ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Золочев. Церковь Николая Чудотворца.


Золочев. Церковь Николая Чудотворца
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:приблизительно не ранее 1750.
Адрес:
Украина, Львовская область, Золочевский район, г.Золочев, улица Валовая, 11
Україна, Львівська область, Золочівський район, р. Золочів, вулиця Валова, 11

Координаты: 49.808235, 24.898826
Проезд:в 60 км к востоку от Львова по шоссе H02 Львов-Тернополь и железнодорожные линии Красне-Тернополь.



Церковь Николая Чудотворца, Церковь на фоне городской застройки<br>, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Церковь на фоне городской застройки
Алексей Кротов
4 января 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Наина
29 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца, звонница<br>, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
звонница
Наина
29 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца, Деталь иконостаса (1767 г.). Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.<br>, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Деталь иконостаса (1767 г.). Источник: Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г.
Елена Григорьева
1 июня 1960
Церковь Николая Чудотворца, Золочев после пожара 17.09.1903. Издательский адрес:Золочев: тиражом Тадеуша Яворского, 1906. https://polona2.pl/item/zloczow-po-pozarze-17-9-1903,ODE1NjM4NjI/0/#info:metadata Польская национальная библиотека<br>, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Золочев после пожара 17.09.1903. Издательский адрес:Золочев: тиражом Тадеуша Яворского, 1906. https://polona2.pl/item/zloczow-po-pozarze-17-9-1903,ODE1NjM4NjI/0/#info:metadata Польская национальная библиотека
Т.
1 октября 1903
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1939 года на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24831<br>, Золочев, Золочевский район, Украина, Львовская область
Фото 1939 года на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/24831
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  15 марта 2016

Церковь Св. Николая является самой старой в городе. Раньше церковь входила в комплекс оборонных валов Золочева. Ее еще называли церковью на валах. Оборонные черты сохранились и до нашего времени (толщина стен и оконные проемы). Современный вид церковь приобрела после перестройки в 1765 г. Средства выделил каневский староста Николай Потоцкий, меценат и строитель Успенского собора Почаевской Лавры. В мастерской Лавры был изготовлен иконостас для этой церкви. Декоративная резьба принадлежит резчику Антону Штилю, скульптурные композиции - Франциску Оленскому, ученикам мастера Пинзеля.

В Советское время храм был закрыт. Здесь устроили музей атеизма. При этом иконостас был демонтирован и выброшен на свалку. Лишь музейным работникам из Львова и некоторым местным прихожанам удалось спасти некоторые части уникального иконостаса. Также храм украшали настенные росписи и несколько икон в иконостасе, написанные специально для этого храма знаменитым богомазом Западной Украины кон.19 - нач. 20 в. Модестом Даниловичем Сосенко. Ко времени капитального ремонта храма в 1999 г. значительная часть живописи была потеряна - роспись на сводах и стенах повреждена влагой и плесенью. Поэтому сегодняшний презентабельный интерьер храма - это следствие реставрационных работ, которые напоминают работы Сосенко только композиционно. С 1990 г. - действующий храм Украинской Греко-Католической церкви.

Из книги: Палков Т.А. Западная Украина. ч. 2. - Львов, изд-во "Ладекс", 2011 г.


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 марта 2016

Первоначально имела над западной частью верх с главой, служившей одновременно колокольней, второй меньший купол — сигнатурку, две двери. Современный вид получила после реставрации 1765 г.

Каменная, состоит из одинаковых по ширине бабинца и нефа, составляющих один прямоугольник, с примыкающими к нему полуциркульной апсидой, небольшим прямоугольным притвором и помещением у северной стены апсиды. Перекрытие цилиндрическое, с распалубками. Здание накрыто двускатной кровлей, с небольшой главой на глухом восьмигранном барабане. Главу венчает маковка с ажурным фонарем. Суровый облик боковых фасадов, прорезанных узкими оконными проемами, противопоставлен западному, оживленному барочным фронтоном с декоративными вазами и небольшим балконом с резными каменными консолями в стиле рококо. Притвор небольшой, появившийся одновременно с фронтоном, накрыт куполом. Толстые стены усилены контрфорсами полукруглыми и прямоугольными в плане.

