматери выделяется грациозностью силуэта, нежностью лица и благородством красок вишнево-красного мафория, голубого гиматия, соединенных с золотистыми и серебряными нитями.
Как уже было сказано, в церкви в XVIII в. был сделан иконостас совершенно необычной композиции. Не только с сюжетной, но и с художественной точки зрения, он испытал влияние католического искусства. В нем большое место занимает скульптура. От старой иконографии в иконостасе оставлены только три врата с изображением – на боковых – первосвященников, а на средних – евангелистов. Над ними в овальных медальонах, в рокайлевых картушах – наместные иконы, а выше, в окружении аллегорических фигур – «моленный» ряд, завершенный распятием с пророками под ним. Композиция этого иконостаса очень отличается от обычной, однако высокими качествами резьбы, особенно круглой скульптуры он занимает заметное место в истории украинского искусства.
Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского