ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Черницк. Церковь Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченская церковь


Черницк. Церковь Иоанна Предтечи
Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Предтечи
Год постройки:Между 2014 и 2017.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Алтайский край, городской округ Барнаул, п. Черницк, ул. Пионерская, д. 6

Координаты: 53.218683, 83.557865



Церковь Иоанна Предтечи, , Черницк, Барнаул, город, Алтайский край
Олег_ К.
7 мая 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Ковров   14 апреля 2018

Многие в Барнауле знают Черницкое городское общественное кладбище, расположенное недалеко от поселка Черницк. При входе или въезде на это кладбище через главные ворота, по левую сторону, видим сверкающие купола небольшой церкви. Но не все знают, что у этой небольшой церкви была предшественница, которая более 200 лет назад была построена в Барнауле. А история этого события такова.

В 1774 году, после построения нового каменного Петро-Павловского кафедрального Собора г.Барнаула, прежнее деревянное здание храма решено было перенести на нагорное кладбище. И дали название церкви во имя Св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. К середине XIX века это здание обветшало, и в 1857 году "ноября, третьего дня, тщанием горных чиновников" была построена новая каменная с таковою же колокольнею церковь. По своему очертанию она напоминала Петро-Павловский Собор в г.Санкт-Петербурге. Проектировал храм ученик Карла Росси, архитектор Алтайских заводов Яков Николаевич Попов. Именно его деятельность во многом определила архитектурный облик исторического центра Барнаула. Сохранились в архиве чертежи фасада, фасадного разреза и иконостаса кладбищенской церкви.

На фасадном проекте изображен храм-башня на высоком фундаменте. К притвору верующие поднимались по ступеням к четырехколонному портику. Трехступенчатое, рвущееся ввысь сооружение завершалось остроконечным шпилем. Европеизированное, в классическом стиле, стройное здание венчало панораму города и его силуэт вторил ритму портиков заводского госпиталя и заводской богадельни ансамбля Демидовской площади. Церковь была видна практически с любого места города Барнаула той поры и своим видом как бы напоминала о бренности нашей жизни: "ЖИВИ, НО ПОМНИ!" Проект иконостаса красив и, видимо, был точно исполнен. В центре, над Царскими вратами, крест с расходящимися лучами. Также вверху, справа и слева от врат надписи из Евангелия от Иоанна: "ВЕРУЯЙ В МЯ ИМАТЬ ЖИВОТ ВЕЧНЫЙ" и "АЩЕ ЛЮБИТЕ МЯ ЗАПОВЕДИ МОЯ СОБЛЮДИТЕ".

Практически церковь служила для отпевания усопших и была приписной к Петро-Павловскому Собору, то есть обслуживалась его причтом. Кладбище было старинное, на нем покоились многие поколения горожан, священнослужителей, а также многие из тех, кто составлял славу и гордость Алтая. Захоронения здесь были еще до перенесения старой, деревянной церкви, поэтому 4 октября 1772 года канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства постановила: "Для похорон… усопших под кладбище способное место по течению реки Барнаула с правой стороны на высокой гриве, с согласия духовного правления отвести". С этого времени в течение следующего столетия здесь было установлено множество прекрасных памятников-надгробий. Описание одного из них мы находим в воспоминаниях о Барнауле писателя-историка Ф.Н. Белявского и географа В.П. Семенова-Тян-Шанского: "В Барнауле находится могила известного писателя-публициста Сибири Н.М. Ядринцева; на ней в 1900 году поставлен памятник, представляющий из себя саркофаг, на верхней стороне которого лежит золоченая пальмовая ветвь. Над саркофагом с восточной стороны поднимается колонна, и на выдающемся из нее постаменте поставлен бронзовый бюст покойного…". И если этот памятник был восстановлен, то безвозвратно ныне утрачены могилы изобретателя-гидротехника Козьмы Фролова; ученика нашего великого земляка И.И. Ползунова - Ивана Черницына; первого профессионального архитектора Барнаула Андрея Молчанова; отца и сына Гуляевых. Первый был замечательным исследователем, этнографом и историком Алтая, а Николай Гуляев – архивариусом Главного управления Алтайского округа, краеведом.

Каждая церковь, даже и приписная, имела старосту, который избирался представителями Барнаульской Городской Думы на трехлетний срок. На одном из таких собраний, 6 октября 1908 года, старостой вновь был избран барнаульский купец Василий Федорович Морозов, прослуживший уже трехлетний срок (1906-1908 гг.) и "изъявившего согласие вновь послужить Храму Божию".

