"Свято-Николаевский Моденский мужской третьеклассный монастырь располагался в Устюжнском уезде Новгородской епархии при погосте Модно, в 35 верстах от уездного города Устюжны". Обитель стояла на правом крутом и песчаном берегу Мологи в окружении сосновых боров. Под западной стеной монастыря в реку Мологу впадала речка Моденка. Свое название монастырь получил от находившейся в нем Чудотворной иконы Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, во имя которого был освящен главный престол соборного монастырского храма, а также от речки Моденки. Это название принадлежало обители всегда, не меняясь с течением столетий.
Монастырские предания
Кто был реальным основателем обители - неизвестно. Само ее основание окружено тайнами и преданиями, сохранявшимися в народной памяти и передаваемыми от поколения к поколению. Многое в них порождено народной фантазией, но в основе, очевидно, лежат какие-то реальные события. Самое раннее из устных преданий гласит, что Моденский монастырь был построен на средства московского купца Строганова. Купец этот прежде был крестьянином, жившим в подмосковной деревне. Кроме земледелия, он занимался продажей булок, перекупая их на Москве, куда почти ежедневно ходил. Однажды во время такого путешествия он сбился с пути и, блуждая по лесу, вышел к подножию небольшой горки. Там он нашел несколько монет. Чтобы заметить это место, крестьянин всю дорогу строгал ветку в стружки, отчего и получил прозвище "Строганов", позже ставшее его фамилией. Вернувшись на другой день с лопатою, он стал копать и нашел большое количество денег. Как честный человек Строганов объявил эти деньги царю, за что получил от него указную пятую часть их. Часть эта была достаточно велика, и Строганов сделался одним из самых богатых людей на Руси. Получив место на Москве, он приступил к строительству дома и при копании рвов под фундамент нашел еще сокровище. Увидев в этом Промысел Божий и Его милость, купец пожертвовал часть своего имения на строительство храмов и богоугодных заведений.
Позднее, во время торгового путешествия, купца Строганова застал шторм. Чувствуя неминуемую гибель, он обратился с молитвой к иконам Казанской Богоматери и Святителя Николая - покровителя всех путешествующих и плавающих. Буря тотчас затихла, и опасность миновала. На следующую ночь в сонном видении к нему явились Богородица и Святитель Николай, повелевшие купцу построить в их честь два храма и назначившие место, где тем храмам стоять надлежит. Богоматери угодно было избрать и указать место близ города Устюжны, на восточной стороне его, где ныне находятся Казанское кладбище и церковь. Там при построении церкви явился на сосне и образ Богоматери Казанской.
Святителю Николаю было угодно указать то место, где впоследствии возник монастырь. Вскоре и здесь явился образ Святителя. Относительно его явления существует особое предание. Как-то в первые годы по основании обители собравшиеся на берегу реки Мологи люди наблюдали весенний ледоход. На одной из льдин они увидели плывущего инока с посохом в руках, которым он отталкивал лед. Поравнявшись с монастырем и пристав к берегу, инок скрылся в прибрежных кустах. Народ, стоявший на берегу и видевший все это, пошел к зарослям в надежде узнать о монахе. Каково же было всеобщее удивление, когда вместо ожидаемого инока взору предстала лежащая на кустах икона Святителя Николая. Она явилась своеобразным подтверждением слов Святителя купцу об избранном им месте иноческой обители. Образ сразу же стал почитаться явленным и чудотворным, свидетельствующим об особом попечении Святителя о своей обители.
Еще одно предание, как бы вытекающее из предыдущего, сообщает, что в начале XVII века, когда наступило "Смутное время", поляки угрожали обители разграблением и уничтожением. Святитель Николай по молитве иноков Моденского монастыря спас его чудесным образом. Когда завоеватели пытались переправиться через реку Мологу, то посередине ее образовалась какая-то полоса, которую никто из них не смог переплыть. Всякий, ее достигавший, невидимою силою увлекался на дно реки. Видя полную невозможность разорить обитель, которая была столь близка, захватчики направились вниз по левому берегу Мологи, по пути уничтожив Успенскую Шалочскую Гурьеву пустынь.
Из многих чудес, бывших от иконы Святителя Николая, предание указывает только на это чудо. Несомненно, существовали и другие, но все монастырские документы были истреблены сильными пожарами 1641 и 1661 годов, когда монастырь выгорал дотла. Нам неизвестно, кто был первым настоятелем монастыря, кто управлял им в конце XVI - начале XVII века. Первое документальное свидетельство об обители относится лишь к 1564 году. А основана она, возможно, в 30-х годах того же столетия. Именно с того времени начинается возвышение купеческого рода Строгановых. Они имели свои торговые интересы и в Устюжне Железопольской.