К югу от церкви находится трехпролетная колокольня, построенная из тесаного камня.

Памятник принадлежит к выдающимся произведениям галицкой архитектурной школы.

Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.133, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  30 октября 2022

К западу от Воскресенской церкви находится старейшая достопримечательность Золочева – церковь Николая «на Валах». Она построена в конце XVI в. и перестроена в 1767 г., тогда же сделан и новый иконостас. По типу это трехдольный храм, приспособленный к обороне, но так измененный перестройками, что без специальных исследований невозможно установить, как выглядел он первоначально.

Из этой церкви происходит уникальный памятник украинского шитья – золочевская фелонь, которая теперь хранится во Львовском музее украинского искусства. На оплее ее были вышиты одиннадцать фигур с Христом-Вседержителем в центре. Тому, кто не видел такой «живописи иглой», трудно представить себе красоту и совершенство этого произведения тончайшей ювелирной работы. Шитье выполнено из разноцветного шелка и золотых и серебряных нитей; их изготовляли, наматывая на шелковую нить плоскую тоненькую полоску золота, которая искрится на изломах при скручивании. Лицо и руки шиты техникой глади или в раскол, то есть фактура стежков скрыта, а в шитье одежды она не только не скрыта, а, наоборот, обнаружена применением разнообразной формы рисунка «в прикреп» – то квадратиками, то ромбиками, то «в елку» , а иногда и сложной формы из двух вписанных друг в друга ромбов или квадратов или других фигур. Шелк чистых интенсивных синего, зеленого, голубого или желтого и даже белого цветов соседствует с серебряными и золотыми нитями, искрится и переливается такими сияющими и чистыми красками, что этот вид живописи сравним только с драгоценными мозаичными или украшениями старинных рукописей. Изяществом цветовой гаммы, благородством и мастерством исполнения золочевская фелонь вызывает ассоциации с миниатюрами Киевской псалтыри 1397 г. или мозаиками Михайловского собора в Киеве 1108–1113 г.г.

Внутренней сосредоточенностью и спокойствием проникнуты фигуры «Моление». В них обнаружены ритмика и взаимосвязь, основанные на тех же началах, что и эпическая поэзия XII–XIII в.в. с характерным восхищением ритмическими повторами и рефренами, симметрией и равновесием. В изображении архангела Гавриила поражают наивное детское выражение больших глаз, отборная гармония белых, желтых и золотых нитей, изящество движений и позы. У евангелиста Марка, напротив, динамичный силуэт, который создают развеянные полы плаща и немного наклонная фигура. Большой голый лоб и открытые задумчивые глаза производят впечатление внутренней взволнованности. Изображение Василия Великого отличается тонкой характеристикой как физического облика, так и духовного существа человека. Молитвенно склоненная фигура богоматери выделяется грациозностью силуэта, нежностью лица и благородством красок вишнево-красного мафория, голубого гиматия, соединенных с золотистыми и серебряными нитями.

Как уже было сказано, в церкви в XVIII в. был сделан иконостас совершенно необычной композиции. Не только с сюжетной, но и с художественной точки зрения, он испытал влияние католического искусства. В нем большое место занимает скульптура. От старой иконографии в иконостасе оставлены только три врата с изображением – на боковых – первосвященников, а на средних – евангелистов. Над ними в овальных медальонах, в рокайлевых картушах – наместные иконы, а выше, в окружении аллегорических фигур – «моленный» ряд, завершенный распятием с пророками под ним. Композиция этого иконостаса очень отличается от обычной, однако высокими качествами резьбы, особенно круглой скульптуры он занимает заметное место в истории украинского искусства.

Логвин Г.Н. «По Украине». – К.: «Мистецтво», 1968 г., перевод с украинского



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.