19 октября 1908 года священник градо-Барнаульской Знаменской церкви Павел Соколов обратился в Томскую консисторию с ходатайством "… о перечислении Барнаульской кладбищенской церкви из прихода Петро-Павловского Собора к Знаменской церкви в виду того, что церковь эта находится в районе Знаменского прихода и стоит в той же части города, где живет 5/6 Знаменских прихожан…" Консистория препроводила прошение благочинному № 17… Благочинный представил план города Барнаула и рапорт причта градо-Барнаульского Петро-Павловского Собора и донес, что только небольшая часть Знаменского прихода, прилегающая к речке Барнаулке, с улицами – Большой и Малой Олонской и Подгорной находится под горой, а вся остальная на горе. Церковь кладбищенская ближе всего прилегает к Подгорной улице и значительно далеко отстоит от нагорной части прихода. Судя по этому, она может удовлетворять религиозные требования только небольшого числа прихожан. "…На основании рапортов причта градо-Барнаульского Петро-Павловского Собора и благочинного № 17, градо-Барнаульскую кладбищенскую Иоанно-Предтеченскую церковь оставить по прежнему приписною к означенному Собору…". Этот указ был подписан 3 июня 1909 года. Тем не менее вскоре, видимо, вышел другой указ: церковь сделать самостоятельным приходом, так как в клировой ведомости Петро-Павловского Собора за 1910 год приписной церкви к нему уже нет. И в справочниках по Томской епархии за 1911, 1914 годы церковь числится отдельной, кладбищенской и состоящей в ведении благочиния № 17 (суть все церкви Барнаула).

С 1910 года настоятелем церкви был священник Александр Иванович Слободский, 1869 года рождения, окончивший курс в Томской духовной семинарии. Находился на разных службах, в том числе был благочинным 16 и 18 округов, членом правления Баранульского духовного училища, духовным следователем. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку и наперсный крест от Св. Синода. С этого же года был назначен псаломщиком Николай Москалев, окончивший курс в Томской духовной семинарии. В 1912 году его сменил псаломщик Алексей Александрович Филимонов, окончивший курс в Панкрушихинском училище.

Уже в конце 90-х годов позапрошлого века Городская Дума приняла решение об ограничении захоронений на Предтеченском кладбище и разрешать погребения в местах, купленных ранее и огражденных. Переписка по этому решению с Кабинетом Его Величества длилась много лет.

В 20-е годы, при советской власти, Иоанно-Предтеченская церковь имела свой приход. В списке Алтайской Губернской Комиссии от 24 апреля 1922 года по изъятию ценностей из домов религиозного культа и дел ликвидационного отделения (по отделению Церкви от государства) Иоанно-Предтеченская кладбищенская церковь стоит под номером 15.

В 1923 году административным отделом Губисполкома была зарегистрирована "Иоанно-Предтеченская православная община обновленцев", в 1925 году она была перерегистрирована. В 1927 году по взаимному согласию община этой церкви передала Покровскому Собору колокол в 300 пудов. В конце 20-х годов прошлого века настоятелем церкви был священник Александр Спасский (и, видимо, последним).

С начала 20-х годов прошлого века территория кладбища приходила в запустение. Надгробия разрушались и расхищались. Примером тому является найденная в мае 2003 года в одном из новых микрорайонов Барнаула надгробная чугунная плита с могилы диакона Барнаульской Димитриевской церкви Феодора Голубинского(24 года, с 1864 по 1888гг., прослужившего в этом храме и почившего в 1888 году). Плита служила крышкой для водопроводного люка. В настоящее время надгробная плита хранится в церкви Димитрия Ростовского.

В 1931 году кладбище было закрыто вместе с церковью, которая вскоре была разрушена. Остался только фундамент. Старожилы помнят, что в 1954 году на месте церкви и кладбища была размещена выставка достижений народного хозяйства. Вместо белокаменного храма долго горели неоновые буквы "ВДНХ". Потом на бывших могилах разместился нагорный парк, мемориальная зона.

С использованием материалов статьи Т.В.Скворцовой, Архивариуса Барнаульской епархии "Церковь Во Имя Святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (150 лет)". http://ipc-barnaul.prihod.ru/khram/view/id/1128300



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.