Входила в Храмовый комплекс Вытегорского погоста
В 2004-2007 гг. воссоздана методом научной реставрации по обмерам А.В. Ополовникова в п. Невского Парклесхоза в Ленинградской области
Входила в Храмовый комплекс Вытегорского погоста
В 2004-2007 гг. воссоздана методом научной реставрации по обмерам А.В. Ополовникова в п. Невского Парклесхоза в Ленинградской области
Главная особенность всего древнерусского зодчества — сочетание торжественной величавости и веселой сказочности — ярче всего проявилось в Покровской церкви с. Анхимово — шедевре северного деревянного зодчества, центре Вытегорского Покровского погоста. Она была освящена в 1708 году.
Самые ранние сведения о Вытегорском погосте относятся к концу XV столетия. По писцовой книге Обонежской пятины письма Юрия Сабурова 1496 года деревни Вытегорского погоста принадлежали новгородским боярам: Марфе Борецкой, Ивану Патрикееву, Федору Морозову и другим. В 1582-1583 годах погост уже числился за «государем царем и великим князем», часть же земель принадлежала Хутынскому монастырю. В это время на погосте стояли две церкви: холодная Покровская и теплая Николаевская. В писцовой книге 1582-1583 годов упоминается, что «…на погосте двадцать келий, живут в них старицы, питаютца от церкви Божии».
В 1708 году на Вытегорском погосте был возведен новый холодный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, который стал одним из чудес деревянного зодчества Северной Руси. Только через шесть лет на Онежском озере была поставлена вторая подобная диковина — знаменитый ныне двадцатидвухглавый Преображенский храм Кижского погоста.
Церковь поражала великолепным мастерством ее создателей. Многокупольные храмы строили на Руси издавна. Новгородский Софийский собор, поставленный в X веке, был 13-тиглавым, но чтобы 25 глав — такого еще не было. Создали эту «несравненную сказку куполов» местные крестьяне. Их было 75 человек, из которых 12 — женщины.
По народному преданию, церковь была сооружена по рисунку Петра I. Суть предания в следующем: «… на Вытегорском погосте в деревне Крюковой жил один очень богатый крестьянин Плотников, имевший единственного сына. В проезд Петра I в Архангельск в 1693 или 1694 году, когда он рассматривал здешнюю местность в виде присоединения Волги с Балтийским морем, сын Плотникова подпал опале Государя и был по его велению казнен. Убитый горем и, не зная, кому оставить свое богатство, Плотников еще до отъезда Государя вздумал построить в память единственного любимого сына богатую церковь и обратился к Петру с просьбой о разрешении выполнить задуманное. Государь внял просьбе и сам тут же начертал рисунок, по которому впоследствии и была воздвигнута церковь в честь Покрова Богородицы…».
Более 2-х столетий Покровская церковь была центром архитектурного ансамбля Вытегорского погоста, который включал в себя строения XVIII — нач. XX вв.: это теплая каменная церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1780 году; каменная колокольня, высотой около 30 метров; усыпальница династии купца Лопарева, построенная в 1905 году.
Покровская церковь была полностью уничтожена в результате пожара 21 октября 1963 года.
Каменная, пятиглавая, с отдельно стоящей каменною же колокольней, церковь во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного была построена в 1780 году. Известно, что колокольня была высотой около 14 саженей, и последние 4 сажени выкладывали крепостной крестьянин вытегорского помещика Качалова Иван Федоров и государственный крестьянин деревни Анхимовской Алексей Гаврилов. Этот любопытный факт свидетельствует, что к началу XIX века в окрестностях Вытегры появились собственные мастера-каменщики.
При пожаре, в котором сгорела Покровская церковь, пострадал и Спасский храм, ныне представляющий «живописные руины».
http://library35.tendryakovka.ru/?page_id=6033
Изумительной архитектуры Покровская церковь в Анхимове, построенная, как уже упоминалось, в 1708 году – старшая сестра 22-главой Преображенской церкви Кижского погоста (год постройки 1714). Специалисты признают их полную стилистическую идентичность (за исключением нескольких индивидуальных особенностей), ввиду чего высказывается предположение об одной артели плотников, построившей оба храма. Вполне возможно, уцелей Анхимовская церковь к нашему времени, она так же, как и Кижская, оказалась бы в списке всемирного архитектурного наследия ЮНЕСКО, и слава Кижской (построенной на 6 лет позже), потонула бы в её тени. И народ бы не в Кижи ломился, а в Вытегру… Но - не судьба.
Удивительный храм не мог не привлекать внимания архитекторов, историков, краеведов, искусствоведов и реставраторов. К счастью, во второй половине XIX века, ко времени начала исследовательских работ, уже была изобретена фотография: до наших дней дошли дореволюционные фотоснимки церкви, из которых несколько, отснятых С. М. Прокудиным-Горским, цветных. На них особенно отчетливо заметно, что покрытые тесовой обшивкой стены ”выбелены мелом”. При смене общественного строя поток неравнодушных ученых и любителей древней архитектуры, посетивших Анхимово, не иссяк, но тональность рассуждений сменилась – номинально социалистическое общество считалось атеистическим.
После революции службы в Покровской церкви в Анхимово прекратились. Опустевшее здание до 1948 года числилось памятником архитектуры и находилось в ведении районного краеведческого музея и отдела архитектуры Вологодского облисполкома. По ходатайствам местного населения, 25 июня 1948 года было вынесено положительное заключение об открытии церкви для верующих, но тут (по чьему-то злому умыслу или просто по недосмотру) возникли проблемы бюрократического характера: обнаружилось отсутствие договоров между отделом архитектуры и приходской общиной, необходимых для возобновления богослужений. Под этим предлогом тему как-то постепенно замяли, несмотря на робкие протесты со стороны местных жителей и малочисленного (и совершенно бесправного на тот момент) русского духовенства. С 1949 года церковное здание, в котором еще сохранялись кое-какие иконы и богослужебная утварь, разрешили использовать под хозяйственные нужды.
А в 1956 году в Анхимово приехал Бог Реставрации - Александр Викторович Ополовников. Он не мог сюда не приехать, ибо Анхимовская Покровская церковь – по его собственному признанию – являлась, наряду с Преображенской Кижской, “одним из высочайших достижений русского деревянного зодчества”. Им была выполнена фотофиксация и произведены тщательнейшие обмеры, скурпулезно изучена каждая деталь, исследовано всё, что только можно было исследовать – включая то, что исследовать было в принципе невозможно, но для этого человека ничего невозможного не существовало. Обмеры в Анхимово велись параллельно с реставрационными работами на Кижской 22-главой Преображенской церкви – вполне возможно, после завершения полного цикла работ в Кижах, дело бы дошло и до реставрации Анхимовской церкви. И многоглавых старинных русских северных деревянных красавиц у нас было бы целых две. И не монополизировали бы славу Кижи, злоупотребляя положением и наживаясь на своих же соотечественниках. И красоты и гармонии в неуютном мире стало бы больше.
21 октября 1963 года 20-главая (на тот момент) церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Анхимово сгорела.
В небольшой заметке в газете ”Вологодский комсомолец”, от 15 ноября 1963 года, читаем: ”Начальник Вытегорской милиции Волков говорит, что пожар возник в результате несчастного случая. Двое любителей выпивки проникли в церковь через окно и под хмельком случайно подожгли её. Жители Анхимово прямо говорят, что церковь фактически не охранялась. Дверь, правда, запиралась на замок, однако окна не были заделаны, и через них в церковь проникали все, кто хотел. Она захламлялась, стала проходным двором для любителей выпивки. Так, в 1961 году уже был предостерегающий случай, когда в церковь проникли хулиганы – поломали утварь, испортили иконы. Тем не менее, Анхимовский сельсовет не принял действенных мер”. Мир потускнел, пошел трещинами, и из конструкции мироздания выкрошился обугленный кирпичик…
Александру Викторовичу Ополовникову страшная эта новость, как обухом по голове, аукнулась спустя десяток лет. Он, без малейшего сомнения, все открытия и потери пропускал через сердце – о том свидетельствует каждая строка его книг. А здесь – не рядовая клетская часовня, и даже не шатровый храм. Не стало дивного явленного пятиярусного многоглавого чуда. Ценность которого была настолько высока, что не измерялась никакими историческими мерками – ну как оценишь истинную суть храма Покрова на Рву или храма Покрова на Нерли? Церковь Покрова в Анхимове под Вытегрой – в тех же скрижалях записана. Можно лишь догадываться, с какими чувствами и мыслями Александр Викторович смотрел на пожарище…
После этой беды им был выполнен подробнейший проект реставрации церкви, предусматривающий, помимо восстановления сгоревших конструкций, воссоздание разобранных при ремонте в 1793 году четырех глав четвертого (предпоследнего) яруса на крестчатой бочке, завершающей малый восьмерик, и возвращение на историческое место западного крыльца на два всхода (юг-север). Эти проекты остались лежать у него дома, оказавшись невостребованными. Почему? Решили, что одних Кижей достаточно и успокоились? Не было политической воли, свободных специалистов, средств? Тогдашний генсек Хрущев церкви не благоволил – сунуться с предложением побоялись? Почему же? Наверняка он стучался во все двери, убеждал, ждал и надеялся. Но не открылось – не услышалось – не случилось.
А. В. Ополовников ушел, не дождавшись, в 1994 году. Вполне возможно, теперь возводит все задуманные на бренной земле храмы в прекрасном параллельном мире, где ничего не горит, не рушится, не теряется и не забывается. Богатейший его архив, драгоценности величайшей, обмеры, планы, проектные чертежи, фотографии – остались у его дочери, Елены Александровны Ополовниковой, также архитектора, наследницы его традиций и незыблемых убеждений.
И его всё-таки услышали. Спустя сорок лет после рокового пожара. Следующее поколение уже совсем не советских людей – переживших очередной излом эпохи, смену идеалов, установок, ценностных ориентиров. Удачно вписавшихся в исторический поворот, нарастивших жирок и преумноживших полномочия и возможности. В 2002 году нескольким из них пришла в голову мысль воссоздать погибшую в Анхимово Покровскую церковь на правом берегу Невы, в 5 км от границы Санкт-Петербурга, на участке территории лесопарка ”Невский”.
В результате архивных изысканий, касающихся формирования и развития двух архитектурных комплексов, созданных на основе многоглавых церквей: 18-ти главой церкви Покрова Богородицы в селе Анхимово (1708г.) и 22-х главой церкви Преображения Господня на острове Кижи (1714 г.), прослеживается их определенная взаимозависимость.
Известно, что Вытегорский Покровский погост и Спасский погост в Кижах впервые упоминаются в древнейшей Писцовой книге по Обонежской пятине писца Юрия Сабурова, составленной в 1496 году. В Писцовой книге 1582-1583 годов писца Андрея Плещеева также упоминается о двух церквах на Вытегорском погосте – Покровской (летней) церкви и теплой церкви Николы Чудотворца. К сожалению, о типах церквей сведений нет.
Через 45 лет, в Писцовой книге 1628 года на Вытегорском погосте зафиксировано существование лишь одной церкви – теплой «во имя великого чудотворца Николы». О главной церкви погоста – Покровской – ничего не сообщается. Вероятно, на погосте за это время произошли неизвестные нам события. Следующие данные относятся к 1708 году – времени постройки новой, многоглавой Покровской церкви. С момента исчезновения ее предшественницы (1628 год) прошло довольно значительное время (предположительно около 80 лет).
Чем же был вызван столь долгий срок существования погоста без главной церкви, давшей ему название? Возможно, местные прихожане обходились одной, зимней, Никольской церковью и одновременно собирали средства на постройку новой, многоглавой Покровской церкви. Ее строительство требовало накопления крупных финансовых средств и большого количества строительных материалов. Этим, скорее всего, и был вызван столь долгий срок существования погоста без основной, летней, церкви.
