ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Липецк. Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Древне-Успенская церковь


Липецк. Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:приблизительно 1680 - 1700.
Адрес:
Россия, Липецкая область, г. Липецк, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 80.

Координаты: 52.61252, 39.61022





Сортировка:

Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Dmitry N.
30 апреля 2017
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Алексей Кротов
26 февраля 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Алексей Кротов
26 февраля 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с ул. Салтыкова-Щедрина<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Вид с ул. Салтыкова-Щедрина
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
14 октября 2020
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид из "Верхнего парка"<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Вид из "Верхнего парка"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
14 октября 2020
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Dmitry N.
30 апреля 2017
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Олег В
17 марта 2015
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Илья Смирнов
2 июля 2014
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Илья Смирнов
2 июля 2014
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
20 марта 2009
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Сергей
21 февраля 2008
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Валерий Чудинов
6 ноября 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Алексей Кротов
26 февраля 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Купол храма в стиле барокко<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Купол храма в стиле барокко
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
14 октября 2020
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Dmitry N.
30 апреля 2017
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Илья Смирнов
2 июля 2014
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Валерий Чудинов
6 ноября 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Валерий Чудинов
6 ноября 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Валерий Чудинов
6 ноября 2023
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Николаевский придел<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Николаевский придел
Dmitry N.
30 апреля 2017
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрески<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Фрески
Dmitry N.
30 апреля 2017
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Иконостас
Dmitry N.
30 апреля 2017
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас Никольского придела до реставрации. Фото 1910 г.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Иконостас Никольского придела до реставрации. Фото 1910 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
1 января 1910
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Иконостас. Фото 1910 г.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Иконостас. Фото 1910 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
1 января 1910
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, с сайта LipLand.ru<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
с сайта LipLand.ru
Олег Трегубов
1 июня 1890
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы,  Деревянная звонница, находилась к северу от храма.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Деревянная звонница, находилась к северу от храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Irina_D
1 января 1885
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
источник: Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. г. Липецк. Год: 2011, Авторы: А.Клоков, А.Найденов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Успенский Липецкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Раскрашенная почтовая открытка, выпущенная в нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 01.07.1900 г. по 01.07.1913 г.<br>, Липецк, Липецк, город, Липецкая область
Раскрашенная почтовая открытка, выпущенная в нач. ХХ века. Приблизительная датировка: 01.07.1900 г. по 01.07.1913 г.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана  13 августа 2008
Древне-Успенская церковь — памятник архитектуры республиканского значения конца XVII века — самая древняя постройка на территории города. Расположена она на бывшей слободе “Монастырка”, получившей название по монастырю “Паройская пустынь”, основанному в начале XVII века.

Андрей Петрович Сычёв  5 сентября 2011

Древне-Успенская церковь по своей архитектуре весьма необычна. Храм бесстолпный и бесколокольный, построен в стиле русского барокко, стоит над святым источником, где, по древнему поверию, явилась чудотворная икона Божией Матери «Живоносный источник». Древне-Успенским храм стал называться после сооружения в 1839 году на западной окраине Липецка кладбищенского храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Во времена Советской власти в Липецке, драгоценная утварь храма была изъята.

В 1996 году здание церкви было отдано верующим. В 2003 году Древне-Успенскую церковь преобразовали в Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь. С февраля 2008 года монастырь находится под опекой мэрии Липецка.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 марта 2014

Древне-Успенская бесприходная, бывшая Паройская пустынь, находится в слободе Монастырке. Местное наименование церкви от бывшего в этом месте монастыря – «Монастырская церковь» или просто «Монастырка». Церковь каменная, настоящая – холодная, придельная – теплая. Императорским Российским Археологическим Обществом отнесена к числу памятников первой половины XVII века. Престолов два: в настоящей - Успения Божией Матери и в приделе – св. Николая чудотворца. Самостоятельный причт при церкви открыт в 1875 г.

Имеются: местно-чтимая за чудотворную икона Божией Матери «Живоносный Источник», Евангелие издания 1694 г., крест старинный, кипарисовый, с мощами преподобной Евфросинии, октоих в двух книгах 1699 г. и месячные минеи 1705 г. На юго-востоке от церкви, под горой, деревянная часовня, построенная вновь в 1878 году над источником, при котором, по преданию, чудесно явилась икона Божией Матери «Живоносный Источник».

Штат: священник и псаломщик. У причта 93,75 десятины полевой земли в трех участках. Общая доходность причтовой земли 1065 руб. в год. Причтового капитала 4550 руб., церковный капитал 50 руб. Дом для причта церковный, двухэтажный.

А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Липецкий уезд стр. 434.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  21 октября 2020

История Успенского мужского монастыря началась в XVII столетии. Это единственный монастырь, существовавший на территории современного Липецка за всю историю города. Монастырь Паройская пустынь, при котором находился Успенский храм, был построен в XVII – начале XVIII в.в. В отдельных случаях постройка Древне-Успенской церкви датируется 1730-м годом. В 1804 г. Успенский храм назвали приходским, он был приписан к Христо-Рождественскому храму города Липецка.

До осени 1936 г. в Успенском храме продолжалась служба. В 1938 г. по акту санитарной инспекции «во избежание загрязнения источников водоснабжения» храм был закрыт. После реставрации в конце 1980-х г.г. в храме размещался музей металла. С 1960 г. храм является памятником истории и архитектуры всероссийского значения.

Свято-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма является ориентация его длинной оси по линии северо-восток - юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов. Объемно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединенного с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружен в стиле барокко. Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с «сухариками», восьмерик - гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Предполагается наличие прежде над входом, повторяющего форму арки щипца. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом из двух кирпичей на ребро с «сухариками». Оконные проемы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций.

В 1996 г. храм был передан Русской Православной церкви и были начаты восстановительные работы. Накануне 2000 г. в храме возобновились регулярные богослужения. В 2003 г. решением Священного Синода принято решение об открытии Свято-Успенского мужского монастыря. Первым наместником обители стал настоятель Древне-Успенского храма иеромонах (ныне – игумен) Митрофан (Шкурин). На сегодняшний день в единственной православной обители Липецка после многовекового затишья возрождена монашеская жизнь, по монастырскому уставу ежедневно совершаются богослужения.

После восстановительных работ митрополитом Липецким и Задонским Никоном освящены храмовые престолы: 15 февраля 2004 г. – придельный во имя св. Николая Чудотворца, 21 августа 2005 г. – главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы.

