Храмом, с которого начинался погост, была деревянная Георгиевская церковь, выросшая впоследствии до Троицкого собора. Первое упоминание о ней содержится в писцовой книге 1586 года. Ее неоднократно меняли, перестраивали, и до рождения города она, по всей видимости, не дожила. По словам историка Михаила Рогачева, сам собор в конечном итоге стал трехцерковным. Среди этих трех храмов выделялась Покровская церковь, которую освятили в 1740 году. Это было грандиозное по тем временам сооружение. Основатели города – купцы Сухановы – полностью выстроили ее за свой счет, организовав для этого кирпичное производство и пригласив устюжских мастеров. В самом погосте своих каменщиков тогда еще не было.
Через десять лет дошла очередь до Троицкой церкви. Ее возводили дольше, чем Покровскую, но она была холодной и праздничной. Вот тогда встал вопрос о колокольне. И усилиями все тех же Сухановых ее возвели за два лета (зимой церкви не строили). Строила колокольню бригада каменщиков из 10 человек из «готового материала», со своими инструментами и питанием, которое обязан был обеспечить подрядчик. В контракте особо было оговорено, что бригада обязуется «во все выше писанное время работы хмельного не пить и не гулять».
Колокольня была трехъярусной. На нижнем этаже находилось духовное правление, а на третьем ярусе – первые часы со звоном. Это были единственные публичные часы, по которым горожане до начала 20 века (пока не построили пожарную каланчу) узнавали время. Причем минуты они не показывали, зато каждый час отбивался звоном.
Двести лет Троицкий собор был связан со всеми устьсысольцами. Здесь крестили новорожденных и записывали их в метрические книги. Сюда же вносили имена и фамилии скончавшихся горожан, хотя отпевали их в Кирульской церкви. И новые семьи венчали в Троицком соборе.
В 1918 году собор лишили общего для всего города прихода, сделав приходским каждый городской храм, и перевели на самоокупаемость. атем его пытались передать «обновленцам», то есть новоявленным раскольникам, которые поддерживали советскую власть. Но горожане его отстояли. В конце концов собор закрыли, а в 1932 году, когда в городе возводился парк, получивший позднее имя Кирова, храмы и колокольню разобрали на кирпичи.
Впрочем, отчасти в трагедии собора виноваты строители, которые возвели его на оползающем берегу реки. Поэтому места, где он находился, практически уже не существует. Еще в XIX веке берег начал обваливаться, и в храме появились трещины. Если бы собор каким-то чудом уцелел, то он бы располагался в Кировском парке сразу за стадионом и наполовину висел бы в воздухе.
http://www.tribuna.nad.ru/xramy-kotorye-my-poteryali/