Что именно могло послужить зодчим прообразом для осуществления их замысла? Известно, что церкви, имевшие в своей основе подобный крестообразный план («круглая о 20-ти стенах», «круглый 20-ти стенный оклад»), были известны на Руси «… еще в XIV веке и, возможно, даже раньше, о чем свидетельствуют многочисленные сведения». Возможно, существовали более ранние аналоги Покровской церкви в Анхимово, которые не сохранились и остаются нам неизвестными.
В отличие от Покровской церкви в селе Анхимово, причина исчезновения древних церквей на Кижском погосте была связана с пожаром, произошедшим в 1693-1694 годах: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере на Кижском острову, а на погосте строят церковь новую, теплую, клетски, во имя Покрова Богородицы. Да в той же церкви построен придел во имя Николы Чудотворца, настоящая церковь Преображения Господня и прежняя Покрова Богородицы в прошлом 7206 сгорели от молнии».
Возобновление погоста началось сразу же, на месте свежего пожарища. Первой была построена зимняя, Покровская церковь – предшественница современной. В своем первоначальном виде она представляла тип тепло-холодной или «двухкомплектной» приходской деревенской церкви, так как состояла из холодного храма (собственно – церковное помещение) и теплого Никольского придела, который на продолжении 171 года (с 1694 по 1865 годы) располагался в трапезной. Наличие на погосте двухкомплектной (тепло-холодной) церкви позволило зодчим неторопливо обдумать будущий образ главной церкви Кижского погоста – церкви Преображения. Ко времени ее возведения кижане уже смогли увидеть вновь построенную Покровскую церковь в Анхимове, так как путь к восточному побережью Онежского озера кижским рыбакам был хорошо известен – там находились хорошие рыболовные угодья.
По всей видимости, кижанам удалось пригласить ту же плотницкую артель для постройки Преображенской церкви. Накопленный опыт помог плотникам превзойти по красоте свою предшественницу. Сохранившиеся легенды и предания, сопровождающие историю создания обоих церквей, подтверждают их исключительные особенности, отличают от всех других существовавших ранее культовых строений. «Не было, нет и не будет такой!» – сказал легендарный мастер Нестор, завершив работу на Преображенской церкви, убедившись в ее красоте и непревзойденности. Преимущества архитектурно-конструктивного решения Преображенской церкви над анхимовской церковью Покрова очевидны. Преображенская церковь в Кижах явилась высшим достижением эволюционного развития церквей данного типа. Церковь Покрова в Анхимове стала лишь промежуточным звеном в этой цепи.
К сожалению, имена зодчих этих двух церквей не установлены. В архивных документах Покровской церкви в Анхимове встречаются записи: «построена частными способами», «старанием прихожан и разными благотворителями». Аналогичные записи относятся к постройке Преображенской церкви в Кижах. Сходство церквей неоспоримо. В их основе – единый замысел, но они имеют и значительные отличия, которые проявляются при более детальном их изучении...
Рядом с многоглавой летней Покровской церковью Вытегорского погоста, как известно, стояла деревянная теплая церковь во имя Николы Угодника. Неизвестно, сколько лет она простояла, но в 1780 году «на церковную и доброхотную сумму» возводится каменная церковь Всемилостливого Спаса Нерукотворного образа с отдельно стоящей каменной колокольней. Здание церкви было покрыто железом, главы и кресты – белой жестью. В церкви было три придела: главный во имя Всемилостивого Спаса Нерукотворного образа – холодный, правый Казанской Божьей Матери и левый Святителя и Чудотворца Николая – теплые.
Соседство многоглавой деревянной Покровской церкви с 5-ти главой каменной церковью и с каменной, высотой в 57 метров, колокольней со шпилем – разновременными и не объединенными архитектурным замыслом строениями, к сожалению, не способствовали созданию ансамбля.
Известно, что в своем первоначальном виде Покровская церковь в Анхимове без особых «поновлений» простояла 85 лет (с1708 по 1793 годы). В 1793 году произошла крупная перестройка здания, вызванная тем, что из-за отсутствия фундамента церковь начала оседать. Она была разобрана и поставлена на каменный фундамент. Об этом событии сохранилась запись: «Перестроены и освящены в 1793 году октября…, при державе … Великой Государыни нашей и императрице Екатерине Алексеевне»; «… за ветхостию разобранную во имя Покрова Пресвятые Богородица церковь за двумя приделами апостола и евангелиста Иоанна Богослова, святого великомученика Егория, и поставленную ныне вновь на каменном фундаменте по прежнему фасаду…». Тогда же, в 1793 году, Покровская церковь была обшита тесом, а купола покрыты железом («… нижние венцы бревен заменены новыми, а все снаружи стены обшиты досками, а главы покрыты белым железом»). Таким образом, к 1793 году погост в Анхимове приобрел обновленный вид.
Прихожане предпочли сохранить деревянную многоглавую церковь Покрова, разобрав и перепоставив ее на каменный фундамент. Последовавшая за этим обшивка срубов тесом с окраской под камень и покрытие куполов железом несколько «примирили» ее с возведенными рядом каменными церковью и колокольней. К сожалению, «примирение» этих трех архитектурных сооружений также не способствовало созданию архитектурного ансамбля, а привело лишь к случайному соседству несогласованных между собой объектов.
Обратившись к истории Кижского погоста, отметим, что вопрос о переборке более молодой (на 6 лет) Преображенской церкви (которой к тому времени было 79 лет) не ставился. Но вскоре (в 1790-е гг.) после возведения каменных церкви и колокольни в селе Анхимово на территории Кижского погоста, с южной стороны Покровской церкви началось строительство каменного Троицкого собора с тремя алтарными апсидами. Контуры собора и в настоящее время четко прослеживаются в южной части погоста.