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/svyato-uspenskiy-lipetskiy-muzhskoy-monastyr/


Марина Зуйкова  14 января 2021

Древне-Успенская церковь необычна по архитектуре. Особенностью древнего храма являются не только асимметричная объёмно-пространственная композиция, но и ориентация его длинной оси по линии северо-восток – юго-запад, то есть с отклонением на 45 градусов от традиционной ориентации – восток-запад. Кроме того, необычно и расположение храма – он построен у самого подножия горы, в укромном месте. Объёмно-пространственная композиция храма состоит из восьмерика на высоком двусветном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с северо-запада низкого придела, соединённого с трапезной, расположенной с юго-западной стороны. Храм бесстолпный и бесколокольный, сооружён в стиле барокко.

Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с "сухариками", восьмерик – гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Предполагается наличие прежде над входом, повторяющего форму арки щипца. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом из двух кирпичей на ребро с "сухариками". Оконные проёмы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций. Придел Святителя Николая Чудотворца, трапезная, а возможно, и цоколь храмовой части стен были сооружены в два этапа в конце XVII в. Изначально были заложены фундаменты и на высоту человеческого роста выполнена кладка стен из бутового камня, а затем из кирпича возведена верхняя часть стен и "коробовые" своды. Полы в храме были выложены из известняковых плит размером 60х60 см. Под ними – вымостка из кирпича на песчаной подсыпке. Возможно, пол в храме сохранялся со времени его основания. Особенность фундаментной кладки Древне-Успенской церкви состоит в том, что фундамент придела выполнен из нетесаных блоков без раствора, насухо, а фундамент апсиды главного престола – из мелких кусков известкового камня, засыпанных без раствора в траншею.

Так как вся нижняя часть кладки придела и трапезной выполнена из крупных известняковых блоков, а верхняя – из большемерного кирпича, всё это породило множество легенд и преданий о более древнем возрасте храма. Одна из легенд гласит, будто нижняя бутовая часть кладки сохранилась от храма периода домонгольской Руси, разрушенного татарами и восстановленного в XVII в. При сооружении дренажей у северной стены придела были обнаружены остатки более раннего фундамента, сориентированного точно по линии восток-запад и уходившего под фундамент придела, точнее, включенного в него. В приделе же под полом была обнаружена стена, идущая параллельно этому фундаменту. Возможно, это остатки более древней постройки?! Так что точно и окончательно назвать время строительства Древне-Успенской церкви пока сложно. Нужны дополнительные поиски и исследования. Точно пока можно датировать лишь сооружение придела Святителя Николая Чудотворца, антиминс на престол которого был освящён Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским) в 1701 г. Храмовая же часть, судя по объёмно пространственной композиции, деталям декора и размеру кирпича, завершена постройкой позднее, что подтверждается и существующими в различных документах XIX в. датировками сооружения всего храма. Так, в нескольких случаях строительство Древне Успенской церкви датируется 1730 г.

В пользу этого говорят также следующие факты: церковь построена из кирпича меньшего размера, чем кирпич, из которого сложены стены придела и трапезной, а кирпич в верхней части четверика храма имеет на тычках (торцах) клейма, что свидетельствует о более сложной и более поздней технологии его формовки. Клейма круглые, диаметром 12–15 мм. Известно несколько типов клейм: изображение на одном из них напоминает букву "ж", другое изображение в виде частой решётки. Возможно, восьмерик храма сооружался ещё позднее. Об этом говорят не только отличающийся декор, но и сама объёмно-пространственная композиция храма.

Всё это подтверждает версию, согласно которой каменный Никольский придел и трапезная старше храмовой части и сооружались у стоявшей здесь изначально более древней церкви, которая позднее была перестроена. Либо верхняя часть храма достраивалась после освящения придельного престола. Таким образом, существующая храмовая часть завершена позднее придела и трапезной и, возможно, также в два этапа: сначала четверик, а позднее восьмерик. Стены восьмерика имеют особенность: в их верхней части, под куполом, находятся голосники – вмурованные в кладку морёные крынки, по сравнению с современными, несколько увеличенных размеров. Расположены они только на трёх гранях напротив иконостаса и не видны снизу. Общие размеры Успенского храма невелики. Длина церкви по старым обмерам составляет 6 саж. 1,25 арш., наибольшая ширина – 3 саж. 2 арш. 12 верш., высота храма до верха второго карниза 5 саж., до подкрестного яблока – 16,8 метра, вместе с папертью – 18 метров. Паперть – каменная площадка длиною 16 арш. и шириною в 6,5 арш.

Придел и трапезная Успенской церкви были тёплыми – отапливались печами. В юго-западном углу трапезной стояла изразцовая печь, и при земляных работах здесь найден фрагмент полихромного рельефного изразца конца XVII – начала XVIII в., переданный в областной краеведческий музей. В начале ХХ в. придел и трапезная храма отапливались одной унтермартовскою печью. В описании монастыря, составленном в 1768 г., после его упразднения, приводятся данные о внутреннем убранстве Успенского храма. В частности, так описывается его иконостас: "…Царские врата резные. Подле Царских врат по правую сторону образ Спасителев. Храмовый образ Успения Пречистыя Богородицы, Владимерския Пресвятыя Богородицы. По левую сторону образ Богоматере с Предвечным Младенцем. На северных вратах архидиакона Стефана образ Николая Чудотворца. Во втором поясе – дванадесятые праздники. В третьем поясе – Спасителев образ со апостолы. В четвёртом поясе – Богоматерь со Пророки. Сверх оных поясов Животворящий Крест с Богоматерью и Иоанном Предтечею. На правом крылосе Тихвинския Богородицы. За правым крылосом во иконостасе образ Успения Богородицы, на нём два венца серебряныя. Образ Всем Скорбящим Радосте, на нём два венца серебряные. За левым крылосом образ Владимирския Богородицы во иконостасе, на ней венец серебряной ветх. Образ “Живоначальныя источник”, на нём венец серебреной. В приделе Николая Чудотворца Царские врата гладкия, подле оных врат по правую сторону образ Спасителев. Храмовой образ Николая Чудотворца, образ Богоматери с московскими чудотворцами Петра, Алексея, Ионы, Филиппа. Нерукотворный образ. Образ трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, образ Спасителев и всех святых. По левую сторону – образ Богоматери, на северных дверях – архидиакона Стефана".

