В западной части валаамского архипелага громадным утёсом выдвигается в Ладогу остров Предтеченский - бывший Серничан (Монашеский). На этом острове в 1858 году, по благословению игумена Дамаскина, был устроен самый строгий на Валаамских скитов, освящённый в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, почитаемого монахами как перво-инока. Стоит сказать, что ещё в 1611 году, после разорения Валаамской обители шведами, иноки переселились в Васильевский монастырь рядом с городом Ладога, где построили небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господня. В 1858 году её перенесли на Предтеченский остров и установили на каменном фундаменте часовни, ранее стоявшей здесь. Освящение храма состоялось в 1860-м году.
С открытием в 1843 году постоянного пароходного сообщения Петербург-Валаам, в Спасо-Преображенскую валаамскую обитель с каждым годом стало прибывать всё больше и больше гостей, и в летний период жизнь в монастыре неизбежно становилась шумной и многолюдной. В этих непростых условиях для монашествующих особое значение приобретало создание уединённых скитов. Предтеченский же скит, по замыслу игумена Дамаскина, должен был стать уголком полного покоя, убежищем для иноков, ищущих сугубо молитвенной созерцательной жизни.
Храм скита, построенный по проекту архитектора А. М. Горностаева, был, как и многие другие храмы на Валааме, двухэтажным. Верхняя деревянная летняя церковь, увенчанная крупной луковичной главкой и шатровой колокольней, была освящена в честь Иоанна Предтечи. Зимой богослужения совершалась в нижнем тёплом храме, имевшем печное отопление. Он был освящён во имя Трёх Великих Учителей и Святителей Церкви - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По указанию игумена Дамаскина рядом с храмом в скале был пробит колодец.
Устав Предтеченского скита был самым суровым на Валааме. По сути - это был скит отшельников. Для братии здесь построили отдельные домики, удалённые друг от друга, "на расстоянии вержения камня", как говорилось в монастырских книгах. Вместе они собирались лишь в храм на молитву. Хозяйство вели самое простое - только для обеспечения себя пищей. В подражание великому Иоанну Предтече, питались скитяне исключительно овощами, причём в понедельник, среду и пятницу без масла. Долгое время запрет распространялся и на чай. Рыбу и молочные продукты здесь не употребляли никогда. Паломники в этот скит не допускались, "дабы не рассеивать" молитвенной сосредоточенности братии. Впрочем, исключения иногда делались для мужчин, с личного благословения игумена, а вот женщины в скит совсем не допускались.
Замечательный русский писатель Николай Семёнович Лесков, посетивший Валаам в 1872 году, так определил сущность Предтеченского скита: "Здесь теплят свои лампады люди, умершие миру, но непрестанно молящиеся за мир. Здесь вечный пост, молчанье и молитва"...
Ныне Предтеченский скит восстанавливается. В храме св. Иоанна Предтечи летом вновь совершаются богослужения, а в зимнее время службы проводятся в домовой церкви прп. Сергия Радонежского келейного корпуса. Братья Предтеченского скита стараются по мере сил продолжать традицию валаамского пустынножительства. В скиту чудом сохранился высокий гранитный Поклонный крест (ХIХ в.), стоящий на краю обрыва.