В результате проведенного археологического обследования выяснилось, что «На поверхности остатки (фундамента) достаточно точно, четко выделяются по задернованным возвышениям, на которых местами проглядывает кладка из некрупного валунного камня, скрепленная известковым раствором. В двух местах на поверхность выступают крупные отесанные каменные блоки. По устным сообщениям работников музея, ранее в кладке замечали вместе с диким камнем и кирпич». Схематический план остатков фундамента «в деталях совпадает с канонической планировкой церквей. Ясно выделяется алтарная часть, помещение собственно церкви и трапезная.
Постройка была традиционно ориентирована алтарной частью на восток с некоторым отклонением к северу. Интересен тот факт, что в контексте остатков ее фундамента южная и восточная стены погоста читаются как соответственно южная и восточная (алтарная) стены храма. По-видимому, вновь поставленная в 1959 году ограда погоста частью своей легла по фундаменту, не имеющему никакого отношения к древней ограде. На это указывает выступ на южной оконечности восточной стены погоста; он совершенно не объясним с точки зрения «архитектурной стены, но, будучи включен в план фундамента, явственно выступает как апсида в алтарной части предполагаемого храма».
«Несколько неожиданной представляется мощность и основательность фундамента. Нижняя его часть значительно углублена в землю (по крайней мере, на 0,5 м от горизонта строительства сооружения), верхняя же часть сложена на известковом растворе. Все это заставляет предполагать, что фундамент к югу от Покровской церкви был рассчитан на тяжелую монументальную постройку, вполне сравнимую в этом плане со стоящими в Кижах Преображенской и Покровской церквями».
Возведение собора происходило на средства богатого местного жителя, и было доведено до высоты окон, но вскоре приостановлено в связи со смертью «благодетеля». Благодаря архивным изысканиям сотрудника краеведческого музея Л.И. Капусты данная запись получила подтверждение. Согласно «Выписке из духовного завещания В.Е. Ольхина», стало известно, что «… на постройку в Петрозаводском уезде в Кижском погосте каменной церкви, под которую капиталом моим фундамент сделан и до окон выкладен и немалое число кирпича было приготовлено, если тамошние крестьяне и обыватели по обещанию ее достраивать будут, тогда от Василия Васильевича (сына Ольхина) дать на достройку сто рублей или что по усердию можете». Ольхин Василий Елизарьевич (1709-1788) является родоначальником династии Санкт-Путербургских предпринимателей XVIII-XIX веков. Он выходец из крестьян Кижского погоста (дер.Олеховщина). В середине XVIII в. В.Е. Ольхин владел ластовыми судами, фабриками, заводами; содержал петербургские мосты. К 1788 году имел значительную недвижимость в С-Петербурге (дома, лавки, производственные сооружения). Похоронен в Александро-Невской Лавре. Духовное завещание составлялось дважды: в 1786 и 1788 годы.
При доведении строительства каменного Троицкого собора до полного завершения на Кижском погосте мог бы возникнуть новый архитектурный комплекс в составе многоглавой деревянной церкви Преображения, деревянной шатровой колокольней и каменного храма. Явная разноголосица такого погостского комплекса, видимо не смущала зодчих. Это вполне объяснимо, ведь «деревянные церковные сооружения считались временными и при первой возможности, как правило, заменялись каменными».
Главная церковь Кижского погоста – церковь Преображения также подверглась обивке куполов железом и обшивке стен тесом, с последующей покраской ее в белый цвет. Эти изменения начали производиться в 1818 году (через 25 лет после проведения аналогичных работ на церкви в Анхимове). Об этом сообщается в «Расходной книге Кижской церкви» за 1818 год: «…подрядчику Егору Поташову с товарищами в силу данного договора за обшивку церкви отдано денег 566 рублей». В феврале 1819 г. в Расходной книге было записано: «… отданные прошлого 1818 года под расписку крестьянину Логину Онисимову на покупку листового железа в Санкт-Петербург для обивки главной Преображенской церкви, им Онисимовым в расход употреблены 200 рублей от которого и железо то получено…».
Работы по обновлению внешнего вида Преображенской церкви, по всей видимости, были произведены под воздействием обновления Покровской Вытегорской церкви, так значительно изменившей свой образ после разборки и последующей сборки. Обшивка срубов Преображенской церкви в Кижах тесом с последующей его покраской в белый цвет (под камень) также, видимо, производилась с целью придания ей соответствующего каменной архитектуре внешнего вида. Но в отличие от более богатого Вытегорского погоста, недостаток финансовых возможностей прихожан Кижского прихода сказался более благоприятно: вместо предпринятой замены деревянной Покровской церкви каменным Троицким собором с тремя алтарными апсидами (подобными каменной церкви в Анхимове?!), кижане предпочли (или были вынуждены избрать) иной путь – путь сохранения деревянной Покровской церкви и приведения в дальнейшем ее внешнего и внутреннего вида в соответствие с требованиями времени (обшивка срубов тесом, штукатурка стен и потолков, покраска полов и т. д.).
Необходимо принять во внимание возраст Покровской церкви. К моменту начала возведения Троицкого собора ей насчитывалось, судя по новой датировке 1694 годом, свыше 90 лет (1694-1786). За это время Покровская церковь прошла путь преобразований от клетского типа «двухкомплектной» (тепло-холодной) церкви до многоглавого завершения. Это обеспечило наилучший вариант ансамблевого звучания двух погостских строений. Девятиглавое завершение Покровской церкви известно, согласно архивным документам, с 1756 года, т.е. еще до начала возведения по соседству с нею Троицкого собора.
Ансамблевое содружество двух деревянных церквей, видимо, «пришлось по душе» кижанам, так как в этот период, согласно известным архивным документам, сведений о предстоящей замене деревянной церкви каменным собором не выявлено. Остается лишь высоко оценить сохранение деревянных многоглавых церквей в Кижах вместо строительства новых каменных строений. Возведение в Анхимове каменных сооружений, столь чуждых существовавшей рядом с ними деревянной Покровской церкви, свидетельствовало о богатом состоянии прихода, но стало препятствием созданию еще одного архитектурного ансамбля на основе многоглавия.