Длина главного иконостаса храма составляла 2 саж. 1 верш., высота – 3 саж. 1 арш. 5 верш. В начале ХХ в. он был оценен в 2 500 руб. Придельный иконостас имел длину 2 саж. 1 арш. 13 верш., высоту – 4 арш. 14 верш. и был оценен в 1 000 руб. Утварь храма была оловянной и медной, лишь три напрестольных деревянных креста были обложены серебром. Напрестольные одежды были из дорогой привозной материи, в основном "немецкой выбойки". Храм освещали три медных паникадила. Большое паникадило в 12 подсвечников висело в центре храма. Всё это свидетельствует о том, что Успенский храм был небогат.

Митрополит Евгений (Болховитинов) в 1800 г. писал о Древне-Успенской церкви бывшего монастыря следующее: "Осталась только каменная церковь с храмом Живоносного источника и святого Николая. Ныне оная уже зделана приходскою церковью близ живущих к ней поселян". Подробнее рассказывает о монастыре один из отдыхавших на Липецких водах в первый курортный сезон 1803 г.: "Ходили мы прогуливаться к монастырю… Сей монастырь построен почти на берегу пруда во имя Успения Пресвятыя Богородицы, и сказывают, что был мужеский и отсюда переведён в Тамбов, а церковь сделана приходскою. Она каменная; колокольня при ней деревянная, да ещё часовня, а другова строенья уже нет более никакого. В середине колокольни колодезь обделан деревом и довольно глубок, с двух сторон в иструбе по окошку с задвижками для удобнейшаго доставания воды, текущей из него ручьём. Внизу колокольни много родников, которые соединяясь вместе составляют небольшое озерцо нарочитой глубины и величины. Вода его так чиста, что все камешки на дне видны. Вкусом она отменно хороша Любопытство побудило нас взойти на колокольню по крутыми ветхим её лестницам с немалою опасностию, за что награждены мы были приятным зрением на окрестности Видны большой заводской пруд, простирающийся до самой колокольни, оба завода Влево, увидя в каменной скале пещеру побуждаемы любопытством, кое как вскарабкались на скалу кто-то начал высекать в камне пещеру, но работа его оставлена неоконченною. Отсюда пошли мы по тропинке на крутую гору, покрытую густым лесом”.

В записках князя Н.М. Кугушева 1804 г. и некоторых документах более позднего времени также говорится о храме как о приходском. А на плане Липецка 1811 г. Древне Успенская церковь обозначена уже как не имеющая своего прихода, так как была "отдана в приход слободе Студёнке". Сама церковь сперва предназначалась к сносу, "ибо стоя на пустыре всякую осень её окрадывают и уберечь невозможно". Затем было решено перенести храм на другое место. Но намерение это по каким-то причинам так и осталось невыполненным. Некоторое время в 1820-х гг., во время закрытия Христорождественской церкви села Студёнок, связанного с переносом её на вновь отведённое кладбище, Древне Успенская церковь являлась приходским храмом этого села. В 1843 г. благочинный г. Липецка, настоятель Христорождественского собора протоиерей Андрей Иванович Калугин поднимал перед духовным правлением вопрос о том, что Древне Успенская церковь, стоящая на городской земле, не должна принадлежать Христорождественской церкви с. Студёнок. Но тогда вопрос о храме так и не был решен. До 17 ноября 1869 г. церковь упоминается в документах как приписная к Христорождественской церкви пригородного села Студёнки. С этого момента и по 1875 г. Древне Успенская церковь была приписана к городской соборной церкви Рождества Христова.

23 июня 1875 г., "согласно желания всех граждан города Липецка и вследствие просьбы липецких купцов Василия Хренникова, Василия Заболотского и Степана Шелихова в память чудесного избавления Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшего ему 25 мая 1867 г. выстрела в Париже", с разрешения Святейшего Синода, при Древне Успенском храме был открыт самостоятельный штат священнослужителей без прихода. Причт храма должен был существовать на проценты с пожертвованного капитала и доходов от принадлежавшей храму земли.

Справедливости ради стоит отметить, что о Древне-Успенском храме проявляли заботу многие горожане. Так, например, в 1901 г. на средства старосты храма Дмитрия Максимовича Милованова при западном входе был устроен "стеклянный фонарь-тамбур ажурной чугунной конструкции" со стеклянной крышей "на рамочном железе" и тремя дверями столярной работы, в котором могло поместиться до 10 человек. Кровлю тамбура венчал чугунный крест. Остатки чугунного кружева, украшавшего вход в храм, были найдены в 1980-е гг. во время работ по благоустройству территории церкви, проводившихся на общественных началах клубом добровольных реставраторов "Русь". Эти находки позднее экспонировались в музейной экспозиции "Мир металла". В 1908 г. на средства неизвестного благотворителя в Никольском приделе был устроен деревянный пол из сосновых досок, положенных "без перерубов на имеющийся каменный холодный пол".

На старых фотографиях Древне-Успенской церкви видна стоящая отдельно от храма и расположенная выше неё по склону красивая деревянная колокольня. Она имела высоту 6,3 метра, а построена была в 1885 г. Возможно, колокольня поставлена была на месте старой звонницы, которую князь Кугушев упоминал как существовавшую ещё в 1803 г. Но, скорее всего, прежняя колокольня стояла на берегу Петровского пруда, ведь, по свидетельству Кугушева, в середине колокольни был устроен колодезь. В настоящее времени сохранились остатки бутового фундамента колокольни, расположенные к северу от церкви, несколько выше по склону. В нём видны места, где стояли деревянные столбы, составлявшие основу конструкции колокольни. Звонница была восьмигранной, с перилами и четырьмя высокими щипцами над проёмами звонов, гранёным куполом и небольшим шпилем с венчающим его крестом. Ширина каждой грани колокольни составляла 2,25 аршина. Нижняя часть колокольни была обшита тёсом, а верхняя – украшена накладной и пропильной деревянной резьбой.

