С именем святого Николая Чудотворца связана история Николо-Моденского монастыря, существовавшего некогда на Устюженской земле. Село с любопытным названием Модно, а в переводе с языка одних из потомков местных племен финно-угров – вепсов, «модно» означает «налим», расположена в одном из самых живописных уголков Устюженского района, в 40 км от районного центра. Модно стоит на высоком берегу достаточно широкой и полноводной в этом месте реки Мологи, в устье впадающей в нее Моденки. С трех сторон село окружают роскошные сосновые боры, богатые дичью, ягодами и грибами. Неудивительно, что именно здесь в свое время была основана монашеская обитель, известная как Моденский Николаевский мужской монастырь. Возможно, что монастырь дал основание и самому селу Модно. По крайней мере, деревенские постройки всегда «лепились» к монастырским стенам, как в древности городские ремесленные посады к крепостям-детинцам.
Специалистам по сей день не удалось разыскать документы, которые бы указали на дату основания Николо-Моденского монастыря. И лишь народное предание утверждает, что он существовал уже в XV веке, а его строительство связывают с именем одного из представителей знаменитого московского купеческого рода Строгановых.
Легенда рассказывает, что основатель торговой династии был от рождения подмосковным крестьянином. Он пахал землю, сеял рожь и овес, собирал по осени урожай, знал всякую привычную для деревенских работу. Вроде бы нечем было этому мужику среди других выделяться, но сидело в нем неистребимое желание покончить с проклятым полунищенским житьем и сколотить свой капитал. Думал он, думал и придумал. Стал ходить в Москву, покупать там булки с лотка, а потом продавать их в своем селе и окрестных деревнях. Белые пшеничные булки с разными начинками в то время были столичной забавой и редкостным лакомством для сельских жителей.
Новоявленного торговца в деревнях принимали хорошо. Даже беднота бойко расхватывала с лотка грошовые московские калачики, а в богатых избах товара брали много. Так предприимчивый крестьянин сколотил свой первый капитал, но разбогатеть по-настоящему ему помог случай. Однажды, возвращаясь с товаром из столицы, он заплутал в лесу и вышел к какой-то горушке. Возле ее подножия торговец обнаружил несколько золотых монет и понял, что кто-то зарыл клад.
Однако близился вечер, в лесу быстро темнело. Сообразив, в какой стороне родная деревня, мужик решил направиться домой, а к заветной горушке вернуться на следующий день. Но как потом отыскать нужное место? Поразмыслив, он достал нож и срезал сосновую ветку. Идет по тропке, ветку ножом строгает, а пахучие светлые стружки за ним дорожку метят. Одна ветка кончится, он другую срезает. Так до дома и добрался, а на следующий день по стружкам обратный путь нашел, горушку раскопал и нашел горшок с золотом.
С той находки крестьянин зажил так, что сделался одним из самых богатых купцов на Руси. А в память о строганных ветках, которые ему дорогу к золоту показали, он взял себе прозвище Строганов, позднее ставшее фамилией. Купец выстроил хоромы в столице, стал гонять обозы и баржи по разным торговым путям, ставить посадские дворы в городах. Был у него двор и в Устюжне Железопольской. Строганов наведывался сюда часто, добираясь до города кузнецов на своих судах, бегавших по Мологе. В одно из таких путешествий случилась беда.
…До Устюжны оставался недолгий путь. Гребцы веселей налегли на весла, толкая тяжело груженые суда, когда налетела небывалая в этих местах буря. Огромные волны широкой и полноводной реки захлестывали корабль так, что стало невозможно пристать к берегу. Люди приготовились к худшему. Строганов видел, как под вой ветра, шум и грохот разбушевавшейся стихии гребцы выбиваются из сил, а кормчий тяжело напрягает железные мышцы, пытаясь удержать судно против ветра. Купец начал истово молиться. Он обращался к Святителю Николаю – покровителю всех путешественников и мореходов. И произошло чудо. Буря стихла. Опасность миновала, а на следующую ночь Строганову явился во сне сам Николай Чудотворец. Он велел купцу в память чудесного спасения и ради прославления Господа поставить на берегу Мологи новую обитель. Так в устюженских краях появился Моденский Николаевский монастырь.
В начале XVII века, в страшное Смутное время, один из отрядов польско-литовских интервентов, грабивших окрестности Устюжны, подошел к Модно. Стояла зима, и захватчики надеялись беспрепятственно перейти Мологу по льду, атаковать монастырь и взять его штурмом. Однако, когда вражеский отряд подошел к реке, то посередине нее вдруг образовалась полоса чистой воды. Она была такая длинная и широкая, что тот, кто пытался переплыть ее «невидимою силою был увлекаем на дно реки и тонул».
Старинное предание гласит, что враги вынуждены были отступить от обители и, в отличие от многих других монастырей, она совершенно не пострадала в Лихолетье, но, увы, архивные документы, обнаруженные в одном из московских архивов, утверждают обратное. Моденский монастырь и большинство окрестных деревень были разорены и сожжены интервентами, а монахи «от литовских людей высечены»59, то есть преданы смерти. Модно перестало существовать, а немногие избежавшие страшной участи монастырские старцы бежали под защиту крепостных стен Устюжны Железопольской. Но могли ли они забыть святое место, некогда указанное купцу Строганову для построения Божьей обители самим Святителем Николаем?
Прошло немногим более десяти лет, когда Моденский монастырь был отстроен заново. Однако на этом испытания не закончились. Летописи повествуют: «В 1661 году в марте при игумене Паисии монастырь сей, по допущению Божию, весь выгорел, а потом возобновлен, и опять 1671 года на 12 число в ночи весь же выгорел»60. Разорение было страшным. Погибли все деревянные монастырские постройки, утварь и припасы, большая часть икон, монастырский архив.
В Устюженском крае (да и не только здесь) до сих пор существует поверье, что строиться на «горелом месте» нельзя, так как это может привести к несчастью. В XVII столетии опустошительный двойной пожар вряд ли не вызвал соответствующих разговоров и страхов Божьего наказания. У людей могли появиться сомнения в правильности выбора места для монашеской обители. Кто же мог его подтвердить? Ведь согласно легенде место основания монастыря было указано людям самим Николаем Чудотворцем.
Легенда рассказывает, что однажды, во время весеннего ледохода, люди, стоявшие на берегу Мологи, увидели странную картину. Посередине реки на большой льдине плыл незнакомый инок. В руке он держал посох, которым действовал, как веслом. Подплыв к берегу, в месте недалеко от впадения в Мологу речки Моденки, монах вышел на землю и скрылся в кустах. Люди, удивленные этим событием, ждали его появления, но приплывший на льдине так и не вышел к ним. Тогда самые смелые пошли его искать и обнаружили на берегу реки в кустах икону Святителя Николая. Ее принесли в заново строящийся монастырь, где она стала почитаться как явленная и чудотворная.
После появления чудесного образа Николо-Моденский монастырь отстроили в поразительно короткие сроки, а главный монастырский храм – Никольский собор возвели в камне, что по тем временам требовало значительных средств. Чудотворный образ Святителя Николая долгие годы являлся главной святыней Моденского монастыря, а после его закрытия и уничтожения попал в запасники Устюженского краеведческого музея.
Источник: Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8