История образования погоста на месте совр. п. Афанасьево восходит к 1607 г. Первый деревянный храм, срубленный здесь не позднее 1667 г., был посвящен Афанасию и Кириллу Александрийским, а придел — Параскеве Пятнице. В 1798 г. на его месте была построена новая деревянная церковь. С 40-х гг. XIX в. встал вопрос о возведении каменного церковного здания, но по причине низкого качества заготовленного кирпича и недостаточности средств строительство пришлось отложить. Только в 1855 г. инж. Галкин освидетельствовал пригодность кирпича и предложил строить церковь снова деревянной на кирпичном основании. Ему же было поручено составить план и смету, которые были утверждены в 1857 г. Подряд на кладочные работы получил Д. М. Тюрин.
В 1861 г. была закончена кладка фундамента и цоколя со сводом под полы. От прихожан в епархиальное управление опять поступило прошение о замене предполагавшейся деревянной церкви на каменную. Обследовавший фундаменты епархиальный арх. Э. В. Гарман дал отрицательное заключение о возможности их использования в качестве основания под кирпичные стены. Возобновившиеся в 1863 г. строительные работы завершились в 1871 г. обшивкой сруба и возведением деревянной ограды. Освятили церковь в 1872 г.
Храм находился в центре села на пересечении двух основных улиц. Это было крупное, крещатое в плане сооружение. Форма креста получалась за счет одинаковых боковых ризалитов, алтаря и удлиненного западного рукава, служившего основанием колокольни. Очертание плана усложняли выступы открытых северного и южного крылец и глухого — западного.
Над средокрестием возвышался четверик основного объема, перекрытый многогранным шатром с луковичной главкой. Ярусность композиции создавалась пониженными частями боковых и алтарного прирубов, имевших двускатные кровли. Прямоугольная в основании трехъярусная колокольня несла аналогичное храму завершение.
Эклектичность стилевого решения церкви содержала «готический» оттенок в оформлении фасадов, что нечасто можно встретить на памятниках деревянной архитектуры. Щипцовый мотив, многократно примененный в построении форм кровель и декоративных деталей, повторенный в рисунке наличников, придавал облику храма композиционное единство и характерный, запоминающийся силуэт.
http://www.archidesignfrom.ru/345-cerkov-afanasija-aleksandrijjskogo.html