При Древне-Успенской церкви за алтарём придела была деревянная сторожка, пристроенная к храму "в две стены". Длина её составляла 7 аршин 3 вершка, ширина – 4 арш. 12 верш., высота до карниза – 4 арш. 4 верш. "В ней жил сторож. Охранял имущество. Там находились огромные сундуки в них всё старинное. Там же, в сундуке, помещались документы, старые бумаги, архив". Когда была сделана эта деревянная пристройка, выполнявшая также функцию ризницы, неизвестно. В 1891 г. предполагалось вместо неё выстроить каменную, для чего городским архитектором Алексеем Ефимовичем Андреевым был даже составлен план. Однако возведение каменной пристройки запретила Императорская археологическая комиссия, считавшая нецелесообразным такие изменения во внешнем виде памятника старины. К юго-западу, через дорогу от храма, стоял двухэтажный с балконом и 21 окном дом для причта, построенный в 1898 г. старостой храма Дмитрием Максимовичем Миловановым. Длина дома составляла 4 саж. 2 арш. 3 верш., ширина – 4 саж. 2 арш. и 1 верш. При доме были тесовые сени в два этажа и тесовый сарай, построенный в 1901 г. К юго-востоку от храма, у подножия склона, находился святой источник с часовней на нём. Весь храмовый комплекс, расположенный в живописном месте на берегу Петровского пруда, был овеян множеством легенд и привлекал к себе внимание жителей Липецка и гостей города и курорта. Первым обратил внимание на древний храм известный историк, археолог и краевед митрополит Евгений (Болховитинов), сообщивший о нём в своём труде "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии", изданном в 1800 г. Не преминул помянуть о храме и князь Н.М. Кугушев, посетивший живописные окрестности бывшего монастыря в 1804 г.

В стенах Древне-Успенской церкви долгие годы хранилось множество реликвий, связанных как с историей самого храма, так и историей Липецка. Были целы антиминсы главного Успенского престола, освященного в 1730 г. воронежским епископом Иоакимом (Струковым), и придельного Никольского престола, освященного в 1701 г. Рязанским митрополитом Стефаном (Яворским). Среди редких богослужебных книг (а всего храмовая библиотека насчитывала в 1916 г. 140 томов) выделялись Евангелие 1694 г., "обложенное синим бархатом с изображениями на серебряных досках в середине Воскресения Христова, а по углам четырёх евангелистов; Октоих в двух книгах 1699 г. и 12 Миней 1705 г.", а также книга, "глаголемая Минея июльская Романовския и Паройския пустыни, что близ Липецких заводов Успенского монастыря, вкладная. Подписал во уверение впредь живущих строитель иеромонах Александр 1754 года сентября дня".

Особо же почиталась верующими икона Божией Матери "Живоносный источник", сохранившаяся, по преданию, от монастыря Паройская пустынь и привлекавшая в день празднования иконы до двух тысяч богомольцев. Во время праздничных торжеств в этот день, кроме обычной службы в храме и у часовни, где чудесно явилась икона в 1700–1701 г., совершалось водоосвящение, служились молебны, панихиды, а освящённая вода употреблялась на месте и разносилась по домам.

У левой стены храма находился "образ св. Николая Чудотворца, иссечённый из дерева", икона Спасителя, который был изображён во весь рост, на ногах его надеты цепи, а сам образ облачён в парчовую ризу. Об этой последней, не совсем традиционной для православных храмов иконе, сохранилось интересное замечание, сделанное Преосвященным Георгием (Орловым), епископом Тамбовским и Шацким, при посещении храма в рамках обозрения епархии в 1899 г. Тогда Древне-Успенский храм предстал перед правящим архиереем как "…старинная небольшая церковь с 2 престолами, иконостасы которых полиняли от времени, но не поновляются как древность, состоящая в ведении археологической комиссии. Церковь принадлежала бывшей Поройской пустыни, и когда выстроена, неизвестно. В сей церкви есть древняя резная икона Спасителя, помещаемая в нише за живописной иконой Спасителя". Увидев в церкви столь необычную икону, Владыка посетовал, что "…следовало бы эту резную икону или не выставлять на виду богомольцам, или совсем убрать". Хранился в храме старинный кипарисовый крест с частицами мощей преподобной Евфросинии.

Серебряные потир, дискос и другие серебряные принадлежности были сделаны в 1775 г. Особый интерес во внутреннем убранстве Древне-Успенского храма представлял старинный пятиярусный иконостас главного престола длиною 2 саж. 1 верш., высотою 3 саж. 1 арш. 5 верш., и придельного – длиною 2 саж. 1 арш. 13 верш., высотою 4 арш. 14 верш.. Придельный иконостас был выполнен в 2 яруса. "Оба иконостаса старого устройства, деревянные, в главном иконостасе есть резьба, пришедшая в ветхость, позолочена… Царские двери о двух створках с изображением Благовещения и четырёх евангелистов, в придельном иконостасе гладкие, а в главном – резные вызолоченные. Форма верхушек Царских врат полукруглая". Необычным было расположение икон в этих иконостасов, что хорошо видно на фотографиях, сделанных в 1910 г. Дело в том, что первый ярус начинался прямо от пола.

Над Царскими вратами, по воспоминаниям дочери последнего настоятеля – о. Стефана – С.С. Красильниковой, вместо традиционной иконы "Тайная Вечеря" помещалось изображение "Коронования Мадонны" фра Филиппи". Иконы алтарной преграды были древними, и к началу ХХ в. "выгнулись и покоробились". "Почти на всех досках, по её воспоминаниям, были великолепно исполненные копии великих мастеров средневековья". В метриках Древне-Успенской церкви также подчёркивается древность икон: "Десять икон старинного письма в главном иконостасе; три иконы Божией Матери в особых киотах тоже старого письма и очень замечательны по кисти живописца, а все остальные иконы по всей церкви поновлены… Оставшиеся без поновления 9 икон очень ветхи – покоробились, другие дали седину и все полиняли, так что на некоторых даже вблизи трудно различить лики святых… Иконостасы столь ветхи, что для поддержания их в дальнейшем существовании следует безотлагательно реставрировать…" В иконостасах было только по одной – северной – двери дьяконника. Перед главным иконостасом была устроена солея без амвона высотой 4 вершка, перед придельным же алтарем солеи не было.

Любопытно описание престолов, сделанных в том же 1887 г. и дающих представление, как выглядел храм внутри. Престол в главном алтаре "позднего устройства", "в ширину 1 арш. 8 верш., в длину 1 арш. 4 верш., в вышину 1 арш. 4 верш.". В придельном алтаре престол "рубленный", "в длину 1 арш. 9 верш., в ширину 1 арш. 6 верш., в вышину 1 арш. 4 верш.. Над престолом главного храма четырёхугольная парусиновая висячая сень с изображением Святой Троицы без всяких украшений и надписей. Горнего места нет. Жертвенники деревянные и устроены в алтарях, поставлены на открытом месте у стены. Жертвенник главного храма имеет в ширину 1 арш. 1 верш., в длину 1 арш., в вышину 1 арш. 6 верш., а в придельном – в ширину 13 верш., в длину 15 верш. и в вышину 1 арш. 5,5 верш.". Кафедры старого устройства нет.

