На северо-восточной окраине города Липецка, над берегом пруда Петра Великого, на склоне горы, почти у её подошвы, стоит древний по виду, небольшой по размерам, каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца. На северо-восток и на юго-восток от этого храма, в ту и другую сторону, по подножию горы, по самому берегу пруда, тянется пригородная слобода "Монастырка". На севере и северо-западе от этого храма, по горе, раскинулись сады частных владельцев города Липецка и почти прямо против алтарной стены храма "Верхний парк" Липецких минеральных вод; а ниже храма с восточной стороны, у самого подножия горы, пруд Петра Великого. - Таково местоположение Древне-Успенской церкви города Липецка. Храм этот необыкновенный, в настоящее время приходской. По данным архивных источников и исследованиям любителей старины, установлено, что Древне-Успенская церковь - это храм, оставшийся от бывшей Паройской пустыни.
В "Историческом, географическом и экономическом описании Воронежской губернии" Е. Болховитинова сказано следующее: "пустынь Липецкая находилась в Тамбовском наместничестве близ города Липецка, в горе, над озером. Уничтожена с прочими в 1765 году. Осталась в ней каменная церковь с храмом Живоносного Источника и св. Николая. Ныне она уже сделана приходскою церковью близ живущих к ней поселян" (Изд. 1800 г. стр. 190). Исследователь Зверинский в изданной им книге: "Материалы для историко-топографического исследования о монастырях в Российской империи" сообщает, что "Успенская Паройская или Пройкова-Липецкая пустынь, ныне церковь Успения в селе Студенки, Тамбовской губернии, Липецкого уезда, располагается в 1 версте к северо-востоку от Липецка". В церковном архиве, а также у историографов сведений по более ранней истории и времени построения пустыни, нет никаких.
Некоторые историографы, среди которых можно выделить о. Хитрова, составителя "Историко-статистического описания Тамбовской епархии" и г. Зверинского, собирателя и издателя "Материалов о православных монастырях в Российской империи", указывают, что основание Паройской пустыни относят к началу ХVIII века, не указывая между прочим источников, откуда они заимствовали такие сведения. У первого читаем: "Прославленный пребыванием Великого Монарха Липецк в то-же время прославлен чудесным явлением иконы Божией Матери при источнике, который доселе вытекает из подошвы высокой горы, омываемой рекой Липовкой. Вследствие этого события, в первых годах 18 столетия основана Паройская пустынь под этой горою, за городом, на берегу Липовки (не на берегу Липовки, а над прудом Петра Великого), быть может, по повелению самого царя. А второй (г. Зверинский), пользовавшийся книгою первого (о. Хитрова) и цитирующий её как источник, говорит по сему вопросу так: "основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 году, вероятно императором Петром I, который посетил эту местность в 1700 году и пользовался здесь минеральными водами".
Следуя за о. Хитровым, составитель клировой ведомости о Древне-Успенской церкви, бывшей Паройской пустыни, занёс в клировую ведомость за 1881 год такие сведения: "Церковь сия устроена в каком году и кем, по неимению документов, не известно. Но, принимая во внимание: 1) современное основание Петром Великим в Липецке литейного пушечного завода, в 1700 году чудесное явление иконы Божией Матери на источнике, над которым вследствие этого события, быть может, по повелению самого царя, и устроена настоящая церковь, с учреждением при ней мужской Паройской пустыни, и 2) св. антиминс, бывший в придельном храме во имя св. Николая Чудотворца, освящённый в 1701 году Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским), при существовании уже оной пустыни (протоиерей Хитров. "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии", стр. 55 и 285), можно положительно относить построение её или к 1700 или 1701 году". То-же самое известие о начале храма Древне-Успенского с буквальною точностью повторяет и церковный летописец на обороте первого листа "Летописи Древне-Успенской церкви, - бывшей Паройской пустыни города Липецка Тамбовской епархии".
