Свято-Успенский Зимненский монастырь основал креститель Киевской Руси равноапостольный князь Владимир Святославич вскоре после своего крещения. Из летописи известно, что в 987 году, во время завоевания Корсуни, великий князь ослеп. В 988 году царевна Анна, будущая супруга князя Владимира, привезла по благословению константинопольского патриарха Николая II Хрисоверга на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Предание повествует также, что князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное и необычное свечение от иконы, после чего прозрел. Это чудесное прозрение можно сравнить с прозрением апостола Павла, который до этого пребывал во тьме неверия. В те далёкие времена, в нескольких километрах от Владимира-Волынского, располагалось языческое капище. Это беспокоило как самого князя Владимира, так и православных горожан столичного града Волынского княжества.
В 1001 году по велению князя Владимира на высоком берегу реки были сооружены первые деревянные храмы и возведён княжеский "зимний" дворец, ставший его загородной резиденцией. Князь Владимир воздвиг на этом чудном месте деревянный терем, в котором он подолгу бывал в зимнее время года, от которого якобы и пошло название местности Зимнее. Возле дворца по указанию князя строится в 1001 году деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а ниже, у подножия холма - возводится деревянная Троицкая церковь. С того времени за горой на долгие столетия закрепилось название "Святая".
Как и многие древние монастыри, Святогорский начинался как пещерный. В давние времена его даже именовали "Печёрским монастырём на Волыни". В недрах горы были выкопаны пещеры, которые использовались в качестве келий и была устроена небольшая пещерная церковь. Уже в 1006 году на освящении здесь мужского монастыря князь даровал обители свою семейную икону Божией Матери "Одигитрия", написанную на кипарисовой доске: Богородица левой рукой держит маленького Иисуса, а правой указывает на Него как на путь ко спасению. Этот образ - не только великая святыня, но и бесценное достояние культуры, поскольку представляет собой художественный образец классической византийской иконописи.
Первое письменное упоминание о монастыре содержится в "Житии" прп. Феодосия Печёрского (1074) - одного из основателей и первых настоятелей Киево-Печёрской Лавры. В "Житие" сказано, как прп. Варлаам, первый игумен Лавры, а позже настоятель киевской обители св. вмч. Димитрия Солунского, возвращаясь из путешествия в Константинополь тяжело заболел, и едва добравшись до града Владимира пришёл в обитель на Святой горе, которая уже существовала вблизи города, и здесь мирно скончался. Перед кончиной прп. Варлаам "завещал тем спутникам, что были с ним, чтобы довезли тело до его киевского монастыря... отца нашего Феодосия", то есть Киево-Печёрской Лавры, что и было выполнено. Описываемое событие произошло во второй половине ХI века.
Есть предположение, что в эпоху Киевской Руси Зимненская обитель была загородной резиденцией Владимиро-Волынских епископов, в частности святителей Стефана (бывший настоятель Лавры и основатель Кловского монастыря в Киеве в 1094 году) и Амфилохия (лаврского постриженника в 1122 году). Существует также мнение, что игуменом Зимненской обители некоторое время был свт. Нифонт - выходец из Лавры и будущий архиепископ Новгородский (в 1156 году). В 1223 году Ипатьевская летопись сообщает, что на Волыни в ХIII веке "были Владимирские епископы: Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а затем был Василий со Святой горы". Эти факты говорят о том, что в те времена в обители находилась архиерейская резиденция.
С середины ХV века письменные источники упоминают село Зимнее, владельцем которого в то время был православный волынский вельможа Фёдор Чарторыйский, заботливый благотворитель обители. Он воздвиг в монастыре величественный храм Успения Пресвятой Богородицы и крепостные стены с башнями (1458-1495). Однако сын его Александр подверг обитель имущественным притеснениям, но в конце жизни хотя и не вернул отобранного у монахов, всё же помирился с ними и отлил в 1566 году для звонницы колокол, который сохранился до наших дней. После смерти Чарторыйского Зимнее принадлежало разным арендаторам, которые также притесняли православных монахов. В 1682 году монастырь захватили униаты. Те из братии, кто не принял греко-католической веры, ушли в Киев, забрав с собой документы обители, другим, по приказу луцкого епископа Льва Зеленского, остригли бороды.