В начале XX в. необходимость реставрации храмовых иконостасов уже ни у кого не вызывала сомнения. Всё началось с прошения причта и старосты церкви в Тамбовскую духовную консисторию. После этого Тамбовская духовная консистория отправила отношение за подписью протоиерея М. Озерова в Императорское археологическое общество в Санкт-Петербург, в котором сообщила, что на средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, предполагается исправить "ветхости иконостаса укрепить их, так как они расшатались и потрескались, фон иконостасов вновь закрасить в прежний светло-голубой цвет, возобновить в прежнем виде позолоту, которая полиняла и отпала, добавить резьбу там, где она утрачена. Работы не будут касаться живописи икон и только те, которые покоробились и выгнулись, будут осторожно поправлены. Будет возобновлён красками один только образ Господа Саваофа в самом куполе главного храма. Так как вследствие жара, копоти и пыли краски почти пропали, так что трудно различить само изображение".

Реставрация храмового иконостаса по предложению Императорского археологического общества проводилась в московской мастерской иконописцев братьев Чириковых. Предварительно, по рекомендации археологического общества, иконостас был обследован реставратором Г.О. Чириковым. Вот во всей полноте акт осмотра иконостаса Древне-Успенской церкви г. Липецка: "Комиссией в составе: благочинный Липецкого городского округа священник Иоанн Васильевич Смирнов, священник Древне-Успенской церкви Стефан Фёдорович Востоков, псаломщик Стефан Сергеевич Талинский, церковный староста Николай Васильевич Хализов и московский иконописец-реставратор Григорий Осипович Чириков.

1. Главный иконостас 4-х ярусный с распятием Господа и с предстоящими на верху четвертого яруса – деревянный столярной работы с гладкими колоннами и с резными Царскими вратами. 2. Придельный иконостас 3-х ярусный деревянный столярной работы с киотой над входной в главную церковь аркой. 3. Все иконы в иконостасах немного прописаны масляной краской в позднейшее время и почернели от вскипевшей олифы с пылью от времени и местами левкас вздувается и осыпается, доски некоторых икон покоробились и потрескались. 4. Запрестольные крест и икона Богоматери, икона Распятия Христа со Страстями и полурезная икона (в рост) Святителя Николая с мечом, представляя собой исторический интерес и по происхождению будучи современны иконостасу, почернели от времени и местами также прописаны в позднейшее время. 5. По исследованию реставратора Чирикова оказалось: а) тело главного иконостаса прокрашено 4 раза масляной краской голубого цвета, первоначальный же цвет – до покраски – был серебряный. Колонны, карнизы, рамы и резные Царские врата позолочены. Как серебряные, так и золочёные сделаны "на мардан"; б) тело придельного иконостаса и киот его имели в первоначальном своем виде цвет темно-голубой, рамы и карнизы позолочены "на мардан"; в) вышеозначенные иконостасы и иконы относятся к концу XVII или началу XVIII в. и имеют характерные особенности живописи ("фрязи") петровских времен с заметным влиянием западных школ с их рисунками, но с русской раскраской колеров и "бликовкой твореным золотом по светам". Исполнение икон должно отнести к мастерам средней кисти того времени. 6. Для приведения иконостасов в надлежащий вид следует: а) ветхие доски заменить новыми, резьбу осыпавшуюся добавить, тело иконостасов зачистить, где нужно, и прошпатлевать масляной шпатлёвкой. А затем главный иконостас посеребрить, придельный же покрасить в прежний цвет, колонны, карнизы, рамы и Царские врата позолотить "на мардан" сусальным червонным золотом; б) доски икон треснувших заделать рейками, покоробившиеся выправить, иконопись расчистить, удалив с ней позднейшие поправки живописцев, утерявшиеся или отпавшие места на иконах заделать иконным левкасом, а иконопись на этих местах заполнить соответствующим колером, в заключение проолифить. 7) В своде главного купола находится изображение Господа Саваофа в облаках с херувимами, исполненное клеевыми красками, оно было несколько раз прописано таковыми же красками рисунком другой композиции, краски последней композиции рисунка отпадают и поэтому получается двойное изображение. 8) Находя, что означенные иконостасы, иконы и изображение Господа Саваофа находятся в состоянии, не соответствующем назначению и подвергаются опасности дальнейшего разрушения, желательно, чтобы Санкт-Петербургская Императорская археологическая комиссия разрешила произвести реставрацию их как бы в первоначальном виде, чем и предохранить их от дальнейшего разрушения. Подписи".

На основании этого акта епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл (Смирнов) 2 ноября 1910 г. отправил в Святейший Синод прошение о начале реставрации иконостаса Древне-Успенской церкви. Затем в течение 1910-1912 гг. Археологическая комиссия и Тамбовская духовная консистория переписывалась по данному вопросу, обговаривая различные организационные и технические аспекты предстоящей реставрации. Наконец, 24 сентября 1912 г. Императорская археологическая комиссия сообщила в Тамбовскую консисторию, что препятствий для проведения данных работ не видит. Разрешение же Св. Синода было дано ещё 1 декабря 1910 г. Реставрация иконостасов Древне-Успенской церкви проводилась без "поновления икон" с целью сохранения их "первозданной старины". Для этого после предварительной фотофиксации "на больших, около метра" фото иконостас был демонтирован, тщательно запакован и отправлен в Москву на реставрацию. Там, в мастерской братьев Чириковых, иконам Древне-Успенской церкви придали практически их "первозданный вид". После реставрации иконы были смонтированы под руководством мастеров Чириковых и вновь сфотографированы. По свидетельству современницы, после восстановительных работ иконостас преобразился: "Вместо переплётов, покрытых синей краской, оказались гирлянды листьев винограда и кисти плодов. Всё золотое и серебряное и до революции и после несколько лет этот храм посещали группы приезжих, осматривали как исторический музей".