Относительно колокольни Кижского погоста также можно утверждать, что ей повезло. Известно, что колокольня – предшественница современной была разобрана в 1862 году в связи с ветхим состоянием. Тогда же, в 1862 году, была построена новая деревянная колокольня, подвергшаяся через 12 лет перестройке в связи с недостаточно продуманным архитектурно-конструктивным решением. В своем обновленном виде колокольня более удачно вошла в состав погостских сооружений, дополнив строгой вертикалью живописный вид ансамбля.
В конце XIX века на Вытегорском погосте появилась каменная, куполообразная, одноглавая «усыпальница Лопарева А.Ф.» – совершенно нетрадиционное для погоста сооружение. В ней был похоронен происходивший из крестьян купец I-ой гильдии, меценат А.Ф. Лопарев. Наличие нетрадиционного объекта еще больше разобщило погостские сооружения, усилив разноголосицу в их составе. Это еще раз подчеркнуло возможности богатых людей в осуществлении ими самых невероятных замыслов.
Время не обошло вниманием и ограды двух рассматриваемых погостов. В 1872 году прихожане Вытегорского погоста начали сбор средств на возведение каменной ограды с центральным входом, со столбами и железной решеткой. Центральный вход в виде двух кирпичных столбов с красивой железной решеткой появился и на Кижском погосте. В соседстве с высокой оградой из дикого камня, это нововведение выглядело чуждо и неуместно. Оно вносило резкий диссонанс в восприятие архитектурного ансамбля.
Различие оград двух погостов огромно. На их оформлении сказалось также наличие крупных финансовых возможностей у прихода в селе Анхимове и значительно более скромные возможности у прихожан Кижского погоста. Строго оформленная сквозная ограда Вытегорского погоста охватила весь комплекс зданий, предоставив возможность восприятия всех объектов от самого их основания («от пошвы»). В Кижах средств хватило лишь на установку центрального входа, охваченного высокой оградой из камней-валунов по всему периметру погоста. Надстроенная в 1959 году бревенчатая ограда, возвышаясь над каменной кладкой, скрыла восприятие кижского архитектурного комплекса от земли на довольно значительную высоту. Но, тем не менее, и в таком реконструированном виде она вошла в контакт с постройками погоста и воспринимается как органичное построение, хотя в момент ее воссоздания была подвергнута жесткой критике со стороны оппонентов, отрицательно воспринимавших это нововведение. Если представить, что на Кижском погосте вместо традиционной бревенчатой ограды, утвердившейся на каменной гряде (основании), появилась бы ограда, подобная ограде в Анхимове, то мы получили бы еще одно убедительное свидетельство непродуманного решения.
Перейдем к рассмотрению внутреннего убранства церквей. В 1873 году современники посетившие Покровскую церковь в Анхимове отмечали, что «… внутренность церкви далеко не соответствует наружному виду: все здесь как-то темно, серо и просто, исключая царские врата в Покровском алтаре, которые недавно сделаны в новом вкусе и ярко бросаются в глаза пред прочим иконостасом…здесь и вовсе нет особо устроенного иконостаса, а все иконы поставлены в 4 яруса на узких с краями полках… Стены в церкви до сих пор остаются необиты и простою бумагою и, потемнелые, они скорее навевают…тяжелую грусть… Местные прихожане в последнее время…пожертвовали в прошлом 1872 г. …6 000 рублей на сооружение около храмов каменной ограды и на внутреннее украшение Покровской церкви. Сверх того, … 300 или 400 рублей… на устройство иконостаса в Покровской церкви».
Архитектор А. В. Ополовников писал: «Надежды духовенства и официальной прессы на обновление интерьера Покровской церкви действительно вскоре оправдались. Местный «меценат», купец 1-ой гильдии, почетный потомственный гражданин Лопарев А. на свои средства привел церковь и изнутри к «благолепному виду» в новом вкусе: стены ее получили тесовую обшивку, раскрашенную «под камень» и были покрыты живописью в духе издаваемых массовыми тиражами современных ярких натуралистических литографий на библейские сюжеты…». Сохранилась рекламная надпись на западной стене северного придела, в которой говорится: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федоровича Лопарева в 1898 году». Выражая сожаление о произведенных в интерьере Покровской Вытегорской церкви «благолепных поновлениях», А.В.Ополовников высоко оценил слитность трехъярусного тяблового иконостаса с живописью «неба» и всем внутренним пространством интерьера как «… единую величественную композицию исключительной художественной силы».
В отличие от сохранившегося древнего иконостаса тяблового устройства в Покровской церкви Вытегорского погоста, иконостас Преображенской церкви во 2-й половине XVIII века подвергся полной замене на пышное, резное узорочье, обильно покрытое позолотой. Иконостас был выполнен в стиле «барокко». Несоответствие обилия позолоты иконостасного оформления с тябловой росписью традиционного типа «неба» внесло резкий диссонанс в восприятие церковного интерьера, позднее также, по примеру интерьера Покровской церкви, обшитого тесом с покраской масляной краской.
Обшивке срубов тесом в 1865 году подверглась также и Покровская церковь, (главы этой церкви не были обиты железом). Внутренние стены церковного помещения время от времени подвергались отёске, покрытию шпалерами или устройству панелей. В 1903 году стены и потолки церкви были оштукатурены. В ходе реставрационных работ 1949-1959 годов штукатурка была удалена, но следы на стенах и потолке остались, обезобразив весь церковный интерьер.
Прослеживая изменения, происходившие на Кижском погосте под воздействием перемен, производимых с церковными погостами на Вытегорском погосте, можно констатировать следующее:
1. Неоспоримо, что архитектурно-конструктивные особенности 22-х главой Преображенской церкви (1714 г.) в Кижах, были определены влиянием многоглавой деревянной Покровской церкви в селе Анхимово (1708 г.). На Кижском погосте был создан улучшенный вариант многоглавой церкви крестообразного типа, получившей название «круглая о 20-ти стенном окладе».