В 1724 году местечко Зимнее приобрёл у Чарторыйских ревностный католик, волынский староста Михаил Чацкий. Он приказал переоборудовать храм в костёл, из пяти куполов оставил два, присвоил все церковные богатства, разорил усыпальницу, забрал драгоценности у умерших монахов, снял украшения с Зимненской чудотворной иконы Богородицы. Глумясь над образом, он выкрикнул: "Ну, что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!" В следующее мгновение он ослеп, а через три года умер, после чего все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до смерти. Постепенно обитель обеднела настолько, что в 1790 году её закрыли, а монахи разбрелись по другим монастырям и храмам. С 1796 года местечко Зимнее в составе Волынской губернии, которая пополнила ряды губерний и областей Российской империи. Успенский собор стал действовать в качестве приходского православного храма. Перед этим он был переосвящён и распахнул двери перед православными прихожанами.
В 1892 году здесь вновь открывается Святогорский Свято-Успенский Зимненский, но уже женский монастырь. Указом Святейшего Синода от 28 февраля 1893 года женская обитель была приписана к Корецкому монастырю. В 1899-1900 гг. была проведена реставрация и капитальный ремонт зданий обители, которые должны были придать монастырю "канонический православный вид". Так, в частности, монастырская колокольня по проекту губернского архитектора была украшена кокошниками с вытянутым шатром, а маковки на храмах спроектированы в духе архитектуры конца ХIХ века, господствовавшей во всей Российской империи.
В 1914 году в Зимненской Успенском женском монастыре проживало 16 монахинь и 103 послушницы. При нём работала женская двухлетняя школа. Монастырь имел 544 десятины земли и получал от казны ежегодно 1500 рублей. В начале Первой мировой войны по распоряжении из Духовной консистории изуиенья с 40 сёстрами перехала из Успенского монастыря в житомирское предместье Павлюковцы, подальше от линни фронта, эвакуировав с собой святыню - Зимненскую икону Божией Матери. Остальные сёстры выразили готовность умереть в этой обители. Во время боевых действии монастырю был нанесён значительный ущерб, но в нём по прежнему теплилась монашеская жизнь. В 1939 году, после того как западные земли были присоединены к УССР, местная власть обитель закрыла, а уже в 1940 году на её территории разместилась воинская часть.
Во время Великой Отечественной войны немецкие артиллеристы развлекались, стреляя из пушек по монастырским строениям. Самое интересное, что снаряды застревали в кирпичной кладке зданий, но не разрывались. До сих пор видны немецкие снаряды, как прямые свидетели тех печальных событий. В 1941 году в обительи вновь подвизались монахи. После их очередного выселения в 1946 году территорию монастыря отдали тракторной бригаде МТС. Только Троицкий храм, расположенный вне крепостных стен, остался действующим как приходской. В 1975 году историки и неравнодушные люди обратили внимание местных и областных властей на то, что гибнет уникадьный архитектурный ансамбль. Спустя некоторое время было поручено специалистам разработать проект реставрации монастырских зданий. Началось их исследование, стали вестись реставрационные работы.
В начале 1990 года обитель в Зимнем вернули Православной Церкви. 6 сентября 1990 года епископ Волынский и Луцкий Варфоломей освятил территорию и разрушенные стены древней обители. В июне 1991 года сюда переехали монахини во главе с матушкой Стефаной (Бандура). Усилиями сестёр с участием благотворителей в монастыре были продолжены работы по возрождению архитектурного ансамбля. 24 сентября 1995 года чудотворную Зимненскую икону Богоматери Крестным ходом из Корецкого монастыря перенесли в родную обитель. Во время Крестного хода от иконы исцелилась от слепоты жительница села Зимнее некто Мария. Накануне прибытия иконы в Зимнее паломники видели в монастыре в полночь огненный столб над церковью Святой Троицы и слышали из храма пение "Херувимской". Решив, что в церкви совершается служба, они пошли туда, но оказалось, что храм закрыт. В 1996 году, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодан), обитель под Владимиром-Волынским стала ставропигиальной.
В честь Зимненской Богородичной иконы Национальный банк Украины в 2010 году выпусти юбилейную коллекционную монету номиналом 20 грн., а прежде, в 1999 году, была выпущена почтовая марка почты Украины. В 2009 году в монастыре проживали 40 монахинь и послушниц.
С сайта: voskresenie.com.ua/svyatyni/Святыни Украины/Свято-Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь (ставропигиальный) и из книги-путеводителя: Тарас Палков. "Западная Украина. Волынская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая области". Часть1. - Львiв, видавництво "Ладекс", 2010