Одновременно с реставрацией иконостаса проводился ремонт всего храма. В это же время была перестроена паперть. Её внешний вид сильно изменился: исчезли каменные парапеты по краям, ступени, устроенные вдоль всей паперти, остались только в центре. Паперть снабдили красивыми чугунными перилами. Во время ремонта 1910 г. была сделана интересная находка. В процессе проведения работ обнаружили тот самый подземный ход, о котором существует множество легенд, в том числе легенда о том, что ход соединяет церковь с Христорождественским собором. Правда, обнаруженный ход был обрушен почти в самом начале, и обследовать его тогда не удалось, впрочем, как и в более позднее время. Поиски подземелий, предпринятые уже в наше время при сооружении дренажей вокруг Древне-Успенской церкви, результатов не принесли. У стен древнего храма находился старейший в городе некрополь, сохранявший захоронения XVII–начала XIX в. Одно из последних датированных захоронений – могила надворного советника Михаила Филипповича Прибыткова, скончавшегося 30 октября 1804 г. Несколько погребений находилось в самом храме. В церковной летописи есть сведения о том, что в приделе св. Николая Чудотворца было погребено тело иеромонаха Александра, а в юго-восточном углу того же придела, по словам старожилов, находилось ещё одно захоронение. Здесь же в приделе, или в примыкавшем к нему с северо-востока склепе, находилась могила Елены Афанасьевны Чулковой, скончавшейся в 1742 г. До реставрации церкви в приделе находилась чугунная плита с её могилы, выброшенная на улицу работниками реставрационного участка областного управления культуры, откуда часть плиты с половиной надписи и датой совершения захоронения была, как выяснилось позднее, унесена пионерами в металлолом. Вторую часть удалось найти в мусоре и передать в краеведческий музей.

Древне-Успенской церкви в начале XX века принадлежало значительное количество земли. По документам 1916 г. причт храма распоряжался 100 десятинами 287 кв. саженями земли, из которых 45 дес. 600 кв. саж. находились при селе Покровском Козловского уезда и были пожертвованы братьями Николаем, Гаврилом и Дементием Заболотскими. 52,5 десятины – при сельце Дмитриевке Усманского уезда были завещаны в 1899 г. вдовой коллежского асессора Софьей Николаевной Трунцевской, а 2 десятины – в даче села Головщино Липецкого уезда пожертвованы липецким мещанином Александром Фёдоровичем Голевским. Из всей земли пахотной было 83 десятины 1 200 саженей, сенокосной – 9 десятин, неудобной – 7 1/4 десятины. Вся земля сдавалась в аренду и приносила храмовому причту в год 1 886 рублей дохода. После революции 1917 г. Древне-Успенский храм лишился всей своей недвижимости – в 1919 г. вся земля была отобрана – и был ограблен новой властью так же, как и другие храмы. С целью изъятия ценностей в 1922 г. представителями советской власти была составлена опись имущества, которая вместе с фотографиями 1910 г. позволяет полностью воссоздать интерьер и утраченный иконостас храма, а так же наглядно представить, как липчане любили и украшали Древне-Успенскую церковь.

Так выглядел иконостас согласно описи: "…нижний ярус иконостаса: образ Спасителев с серебряным вызолоченным венцом; икона Успения Божией Матери с тремя серебряными позолоченными венцами, украшенными камнями; икона Владимирской Божией Матери с венцами, шитыми по материи серебром, жемчугом, с камнями, древней живописи; икона Божией Матери с Спасителем с двумя серебряными вызолоченными венцами; икона Божией Матери с Младенцем с венцом, шитым по фольге серебром, бисером, каменьями; икона Божией Матери "Живоносный Источник" с серебряной 84 пробы вызолоченной ризой чеканной работы 1835 г., с такой же каймой по краям чеканной работы 1882 г., одежда на Богоматери сделана из жемчуга, а венец с расходящимися лучами из серебра, жемчуга и камней, в том венце вделана золотая 56 пробы брошь круглая, осыпанная драгоценными камнями, одежда на Богомладенце нанизана из жемчуга, а венец серебряный вызолочен, буквы на нём сделаны из оправленных в серебро камней; икона Божией Матери "Не рыдай мене, Мати" в ризе, шитой по фольге серебром, бисером и камнями; крест четырёхконечный, серебряный, вызлащенный чеканной работы 1793 г., весом 19 золотников; икона Божией Матери в серебряной 84 пробы ризе чеканной работы 1837 г. с двумя серебряными вызолоченными венцами; икона Божией Матери "Нечаянная радость" в серебряной 84 пробы вызолоченной ризе чеканной работы 1839 г.; икона Николая Угодника в серебряной 84 пробы вызолоченной ризе чеканной работы 1822 г.; икона св. Митрофания Воронежского в серебряной 84 пробы ризе чеканной работы 1842 г., с таким же венцом; икона Рождества Пресвятой Богородицы с серебряной 84 пробы ризе чеканной работы 1835 г., с серебряным вызолоченным венцом; икона Успения Пресвятой Богородицы, одежды серебряные, чеканной работы; икона Божией Матери Владимирския в серебряной 84 пробы позолоченной чеканной работы 1896 г. ризе с венцом; икона св. Николая в серебряной 84 пробы ризе чеканной работы с серебряным венцом 1895 г., риза и венец вызолочены; икона Иверской Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе".

Далее, за описью икон, следует подробный перечень церковной утвари: "Крест большой, серебряный 84 пробы, вызолочен, восьмиконечный, весом 2 фунта 12 золотников работы 1886 года; крест большой, 4-х конечный, серебряный 84 пробы, вызолочен с ажурными украшениями, весом 1 фунт 60 золотников; серебряный венок, в котором находится крест; крест средний 8-конечный, серебряный, вызолочен с эмалью, вес 82 золотника; крест не большой, 4-х конечный, серебряный 84 пробы, весом 24 золотника; потир серебряный, вызолочен с прозрачным подчашником, весом 1 фунт 19 золотников; дискос – 52 золотника; звездница – 31 золотник, тарелочка – 2, весом каждая – 19 золотников; лжица работы 1821 г. – 13 золотников; потир серебряный, вызлащенный – 1 фунт 61 золотник; дискос – 59 золотников; звездница – 19 золотников; тарелочка – 17 золотников; тарелочка – 15 золотников; лжица 9 золотников; лжица 17 золотников; копие стальное с серебряной 84 пробы рукоятью; ковчег серебряный 84 пробы, вызлащенный весом 61 золотник; дароносица серебряная, вызлащенная, весом 37 золотников; кадило серебряное с такими же цепями чеканной работы, весом 90 золотников; лампада о трёх стаканах, серебряная, вызлащенная, весом 2 фунта 39 золотников; лампада о трёх стаканах, вся ажурной работы, серебряная, вызлащенная, вес 1 фунт 88 золотников; лампада в один стакан, ажурной работы, серебряная, вызлащенная, вес 84 золотника; лампада в 1 стакан, ажурной работы, серебряная, вызолочена; ковшик серебряный, небольшой". В итоге представители советской власти насчитали 43 предмета, которые потом были отняты у храма. Конфискация ценностей Древне-Успенского храма была проведена 29 марта 1922 г. Были изъяты серебряная и золотая утварь весом 10 фунтов 50 золотников 45 долей, украшения с икон из драгоценных камней, в том числе 31 бриллиант, 39 алмазов, 144 жемчужины. Отнятые “сокровища”, пожертвованные несколькими поколениями липчан на украшение храма, были оценены в 3 400 000 рублей.

