«…Ко второй половине XVII в. деревянные храмы Борисоглебского монастыря сильно обветшали. По всей видимости, в конце 1670-х гг. монастырь решил построить новый каменный соборный храм. Вновь возведенную церковь посвятили празднику Вознесение. А в память старой деревянной Борисоглебской церкви соорудили придел в честь этих святых. До революции в храме находился полотняный антиминс, присланный в обитель в июле 1681 г. митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом. На основании этого антиминса можно утверждать, что Вознесенский собор Борисоглебского монастыря был возведен именно в это время. Текст антиминса гласил: "Жертвенник божественный священный совершился чрез самое божественное священнодействие, освящен божественной благодатью Всесвятаго Животворящего Духа... во храме Святых Страстотерпцев Бориса и Глеба... Сие же бысть при державе Благочестивейшего Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержца... Лета мироздания ЗРПФ (7189), от Рождества же Христова АХПА (1681) индикта Д (4) месяца июля в Z (7) день".
В настоящее время соборный Вознесенский храм Борисоглебского монастыря не существует. Общее представление о нем дает скупая запись 1897 г.: "Вознесенский храм - каменный, пятиглавый, кресты на главах железные. Алтарь в храме трехчастный, разделенный арками. За одной из арок устроен придел в честь св. муч. Бориса и Глеба. Жертвенник при этом приделе устроен в нише стены. Иконостас в Вознесенском храме в 1827 г. устроен новый за ветхостью прежнего. Против алтаря Вознесенского храма сохранились надгробные памятники..." Далее следует уже знакомое нам описание белокаменных надгробий Борисовых.
Более подробно об архитектурном облике Вознесенской церкви сказано в очерке Н. Беспалова "Муром": "Стены лопатками-пилястрами были разделены на три равные части. Над капителями, состоящими из трех полочек и пояса, перекинуты полуциркульные арки, которые, возможно, сначала были задуманы как закомары. Затем церковь была перекрыта четырехскатной кровлей. Наружный пояс арки в вершине расщеплен (вспарушен), щипцы подпирают карниз кровли. Цилиндрические барабаны находятся на подставках в виде четырех вспарушенных кокошников, опирающихся на небольшие стенки, верхняя часть цилиндров боковых барабанов декорирована тянутыми карнизами, а в карнизе центрального барабана имеется пояс кронштейнов-сухариков. Главы луковицеобразной формы завершались изящными позолоченными крестами. Стены декорированы двумя ярусами проемов и ниш, обрамленных богатыми наличниками в виде полуколонок, перекрытых кокошничками. При этом окна расположены не симметрично по отношению к пилястрам, часть пилястр не доходит до цоколя и либо обрываются в середине этажа, либо опирается на небольшую базу, в свою очередь опирающуюся на выступ в стене между первым и вторыми ярусами. Это дает повод думать о том, что Вознесенская церковь строилась по меньшей мере, в два этапа разными исполнителями".
Вознесенский храм простоял до начала 1970-х гг. Председатель Муромского общества Охраны памятников Н. Беспалов в 1971 г. писал: "... стены (Вознесенской церкви - В.Ч.) сохранились почти наполовину (и) еще могут быть воссозданы в первоначальных формах и сохранены для потомства". Но, к сожалению, это не удалось сделать. Церковь разобрали на кирпич…»
Источник: Чернышев В.Я. Муромский Борисоглебский монастырь.