2. Наличие финансовых возможностей при отсутствии художественного вкуса и такта, оказывало пагубное воздействие на сохранение архитектурных памятников. Это видно на примере памятников Вытегорского погоста в селе Анхимово, где зодчими была упущена возможность создания архитектурного ансамбля на основе многоглавой Покровской церкви.
3. Ограниченность финансовых средств положительно сказалась на сохранении Кижского архитектурного ансамбля в своем первоначальном виде. Это разбудило творческий потенциал зодчих и привело к созданию уникального архитектурного комплекса.
4. Влияние городской архитектуры на традиционное деревянное зодчество отрицательно сказалось на его самобытности и своеобразии. Требования времени разрушительно воздействовали на сохранность традиционных строений. Широко бытовавшие в XIX веке стремления к обновлению, «благолепному поновлению» старинных построек, производились в ущерб сохранению их первозданности.
5. На примере истории памятников Кижского и (особенно) Вытегорского погостов прослеживается утрата потребности человека в бережном сохранении древней культурной традиции деревянного зодчества, стремления к чистоте первоисточника без позднейших переделок, перестроек, добавлений, исправлений, ведущих к частичной или полной утрате первоначального образа.
6. Отсутствие природного вкуса, художественного такта и профессионализма, при наличии финансовых возможностей, не только представляют опасность для сохранения памятников прошлого времени, но также представляют угрозу для современной архитектуры, равно как и для всех других видов искусства.
Источник: Кижский вестник №7 // Редколлегия: И.В. Мельников (отв. ред.), Р.Б. Калашникова, К.Э. Герман Музей-заповедник «Кижи». - Петрозаводск. 2002
По материалам статьи: Гущина В.А. (г.Петрозаводск) «Покровская церковь Вытегорского погоста - предшественница Преображенской церкви Кижского погоста (параллели и последовательность их взаимовоздействия)» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
«…Покровская церковь в Вытегорском погосте построена в 1708 г., как о том говорит надпись на тябле иконостаса. По преданию, проект церкви сделан Петром I. Церковь представляет собою обширный восьмерик, к которому с севера, юга, востока и запада примыкают прирубы. Восточный прируб (главный алтарь) - пятистенный, так же как и придельные алтари, пристроенные с востока к северному и южному прирубам. Каждый прируб покрыт двумя возвышающимися одна над другой бочками, а основной восьмерик - восемью бочками. лбы которых завершают собою грани восьмерика, а коньки упираются во второй, меньший восьмерик, поставленный наверху. С запада к церкви примыкает галлерея с крыльцом.
Церковь увенчана семнадцатью главами, из которых восемь расположены по две над каждым прирубом, другие восемь - над бочками основного восьмерика и последняя - на втором восьмерике. Кроме того, три главы поставлены над алтарными прирубами.
В 1793 г. церковь была поставлена на каменный фундамент, в 1873 г. обшита тесом, а в 1880 г. покрыта железом, но сохранила свой древний тябловый иконостас и потолок «небом» с расписными балками…»
Источник: Забело С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. - М.: Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1942, стр. 186
«…В 1963 году сгорела двадцатипятиглавая деревянная Покровская церковь, что стояла в селе Анхимово близ города Вытегры в Вологодской области. Какие-то пьяные мужички развели около нее костер.
А была она старшей сестрой знаменитого ныне Преображенского храма в Кижах, что славен своим двадцатидвуглавым завершением. В результате архивных изысканий, касающихся формирования и развития двух архитектурных комплексов, созданных на основе этих двух многоглавых церквей - Покрова Богородицы в селе Анхимово (1708) и Преображения Господня на острове Кижи (1714), прослеживается их определенная взаимозависимость.
Множеством восторженных эпитетов награжден Кижский Преображенский собор: «феерия куполов», «деревянное диво», «рукотворное чудо», «звезда русского Севера», «жемчужина деревянного зодчества». Так же могли бы назвать и Покровскую церковь на Вытегорском погосте, была бы она жива. Вытегорский погост располагался на правом, высоком и сухом, берегу реки Вытегры, в восьми километрах от города того же названия, и состоял из нескольких деревень, давно уже слившихся и объединенных одним названием - село Анхимово. Долгой полосой протянулось оно вдоль старинного тракта. При слиянии дорог на Петербург, Белозерск и Вытегру сельские постройки расступались, образуя широкую площадь. На ней и стояла Покровская церковь.
Построили и освятили ее в 1708 году, на шесть лет раньше Преображенской. Да и по количеству глав превосходила она кижский памятник. Однако в архитектуре двух церквей много общего. Потому и предполагают, что обе построены одним мастером или одной артелью. Рубила вытегорскую Покровскую церковь плотницкая артель, состоящая из 76 плотников (из них 12 женщин) во главе с опытными мастерами - Невзоровым и Буняком. Предполагают, что зодчими Преображенской церкви Кижского погоста, срубленного через 6 лет, в 1714 г., могли быть те же мастера, так как все композиционные недочеты Покровской церкви блестяще исправлены в Преображенской.
Архитектор М. В. Красовский по поводу создания этих двух церквей писал: «Многоглавие, кажущееся одним из новшеств начала XVIII века, представляет, в сущности, возврат к старине, и притом к своей собственной, чисто народной, так как из летописей известно, что первоначальный соборный храм Новгорода, Святая София, построенная из дубового леса, имела 13 верхов. Хотя в вытегорском храме идея многоглавия нашла свою окончательно вылившуюся форму, но все же в нем еще чувствуется некоторая неуравновешенность масс. Эти недочеты совершенно отсутствуют у церкви Преображения в Кижском погосте, тонкое художественное чутье подсказало зодчему ввести незначительные, по существу, детали, превратившие его произведение в шедевр, который смело можно назвать венцом деревянного зодчества...» Знаменательно, что строительство их народ связывает с именем Петра I, с эпохой великих преобразований в Русском государстве.