Святотатцы не остановились даже перед ограблением особо почитаемой верующими чудотворной иконы Божией Матери "Живоносный источник". Проявив рвение, они вытащили из её венца даже древние, потрескавшиеся от времени 20 жемчужин, которые прихожане просили возвратить, как не представляющие материальной ценности. 24 марта 1922 г. верующие письменно обращались по этому поводу в комиссию по изъятию церковных ценностей: "При изъятии ценностей из Древне-Успенской монастырской церкви сего марта 19 дня мы, как представители верующих, заявили, что желаем заменить некоторые изъятые священные предметы", в том числе крест весом 80 золотников "возвратить нам 20 жемчужин на чудотворной иконе Божией Матери "Живоносный источник". Конечно же, просьба верующих осталась без ответа. В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения Успенская церковь как одна из древнейших построек губернии была включена в список памятников, подлежащих государственной охране. Всё это время в храме продолжались службы. Вместе с настоятелем о. Стефаном Востоковым служили другие священники Липецка и округи, уже лишившиеся своего прихода по причине закрытия и уничтожения храмов. В конце 1920-х–начале 1930-х г., особенно после закрытия кафедрального Христорождественского собора, в Древне-Успенской церкви часто служил и первый епископ Липецкий Уар (Шмарин).

В декабре 1931 г. местные власти собирались закрыть и Древне-Успенскую церковь, решив приспособить здание под водонапорную башню. К счастью тогда этого не произошло. Еще несколько лет – до осени 1936 г. – власти "терпели" действующий храм, когда под предлогом загрязнения прихожанами расположенного рядом водозабора наконец-то решились потребовать прекращения в нём службы. Однако ещё некоторое время продолжалась борьба верующих за свою церковь и в ней проходили богослужения.

Официальное же закрытие Древне-Успенского храма состоялось "по акту санинспекции в 1938 г. во избежание загрязнения источников водоснабжения". С этого момента началось неизбежное разрушение здания. Вначале был уничтожен иконостас.

Так, в конце 1930-х гг. самый древний и благодатный храм города оказался на грани уничтожения. Летом 1944 г. Липецк и его окрестности с целью обследования памятников, числившихся на государственной охране, посетила экспедиция № 16 Московского архитектурного института в составе архитекторов Н.П. Кукина, С.В. Васильева и Г.Л. Яковлевой. Их глазам предстала церковь, "…почти целиком закрытая разросшимися вокруг неё тополями. Кладка стен сохранилась, но есть трещины, очевидно, совсем недавно разворочали пол и часть стены снизу, вероятно в поисках чего-то, рядом стоит сундук, а в развороченной части стены – ниша, где стоял сундук, по видимому, замурованный. Металлические связи и решётки окон сохранились. Железная кровля сохранилась только на главе, на остальной части церкви не сохранилось ни покрытия, ни перекрытий. Каменная лестница, ведущая к церкви и от неё, разрушена. Иконостаса, росписей нет. Охранная доска установлена".

Во время Великой Отечественной войны в закрытом храме, по некоторым сведениям, размещался морг, а затем здание приспособили под склад водоканала. К концу 1950-х гг. глазам горожан представал заброшенный, лишённый кровли и полуразрушенный храм. Не спасло его даже то, что 31 марта 1949 г. Липецкий горсовет подтвердил статус памятника для Древне-Успенской церкви. Лишь стараниями первого исследователя памятников истории и культуры Липецкой области архитектора Георгия Ивановича Гунькина (30.06.1911–29.12.1993) постановлением Совета министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 Древне-Успенский храм был поставлен под охрану как памятник федерального значения. Липецким же облисполкомом церковь поставлена под охрану решением № 1524 от 31.12.1961 и повторно решением за № 874 от 02.11.1971 Усилиями Г.И. Гунькина, А.Ф. Мартынова, Л.Е. Рудакова и других краеведов Древне-Успенская церковь была спасена от полного уничтожения. Это благодаря их многочисленным выступлениям, книгам, письмам, статьям в периодической печати удалось сохранить для потомков липецкую святыню. В 1967–1968 гг. местная власть даже создала видимость реставрации памятника: вокруг Древне-Успенского храма поставили деревянный забор, устроили на нём временную кровлю.

На самом деле реставрация храма так и не была завершена. Более того, здание сильно пострадало в процессе его "восстановления". Не были проведены работы по гидроизоляции и укреплению фундаментов храма, кровля храма была устроена так, что вода стекала по стенам. Внутри вместо пола выполнили бетонную стяжку, умудрившись даже на такой небольшой площади сделать её неровной. Из-за отсутствия проекта не было предусмотрено отопление храма, водо- и электроснабжение и даже отмостка. Чрезмерное снятие грунта вокруг храма и разрушение глиняного "замка" привело к тому, что вода со склона через обнаженный фундамент храма, сложенный насухо, потекла внутрь, стали неравномерно оседать стены придела.

И вот накануне 1000-летия Крещения Руси в Древне-Успенской церкви решено было открыть пирожковую или зал игровых автоматов, о чём сообщили даже в газете. Вновь пришлось вмешаться краеведам. Так как на предложение использовать храм по своему первоначальному назначению был получен отказ, мотивированный его небольшим размером и не очень удобным расположением, то краеведы предложили устроить здесь музей истории архитектуры. Эту экспозицию запретили, сказав, что она "будет антисоветской": основная часть памятников – храмы, а в каком состоянии они находились, видно до сих пор. На предложение устроить музей истории города тоже разрешения не дали, испугавшись на этот раз, что люди, увидев исторические материалы, решат, что "раньше лучше жили". Третий вариант, ставший в то время единственным компромиссным, устроившим всех, – разместить в здании Древне-Успенской церкви экспозицию, посвящённую истории металла и металлообработки, разрешили.