Способы содержания монастыря
Николо-Моденский монастырь всегда был полностью самостоятельным и имел за собой приписные монастыри. Кроме того, он пользовался несудными грамотами царей Иоанна IV Васильевича, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Федоровича Романова. Согласно им, монастырских людей и крестьян никто не мог судить в проступках, кроме игумена, царя и патриарха. Жалобы царю можно было приносить раз в год - на Рождество Христово, по более поздним грамотам - трижды: на Рождество Христово, Троицын день и Семенов день" По этим же грамотам монастырь и его люди были освобождены от всех государственных повинностей.
До издания монастырских штатов Николо-Моденский монастырь имел во владении своем такое количество земли, на котором высевалось в год различного хлеба до 156 четвертей, сена ставилось до 580 копен, дров заготовлялось до 114 квадратных сажен. Имел мукомольную мельницу вблизи на ручье, с которой не получал никакого денежного оброка. В его распоряжении находилось шесть вотчин, в которых в 1598 году было 32 крестьянских двора, а в 1763 году - до 350 душ крестьян. Они не платили монастырю никакого денежного оброка, лишь служили ему своими трудами в разных работах, возделывали всю монастырскую землю.
С конца XVI века монастырь имел подворье в городе Устюжне, с которого получал дохода 10 рублей в год. Ежегодно получал от казны жалованье в размере 60 рублей на монастырские нужды; в случае неурожая хлеба имел компенсацию от казны в виде 100 четвертей ржи, 50 четвертей овса, 200 пудов соли. Денежных оброков в казну и даже архиерейских сборов обитель не платила. Всем этим монастырь пользовался издавна, на что указывают сохранившиеся в поздних списках жалованные царские грамоты.
Указом императрицы Екатерины II от 9 октября 1763 года Устюжнский Воскресенский монастырь, что "в Зарядье", по упразднении его вследствие пожара, был приписан к Николо-Моденскому со всеми своими угодьями и крестьянами. В распоряжение последнего поступило такое количество земли, что на ней высевалось в год хлеба до 34 четвертей, сена скашивалось на 120 копен, дров ставилось до 60 квадратных сажен. Поступили также мельница в самом городе Устюжне (на речке Вороже) и крестьян 133 души. На владение всем этим монастырь получил тогда и акты от Воскресенского монастыря. При подведении итогов получается, что к моменту секуляризации церковных и монастырских имуществ 1764 года Моденский монастырь имел во владении своем пахотной земли такое количество, что на ней высевалось различного хлеба в год 193 четверти, сена ставилось до 490 копен, дров заготовлялось до 164 квадратных сажен. Во владениях монастыря было 483 души крестьян. Действовали две мельницы, и выплачивалось 40 рублей жалованной арендной суммы 20. Во второй половине XIX века штатной суммы из казны монастырь получал 423 рубля 78 копеек серебром.
Из неокладных статей монастырь в XIX - начале XX века имел земли: с 1779 года по указу императрицы Екатерины II пахотной - 4 десятины, сенокосной - 7 десятин, лесу дровяного - 8 десятин 3 сажени, под водою, песком и постройками - 9 десятин 550 сажен; с 1799 года приписной земли от Шалочской Гурьевой пустыни Моденский монастырь имел: пахотной - 28 десятин 2187 сажен, сенокосной - 7 десятин, лесу дровяного - 3 десятины 600 сажен, неудобной и под постройками - 1630 сажен. На все эти угодья имелись межевые книги и планы.
С 1800 года, вследствие указа императора Павла I, данного в 1797 году, по прошению архимандрита Моденского монастыря отведено было во владение земли 10 десятин 2394 сажени. Эта земля находилась близ деревни Дубровки и сдавалась в аренду за 5 рублей серебром в год. Моденский монастырь имел, по определению Новгородской казенной палаты, мукомольную мельницу на реке Шалочи. Она сдавалась в аренду за 600 рублей серебром в год. На своем подворье в городе Устюжне монастырь имел три дома, из которых один приносил в виде арендной платы 150 рублей серебром в год, другой - 120. Третий дом предназначался для приезда настоятеля и монастырских людей.
Монастырь занимался хлебопашеством, скотоводством и огородничеством в ограниченных размерах. Работы выполнялись частью монастырскими служителями, частью - наемными людьми. Все, что производилось в небольшом монастырском хозяйстве, употреблялось исключительно на нужды братии. Из местных доходов монастырь получал разного рода сборы: кошельковый, кружечный. Общий монастырский доход составлял 1649 рублей в год. Монашествующие пользовались от монастыря трапезою, келиями и отоплением их. Все прочее зарабатывали сами. Кроме того, выдавалось жалованье, положенное по штату, и часть получаемых разного рода доходов. Библиотека и архив монастыря: Монастырская библиотека помещалась в юго-восточной башне и собиралась в течение долгого времени. Состав ее был довольно интересным: книги богословского содержания, богослужебные, исторические, естественнонаучные, медицинские.
Источник информации: https://vk.com/Ванская сельская библиотека/М. Ю. Хрусталев. "Николо-Моденский монастырь: страницы истории"