Переплетаются старинные легенды, скрепляя воедино важные события жизни, прекрасные народные творения и великих людей-творцов... Где быль, где небыль - кто знает? Какую из церквей «начертал» царь Петр - Преображенскую в Кижах или Покровскую близ Вытегры? Да и возможно ли, чтоб столь ревностный приверженец западных нововведений повелел строить церковь по исконно русской схеме? В основе кижской и вытегорской церквей лежит древнейшая схема плана, имеющая столь же глубокие корни в деревянном зодчестве, сколь и многоглавие. О приверженности русских людей к такому плану повествует летопись. Когда в 1490 году в Великом Устюге ростовский владыка Тихон пытался вместо сгоревшей церкви поставить «по-новому крестчатую», устюжанам «тот оклад стал не люб», и они добились права строить церковь «по старине круглу о двадцати стенах». То есть такую же восьмериковую с четырьмя прирубами, как Преображенская в Кижах и Покровская на Вытегорском погосте.
Однако внешний облик той древней церкви в Великом Устюге, которая, к сожалению, не дошла до нас, мог быть и совершенно иным, например, не с многоглавым, а с шатровым завершением. Такие храмы, с одинаковой схемой плана, были, к примеру, в селах Астафьеве, Селецкое, Ненокса Архангельской области. Они тоже уже погибли. Такие уникальные памятники стояли некогда в селах и деревнях русского Севера повсеместно. Не случайно еще в начале нашего столетия называли его художники «русским Римом». Не только величественные храмы покоряли их сердца, но и самые, казалось бы, простые сооружения: избы, амбары, баньки, надмогильные кресты и даже изгороди из жердей, уходящие куда-то за горизонт. Все эти постройки настолько гармонично сочетались с природой, что порой думалось: ею же они и созданы.
Почему так? Да потому, что человек жил, вдумываясь и всматриваясь в явления природы, по- матери-кормилице, стигая их не только разумом, но и добрым сердцем. Заботясь о ней как воедино слившаяся красота не искажая, а украшая ее лик. То была зримая гармония жизни земли и красота творений рук человеческих! О мудрости простой и нелегкой жизни повествует она, о величии духовного богатства человека, что не сравнимо ни с какими другими благами. Той же народной мудростью овеяны и образы древних церквей. Что же касается многоглавых храмов, то они предстают перед нами как символы всенародного единения России. Такова философская идея их архитектуры.
Легенда о строительстве церкви на Вытегорском погосте повествует еще и о том, что в нем будто бы принимал участие какой-то голландец, присланный Петром I. Но это уже совсем маловероятно, потому что в помощи архитектора-голландца вряд ли нуждались древнерусские мастера, накопившие к началу XVII века богатейший опыт строительства деревянных храмов. Вероятно, вошел он в легенду просто как персонаж, олицетворяющий высшее техническое мастерство. Тем более что и сам Петр I учился плотницкому делу у голландцев, с той лишь разницей, что познавал корабельное строительство, а не церковное.
Да и в архитектуре памятника, начиная от общей композиции и кончая самыми незначительными деталями, нет ничего, что говорило бы об участии иностранцев. Напротив, каждый элемент здания, каждый его конструктивный узел, будь то восьмерик основного сруба или бочкообразные, стрельчатые кровли под главами, способ рубки углов «в обло» с выпусками по краям или устройство оконных и дверных проемов «в косяк» (обрамленных сомкнутыми под углом в 45° дощатыми рамами), резной столб крыльца или подзор под свесом кровли - все здесь свойственно древним строительным приемам русского деревянного зодчества, сложившимся задолго до постройки Покровской церкви. Все эти детали и конструкции и составляют самобытную основу народного деревянного зодчества России. При этом ведущим принципом строительства было единство формы и конструкции, неразрывная связь пользы и красоты.
В образах древних церквей народ воплощал свои идеалы жизни. Строгая их монументальная стать, лишенная поверхностно-бездумного украшательства, олицетворяла красоту человека, в которой важна не внешняя форма - разные безделушки и украшения, а смысловое содержание, глубинное, духовное богатство жизни. Вытегорская церковь была увенчана 25 главами. При постройке ее в 1793 году «на верхнем осьмиугольнике уничтожено четыре главы и впоследствии Одна глава над крыльцом», - сообщают нам «Олонецкие губернские ведомости». Автор с благочестивым сожалением констатирует, что «внутренность» памятника «далеко не соответствует наружному виду».
Что же произошло? После ремонта бревенчатый сруб памятника был покрыт снаружи тесовой обшивкой, превратившей его в обезличенный объем, который в равной степени мог бы быть и каменным. Живое, меняющее свои оттенки, в зависимости от погоды и времени дня, дерево, пластичные углы сруба с рельефными выпусками бревен все было скрыто под одно- церкви - бочках и главах родной дощатой поверхностью. Мало того, серебристый лемех на криволинейных кровлях был заменен белым листовым железом, не приветно и радостно, а холодно и зловеще поблескивающим в отсветах северного неба. Тогда же уменьшили и число глав на памятнике.
Однако перестройки конца XVIII века, исказившие внешний облик памятника, не затронули, к счастью, его интерьера. Естественный в своей суровой красоте, лишенный внешнего блеска и мишуры, он во второй половине XIX века стал настолько раздражать вкусы духовенства и купечества здешнего округа, что в конце концов добились его «благолепного обновления».
На средства «почетного потомственного гражданина», купца первой гильдии А. Лопарева, храм был коренным образом переделан и изнутри. Могучие бревна стен скрыли под фанерой и тесом; их новые плоские поверхности украсили яркими живописными картинами на библейские сюжеты в духе натуралистических литографий того времени. На западной стене северного придела появилась надпись: «Выполнена сия стенная живопись усердием Александра Федорова Лопарева в 1898 г.».