Когда храм передали областному музею, пришлось заново переделать многое из того, что было "нареставрировано" за последние годы. Вокруг храма были сделаны дренажные канавы. Укреплены фундаменты и выполнена их гидроизоляция. Подведён фундамент под северный угол придела, где он отсутствовал. Был расчищен от мусора склеп и восстановлено его перекрытие. Заново была выполнена кровля, теперь уже из меди, устроены каменные полы. Установлены кованые ставни, вторые рамы на окна. Смонтировано электрическое отопление, телефон. В интерьерах появились кованые люстры и настенные бра. Установлена кованая ограда с воротами, калитками и фонарями, расчищена лестница и возвращены к стенам храма старые надгробия. Вырублены сорные деревья и кустарники, проведена горизонтальная планировка местности, разбивка газонов и устройство дорожек, проложен асфальт от Верхнего парка до курорта. Было начато строительство деревянной колокольни, перевезённой сюда из пригородного с. Хрущёвка.

17 июня 1996 г. Дирекцией по охране культурно-исторического наследия был составлен акт передачи Древне-Успенской церкви общине Христорождественского собора, узаконивший разграбление и разорение Древне-Успенской церкви музеем. На следующий день, 18 июня, храм был возвращён верующим. 28 августа 1996 г. в день Успения Пресвятой Богородицы после почти 60-ти летнего перерыва состоялось первое богослужение в Древне-Успенском храме, которое провёл о. Владислав Дроздов. В том же году, 29 октября, комитет по управлению государственным имуществом Липецкой области принял решение за № 303 о передаче храма и оформлении до 5 ноября 1996 г. необходимых документов. Постоянные службы стали совершаться в Древне-Успенском храме с 1997 г.

По материалам: http://mitropolia-lip.ru/journal/istoriya-odnogo-hrama/svyato-uspenskiy-muzhskoy-monastyr


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 марта 2023

ХХ век оставил также свои вехи в истории Древне-Успенской церкви города Липецка. Богослужения в храме продолжались после революции 1917 года ещё почти двадцать лет. Общеизвестно, что в ту пору были закрыты большинство православных храмов по всей России. Интересно, что Древне-Успенский храм вовсе не был закрыт, как большинство храмов, обычным решением президиума горсовета и облисполкома. Богослужения в церкви продолжались вплоть до 1938 года, пока здание не было заперто по акту санитарной инспекции "во избежание загрязнений источников водоснабжения". Неподалёку от храма в ту пору били родники (ключи) святого источника, а сегодня находится охранная зона водозабора. Конечно, абсурдность такого решения очевидна. Святость места, напротив, способствует поддержанию источника в чистоте. Скорее, будет загрязнён брошенный источник, оставленный без присмотра, нежели источник вблизи действующего храма.

В 1940 году в Липецком горисполкоме составлена "Справка для Липецкого УНКВД от 26. 01. 40 г. за № 27". В ней записано: "Всего в Липецке до революции было 10 церквей, из них: Древне-Успенская, решений президиума Горсовета и облисполкома о закрытии нет. Отправление религиозных обрядов прекращено, и церковь заперта по акту саниспекции в 1938 году. Церковь является памятником старины".

В 1938 году храм был опечатан и не использовался ни в каких целях. Для самой старой церкви Липецка настали самые трудные времена... Окрестности заполнялись дикими зарослями, ветшала и разрушалась кровля, дождевая и талая снеговая вода вымывала стены, замерзала зимой в трещинах, лёд и перепады температур ускоряли разрушение. Известно, что здания с протекающей кровлей разрушаются во много раз быстрее. Время от времени к зданию, имеющему статус памятника старины, соответствующие инстанции проявляли интерес.

В 1957 году на предмет древности, памятник исследовали сотрудники Воронежского государственного университета. В отчёте сообщается: "...на ул. Салтыкова-Щедрина сохранилась постройка Древне-Успенской церкви, бывшей "Поройской пустыни", основная часть зданий которой, по определению специалистов, относится к постройкам ХII-ХIII веков, а надстройка - к ХVI-ХVII векам. Эти памятники доказывают древность Липецка". Особо надо заметить, что таинственные подземные ходы, пронизывающие нынешний центр Липецка, по одной из версий, тоже относились к катакомбной (подземной) части древнейшей Паройской пустыни.

В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР Древне-Успенская церковь взята под охрану государства как памятник истрии и культуры республиканского значения. В 1968 году здание изучали уже сторудники Московского архитектурного института. По заданию Министерства культуры РСФСР специалистами архитектурного института был подготовлен технический паспорт здания. Данные этого исследования также указывают на древность сооружения. Вот цитата из описания: "Стены нижнего яруса выложены из крупных блоков местного известнякового камня, достигая порой высоты в 5 метров, несомненно, относятся к более древнему сооружению, подвергшемуся когда-то опустошительному разрушению. Затем оно, как видно, долго находилось в руинном состоянии, и только впоследствии его восстановили, надстроив стены из кирпича. Древние же стены были оставлены так, как они долши до того времени, то есть без выправки самих горизонтальных рядов и отклонений от вертикальных линий".

Впрочем, статус памятника, находящегося под охраной государства, в советское время ещё не гарантировал полной сохранности и защиты культовых стен. Долго не выделялись деньги на реставрацию, не было никакого присмотра. Здание, брошенное на произвол судьбы, продолжало ветшать и разрушаться. Единственное, что гарантировала такая "охранная грамота" - это защиту от полного сноса. То есть государство запрещало государственным же предприятиям и организациям, например, пригнать технику и сравнять эти стены с землёй. К тому же здание спасло и укромное месторасположение. Трудно сказать, устояло бы здание в атеистические 50-е - 70-е годы, когда шло бурное строительство, окажись оно на территории стройплощадок центра города. Но время неумолимо вело свою разрушительную работу. И за сорок лет, к середине семидесятых годов двадцатого века, износ здания составлял, по оценке специалистов, 70 процентов. Обрушились своды над трапезной и апсидой, давно разрушилась кровля, исчезли старинные оконные решётки. И только мощные стены выстояли.

Примерно в это время, начиная с 1976 года, Липецкий производственно-реставрационный участок при областном управлении культуры начал реставрационно-восстановительные работы. В 1991 году храм и окружающая территория были уже полностью благоустроены и переданы под краеведческую выставку "Мир металла". Эта мера очень благотворно сказалась на материальной сохранности церкви - она теперь была под присмотром, хотя использовалась не по изначальному назначению. Ещё через пять лет, в 1996 году, Постановлением главы администрации области Древне-Успенская церковь была передана верующим. В церкви начались богослужения. С этого времени начала возрождаться духовная жизнь обители.

С 2003 года по ходатайству епископа Липецкого и Елецкого Никона решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода РПЦ Древне-Успенская церковь преобразована в Свято-Успенский Липецкий мужской епархиальный монастырь.

Из книги: "На века". - Липецк, 2008



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.