Многие липецкие старожилы и старики-крестьне села Студёнки о Древне-Успенской церкви и обители, высказывали следующее дополнение: "Здесь монастырь был; были и монахи, немного; а как построил царь Петр завод, они и ушли". Значит, пустынь существовала до Петра I, а со времени возниконовения производства, начался её упадок: зародилась шумная заводская жизнь; нарушен был покой иноков-отшельников, и они стали оставлять свою пустынь, уходя в другие укромные уголки. Большинство историков делают следующий вывод: монастырь Петром I упразднён не был; но и отношение его к древней пустыни едва ли было иным, кроме индифферентного. А некоторое стеснение всё-таки для насельников пустыни пожалуй он и сделал.
Место на востоке от монастыря, где в настоящее время пруд Петра Великого, представляло равнину и, как говорят старожилы, тут был луг, на котором монахи для своих потребностей косили траву. С устройством же пруда, они лишились этого угодья. Императорское Российское археологическое общество в отношении на имя Тамбовской духовной консистории, выраженном в указе оной консистории от 23 июля 1881 года, за №5825, относит Древне-Успенскую церковь к числу памятников первой половины ХVII века; но на каком основании составлено такое заключение об этом памятнике старины, ни слова не говорится в источниках, откуда заимствуется эта информация. В 1724 году к Паройской пустыни были приписаны монастыри Красногорский Спасский, что в Романовской слободе и Успенский в Епифани. Год упразднения описываемой Паройской пустыни, по исследованиям Зверинского, арх. Амвросия и церковной летописи - 1764 год, а по Географическому словарю Максимовича и Щекатова - 1765 год. Последнее, кажется, более актуальным.
Доклад духовной комиссии о церковных имениях был утверждён императрицею Екатериною II 26 февраля 1764 года. По этому докладу монастыри, имевшие крестьян и, следовательно, имевшие право получать за них денежное вознаграждение в постоянном денежном окладе, вошли в число штатных; не имевшие крестьян оставлены были на прежних средствах существования, а прочие были упразднены или обращены в приходские церкви. Только исчисление монастырских крестьян, как замечает историк Соловьёв в своём труде: "Истрия России с древнейших времён". Кн №VI, стр. 25-26, Малороссии, Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерний, было позже. Здесь стоит подчеркнуть, что Паройская пустынь в те времена принадлежала к Воронежской губернии. За неимением при Паройской пустыни ни крестьян, ни угодий, была упразднена с переводом братии в Тамбовский Казанский монастырь, а монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Николая Чудотворца был приписан к селу Студенкам Липецкого уезда.
Приписной к селу Студёнкам Древне-Успенская церковь была до 17 ноября 1869 года, с 1869 года до 1875 года была приписною к городскому Христорождественскому кафедральному собору, а с 23 июня 1875 года, по определению Святейшего Синода, сделана самостоятельною, бесприходною. с отдельным при ней причтом из двух лиц, - настоятеля и псаломщика. Первоначальными средствами содержания причта, при открытии самостоятельного штата священнослужителей при Древне-Успенской церкви, должны были служить проценты с пожертвованного капитала в 6134 рубля 50 копеек и земля в количестве 45 десятин. В последующее время обеспечением причта служили проценты с капитала в 4050 рублей и земля в количестве 90 десятин. Кроме того, имелся и дом для квартир священника и псаломщика.
Особо чтимой святыней Древне-Успенского храма была икона Божией Матери "Живоносный Источник". Перед этой иконой совершались молебны, от этого образа многие получали исцеления. Эту же икону городские жители брали в свои дома для совершения перед нею молебных пений. На севере от храма, на склоне горы, выше храма, находилась деревянная колокольня (не сохранившаяся до наших дней). Между колокольней и храмом - надгробные памятники с плохо сохранившимися надписями и без них.
На востоке от храма, под горою, на уровне с прудом Петра Великого, находится тот самый источник, при котором, по преданию, явилась икона Божией Матери "Живоносный Источник", находящаяся в описываемое время (до революции 1917 г. - примечание автора) в Древне-Успенской церкви, за правым клиросом. Над источником была выстроена красивая деревянная, на каменном фундаменте часовня, новейшей постройки. Таким были Паронойская пустынь и сохранившийся до наших дней Древне-Успенский храм с начала основания и до прихода к власти большевиков.
Из книги (репринт): "Древне-Успенская церковь въ г. Липецке (бывшая Паройская пустынь). Историческая записка, составленная Ив. Нарциссовымъ. - Липецк, типографiя В. Н. Вилковой, Дворян.ул., соб. д., 1906