Прежде чем изуродовать древний храм, было подготовлено, выражаясь современным языком, общественное мнение. В упомянутых «Олонецких ведомостях» тот же автор, что сетует о сохранности в первозданном виде интерьера церкви, пишет: «...Все здесь как-то темно, серо и просто, исключая Царских врат в Покровском алтаре, которые недавно сделаны в новом вкусе и ярко бросаются в глаза пред прочим иконостасом... Стены церкви и до сих пор остаются в первобытном состоянии, даже не обиты и простой бумагой...»
Не верится, но сие было действительно так: по новомодным понятиям XIX века, предпочтение отдавалось не прекрасному естеству рубленых деревянных стен, а «простой бумаге», наклеенной на них. И древний иконостас представлялся слишком «простым» без яркой позолоты. Так постепенно понятие подлинно прекрасного стало подменяться понятием яркого и дорогого. Переводя это явление на образный лад человеческой жизни, можно сказать, что и в ней качественная сторона бытия стала оцениваться не истинным, внутренним, содержанием человека, не его духовным богатством, а наличием материальных благ.
Судьба Покровской церкви типична для древнерусских деревянных храмов, самобытная архитектура которых к концу XIX века была полностью вытеснена новомодными веяниями. На смену архитектурным образам, в которых воплотились раздумья народа, пришли помпезные, обездушенные формы господствующего казенно-византийского стиля.
О первоначальной архитектуре Покровской церкви мы можем ныне судить по ее графической реконструкции, которая выполнена на основании детальных обмеров памятника. Они осуществлены за восемь лет до его гибели, в 1955 году…»
Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 623-626
«…Композиционные принципы, заложенные в пирамидальном навершии Предтеченской церкви, получили дальнейшее развитие в Покровской церкви села Анхимово бывшего Вытегорского Покровского погоста, построенной в 1708 г. (сгорела в 1962 г.).
Она также состояла из двух восьмериков. К нижнему восьмерику с четырех сторон примыкали прирубы, из которых восточный (главный) алтарь был пятистенным. Кроме того, два алтаря были пристроены с востока к северному и южному прирубу. Таким образом, основной объем Покровской церкви в плане представлял собой традиционный «круглый храм о 20-ти стенах», о котором говорилось еще в «Устюжской легенде», усложненный пристройкой двух придельных алтарей.
Западную часть сооружения охватывала пятистенная трапезная с парадным трехсходным крыльцом. Прирубы по высоте образовывали два уступа, перекрытые бочками с главками (восточный прируб, кроме того, имел третий уступ алтаря). Поднимавшиеся выше верхнего уступа грани восьмерика венчались третьим ярусом главок, установленных на бочках, которые своими коньками упирались в грани второго восьмерика. Последний, в свою очередь, венчался крестчатой бочкой и центральной главой. Кроме того, три главки стояли на алтарных бочках, и, следовательно, общее количество главок равнялось 20.
Однако народное предание говорит, что первоначально Покровская церковь была 25-главой — дополнительно 4 главки были установлены на коньках крестчатой бочки, а пятая — над крыльцом (главки утрачены в 1793 г., когда церковь перестраивалась в связи с подводкой под нее каменных фундаментов). Правдоподобие народного предания подтверждается наличием на верхнем восьмерике свободных мест для четырех глав.
Покровская церковь — один из немногих памятников народного деревянного зодчества, имена строителей которого известны: на доске, прикрепленной к иконостасу храма, были поименованы 75 плотников (из них 12 женщин). Особо выделены два мастера, руководившие строительством, — Петр Невзоров, крестьянин деревни Гозино Аневзорова на Дмитриевой горе, и Буняк, крестьянин деревни Исаковская Азеленина на Тагажме-реке. Обоим к моменту окончания строительства исполнилось по 80 лет.
Покровская церковь производила очень сильное художественное впечатление, и все же в ее облике чувствовалась незавершенность: венчающая глава, не имевшая пьедестала, «проваливалась», нарушая стройность силуэта (положение не могли исправить четыре утраченные главки, так как они стояли в одном уровне с центральной главой). Три алтаря усложняли и дробили основание храма, а развитое трехсходное крыльцо, само по себе очень живописное и нарядное, вытянутым с запада на восток центральным лестничным маршем подчеркивало продольную ось храма, вступая в противоречие с общей центричностью всей композиции…»
Источник: Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии / Карельск. организация Союза архитекторов СССР. - Ленинград: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1972, стр. 96-99
«…Рассмотрим многоглавые церкви, объемная композиция которых была разработана в начале ХVІІІ в. на основе традиционного восьмерика с четырьмя прирубами или двадцатистенного сруба. Храмов такой композиции, возведением которых, по существу, завершалось развитие русского деревянного храмового зодчества, мы знаем два. Первым по времени сооружения является Покровский храм с. Анхимово Вытегорского погоста (Вытегорский район Вологодской обл.), срубленный в 1708 г. (не сохранился). Эта постройка - один из немногих памятников народного деревянного зодчества, имена строителей которой известны. Плотницкая артель, рубившая церковь, состояла из 75 плотников (из них 12 женщин) во главе с опытными мастерами Невзоровым и Буняком (обоим к тому времени исполнилось по 80 лет).
Не лишено оснований предположение о том, что зодчими Преображенской церкви Кижского погоста второго храма того же типа, срубленного через шесть лет, в 1714 г., могли быть те же мастера. Косвенным подтверждением тому служит то обстоятельство, что все композиционные недочеты Покровской церкви блестяще исправлены в Преображенской…»
Источник: Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2003, стр. 63
История русской архитектуры - Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. - 2003
Покровская церковь на Вытегорском погосте
Одним из шедевров обонежского зодчества по праву считался архитектурный ансамбль Вытегорского погоста, украшением которого являлась многоглавая (25 куполов) Покровская церковь (1708 г.; храм уничтожен во время пожара в 1963 г.). Подобный храм - знаменитая ныне 22-главая Преображенская церковь Кижского погоста - был построен на Онежском озере шестью годами позже. Входила в ансамбль Вытегорского погоста.
http://pomoch-hramu.narod.ru/anhimovo.html