«…До недавнего времени одним из шедевров обонежского народного зодчества по праву считался архитектурный ансамбль Вытегорского погоста (с. Анхимово, в 7 километрах от Вытегры), украшением которого была многоглавая Покровская церковь. Ранние исторические сведения о Вытегорском погосте относятся к концу XV века. Земли эти принадлежали тогда новгородским боярам — Марфе Борецкой, Ивану Патрикееву, Федору Морозову, Захару Морозову, Григорию Нагаткину, Борису Зубареву.
В 1708 году на Вытегорском погосте была выстроена холодная деревянная церковь Покрова, которая стала одним из чудес деревянного зодчества Северной Руси. На высоком берегу реки, над приземистыми крестьянскими домами, взметнулась вверх целая пирамида глав храма — зрелище, ранее невиданное на Севере. Вначале он, возможно, имел двадцать пять глав; четыре из них, по-видимому, утрачены при ремонте 1793 года, когда под церковь был подведен каменный фундамент. Только через шесть лет на Онежском озере выросла вторая подобная диковина — знаменитая ныне двадцатидвухглавая Преображенская церковь Кижского погоста.
Обычно сооружение Покровской церкви Вытегорского погоста и Преображенской церкви в Кижах ставится в связь с победами русской армии в Северной войне, с подъемом национального самосознания. По-видимому, эти причины действительно оказывали определенное воздействие на творчество русских мастеров, вдохновляя их на создание шедевров. Кипучая деятельность Петра I, его внимание к Северу произвели настолько большое впечатление на жителей Заонежья, что здесь родилось множество легенд, связанных с его именем. В частности, в преданиях говорится, что и вытегорский, и кижский храмы возведены по плану Петра I.
Но, обращаясь от легенд к анализу развития архитектурных форм в деревянном зодчестве, следует признать, что сооружение Покровской церкви с ее многоглавием отнюдь не было в русской архитектуре громом среди ясного неба. Построение пирамидальной композиции с использованием многоярусных кокошников блестяще разработано в русской каменной архитектуре XIV-XVI веков. Плавный переход от четверика к центральной главе, смягченный ярусами крещатых бочек, осуществлялся в деревянной архитектуре еще в середине XVII столетия. В это же время появились девятиглавые храмы на Севере (в Чухчерьме и в Заостровье). Постепенное усложнение храмовых завершений было естественным историко-художественным процессом в эпоху бурного развития барочного максимализма с его стремлением к преувеличению, гротеску, феерии. Имена мастеров, строивших вытегорскую Покровскую церковь, нам, к сожалению, неизвестны, но вряд ли можно сомневаться в их местном происхождении. Эти заонежские «древодели» заслуживают признания как гениальные зодчие своего времени, сумевшие в формах деревянной архитектуры достойно выразить величие и могучий размах народных духовных устремлений той эпохи.
В некоторых трудах последнего времени приводятся сведения о том, что строителями Покровской церкви были Петр Невзоров из деревни Невзоровой и Буняк из деревни Зелениной Вытегорского погоста, а также еще ряд крестьян из окрестных деревень. При этом ссылаются на надпись, якобы имевшуюся на мраморной доске на иконостасе сгоревшей церкви. Это утверждение, по-видимому, возникло в результате какого-то недоразумения. В более ранних литературных и архивных источниках, относящихся к этому памятнику, о подобной надписи не упоминается, а строители церкви либо прямо называются неизвестными, либо же ее зодчим указывается некий голландский архитектор, якобы присланный Петром I. В подробной «метрике» Покровской церкви 1887 года, хранящейся в архиве Института археологии АН СССР в Ленинграде, приводятся указания на все подписи, имевшиеся в церкви, но надписи с именами мастеров в ней не отмечается. Единственная подпись на мраморной доске, укрепленной под храмовой иконой «Покров», содержала имена вкладчиков серебряного оклада на икону, которыми действительно были крестьяне из окрестных деревень.
В 1963 году анхимовский храм сгорел. Пожарище Покровской церкви зияет черной дырой в наследии русской архитектуры. В последнее время все чаще выражается мысль о необходимости реконструировать этот замечательный памятник на прежнем месте по имеющимся обмерным чертежам с тем, чтобы как-то восполнить столь ощутимую утрату среди ценностей отечественной культуры, как мы восполнили многие, казалось, непоправимые утраты художественных ценностей, понесенные во время Великой Отечественной войны.
Рядом с Покровским храмом в 1780 году была возведена каменная церковь Спаса Нерукотворного. Она интересна прежде всего тем, что это самый ранний из сохранившихся каменных храмов на территории Вытегорского уезда. Постройка в плане прямоугольная, состоит из последовательно соединенных крыльца, паперти, трапезной, храма и алтаря. Храм двусветный, одноэтажный, но фасады его композиционно решены как у двухэтажного здания: окна нижнего света отделены от окон второго света развитым профилированным карнизом. В завершении всех четырех фасадов имеется выступ в виде полуциркульной лопасти с круглым окном. Здание перекрыто сомкнутым сводом и увенчивается пятиглавием. В целом композиция фасадов Спасской церкви выполнена в стиле позднего барокко.
В самом конце XIX века на территории Вытегорского погоста возникло еще одно архитектурное сооружение — часовня-усыпальница А. ф. Лопарева. Лопарев питал особую склонность к архитектуре в «русском стиле». В 1878 году он построил загородный деревянный дом в деревне Шестово, изукрашенный башенками, балкончиками, крылечками, причелинами и полотенцами, испещренными пропильной резьбой. По-видимому, не без его участия построена и Исаакиевская часовня на Беседной горе, поблизости от Шестова.
Часовня Лопаревых — типичное произведение позднего «русско-византийского стиля». Это квадратная в плане постройка с восьмигранным сводчатым покрытием. Фасады имеют полуциркульное завершение с небольшим щипцом, на котором установлена маленькая главка с крестом. Над покрытием возвышается световой барабан с луковичной главой красивого рисунка. Барабан украшен аркатурным пояском. В целом часовня выглядит довольно живописно, она тактично вписана в окружающую среду, лишена той неприятной сухости форм, которой страдает Сретенская церковь в Вытегре…»
Источник: Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра. - М., 1981.
РусАрх - Рыбаков А.А. Устюжна. Череповец. Вытегра (rusarch.ru)