В культовой архитектуре Приенисейского края начала ХХ века заметную роль играло строительство по так называемым «образцовым» или повторным (типовым) проектам. Быстро растущие переселенческие населённые пункты Сибири остро нуждались в строительстве новых храмов. Самым доступным и знакомым материалом для такого строительства служило дерево. Несомненное преимущество перед каменным строительством это доступность материалов и скорость возведения. К таким строениям относится и здание Покровской церкви села Новоалександровка, находящегося на территории современного Уярского района.
В изданном в 1916 году «Кратком описании приходов Енисейской епархии» находим следующее описание: «Ново-Александровский Покровский приход открытъ въ 1911 г, будучи выделенъ изъ прихода Уярского. Местость степная, здоровая. Село Ново-Александровское находится въ 154 вер. отъ Красноярска, въ 120 в. отъ Канска, въ 10 в. отъ жел.-дорож. станции Клюквенной. Деревня в приходе одна, Ново-Пятницкая въ 2 в. отъ села, на берегу реки Рыбной. Путесообщение удобно. Церковь одна, деревянная, построена в 1910 г., съ однимъпрестоломъ въ честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Въ церкви есть чтимая икона св. великомученицы Параскевы съ праздникомъ ей 28 октября. Часовня есть в дер. Ново-Пятницкой. Церковныхъ школъ две: въ селе съ 32 мальч. и 32 девоч. учащихся, и въ дер. Ново-Пятницкой съ 52 мал. и 6 дев. Есть приходскле попечительство при церкви. Штатный причтъ состоитъ изъ священника и псаломщика, съ жалованиемъ 600 руб. свящ. и 200 руб. псал. Кружечныхъ доходовъ за 1915 г. получено 269 руб. 15 к. Причтовые дома есть и вполне удовлетворительны. Население составляють переселенцы изъ губерний Орловской, Полтавской, Гродненской и Минской. Главнымъ занятиемъ жителй является земледелие.»
В соответствии с записями в клировых книгах за 1912-1916 гг., «церковь построена в 1909» году «тщанием прихожан с помощью доброхотных дателей. Зданиемъ деревянная, съ таковою же въ связи колокольнею; крепка и съ новою оградой. Престоловъ въ ней один, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы». Судя по тем же записям, уже в 1910 году ведутся «приходно-расходныя книги о суммахъ свечной и церковной за шнуромъ и печатию», что подтверждает время возведения церкви за один строительный сезон.
Таким образом, основываясь на вышеуказанном следует вывод о том, что при постановке здания на учёт в 1990 году как объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Петра и Павла, 1911 г.» было допущено две ошибки: в названии и дате постройки. Очевидно, что датой постройкой Покровской церкви был 1909 год.
Церковь расположена в центре села, занимая самую высокую точку рельефа она является его градостроительной доминантой. К главной улице села здание обращено западным фасадом. Церковь имеет характерное для Сибири построение композиции «кораблём», включающее последовательно расположенные по оси запад-восток крыльцо-папереть (в настоящее время утрачено), колокольню с выделенным помещение лестницы (в северной части), трапезную, храм, пятигранный алтарь. С севера и юга у храмовой части были расположены крыльца входов, образующие в плане форму креста (утрачены). Объёмно-пространственная композиция церкви решена повышенными объёмами храмовой части и колокольни, имеющими шатровые завершения и объединёнными трапезной, равной по высоте алтарю.
Храмовая часть здания имеет пятиглавое завершение и решена как восьмерик на четверике. Над двухсветным четвериком, имеющим трапециевидные фронтоны поднят восьмигранный барабан, украшенный ложными окнами по осям сторон света с фронтончиками над ними. Углы барабана подчёркнуты резными консолями, несущими карниз. Над углами храма расположены луковичные главки на ступенчатых барабанчиках. Центральная (утраченная) глава храмового пятиглавия завершала шатровую кровлю восьмерика. Над боковыми входами северного и южного фасадов храма размещены спаренные окна с трапециевидным завершением, два других окна прямоугольной формы размещены по бокам входов в нижнем ярусе. Такие же окна расположены на северном и южном фасадах колокольни и трапезной, а так же на юго-восточном и северо-восточном фасадах алтаря. Проёмы окон снабжены коваными решётками кубоватого рисунка. Их простые наличники завершены профилированными карнизиками.
Четверик колокольни, разделённый в уровне перекрытия карнизом на два яруса переходит в восьмерик звона. Углы восьмерика подчёркнуты резными консолями, несущими карниз. Венчала композицию колокольни высокая шатровая кровля с небольшой главкой. Такая же главка венчала кровлю алтаря. Над утраченной папертью, во втором ярусе колокольни находится оконце, выполненное в форме креста.
По всему периметру здание опоясывает карниз, украшенный резным подзором. Такой же карниз завершает четверик колокольни и храма. Стены колокольни, трапезной и храма рублены в «обло» с остатком, а стены алтаря в «лапу». Верхние ярусы колокольни, как и барабан храма выполнены из каркасных конструкций обшитых тёсом.
В интерьере переход к храмовому восьмерику обозначен треугольными парусами, приемом заимствованным из каменной культовой архитектуры. Сохранилась солея с ограждением клиросов в виде филенчатых панелей. Иконостас не сохранился, однако остался след его контура на восточной стене, позволяющий предположить его ступенчатую форму завершения. На западной стене храма сохранены следы балкона-хоров, протянутого между северной и южной стенами. Потолки здания были выкрашены в голубой цвет.
Первоначально здание отапливалось тремя печами, фундаменты которых сохранились две у западной стены трапезной и одна в алтаре. Расположение печей было типичным для культовых построек того времени (Ольгинская церковь в селе Ольгино и Покровская церковь в селе Большой Балчуг).
Сруб церкви до настоящего времени сохранился с частичными разрушениями. Разобраны шатровые завершения храма и колокольни. Не сохранились крыльца храмовой части и западного фасада. Также не сохранилась лестница, ведущая на второй ярус колокольни. Кровля трапезной и алтарной части находится в аварийном состоянии.
Аналогичная церковь, построенная по тому же типовому проекту была возведена за один строительный сезон в 1906 году в селе Большой Балчуг и также была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Однако, церковь в Большом Балчуге несколько крупнее в пропорциях и имеет более упрощённый рисунок деталей. Таким образом, для проведения работ по комплексной реставрации церкви в Новоалександровке существуют все необходимые для этого обоснования.
"О строительстве Покровской церкви села Новоалександровка Уярского района Красноярского края"
Савченко А.А.