ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Богородице-Казанская церковь, Свято-Казанский храм


Пустынь. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:не позже 1908.
Адрес:
Костромская область, Костромской район, Сандогорское сельское поселение, деревня Пустынь

Координаты: 58.104604, 40.910935



Церковь Казанской иконы Божией Матери, Богородице-Казанская старообрядческая церковь,д.Пустынь.<br>, Пустынь, Костромской район, Костромская область
Богородице-Казанская старообрядческая церковь,д.Пустынь.
Игорь Стрельников
1 января 2001



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  28 февраля 2013

На месте деревни Пустынь, находящейся в 4 верстах от д.Шоды на берегу реки Андобы(Андомы),в прошлом существовал небольшой мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, прекративший своё существование, по-видимому, в конце 16 века. В начале 17 века на месте монастыря уже находился погост. В 1629-1630 гг. погост был "пуст",в нём значилось "место церковное Успения Пречистой Богородицы".Позднее на месте монастыря возникла деревня, в названии которой сохранилась память о бывшей здесь обители ("пустынь"-это небольшой монастырь). На месте прежнего монастырского храма в 18-19 веках стояла уже деревянная часовня. Отец Иаков Нифонтов писал: "Деревни Пустыня и Колгора принадлежали прежде (до секуляризационной реформы 1764 г.) Троице-Сергиевой Лавре. В Пустыни хранится предание, что здесь был Успенский монастырь, на месте которого находится теперь часовня; от времени монастыря уцелело несколько икон и кадило. Кругом часовни заметны могилы, теперь большей частью запаханные, охотники ищут в них клады, но напрасно. Есть такое предание, что Успенскую церковь разорили недобрые люди"... Большинство жителей Пустыни издавна были старообрядцами. В начале 20 века, после легализации старообрядчества, стоящую здесь часовню перестроили в одноглавую старообрядческую церковь, освящённую в 1908 году в честь Казанской иконы Божией Матери.

В конце 20-х годов 20 века Пустынь посетил некрасовед А.В.Попов, который позднее писал: "Около Шоды, деревни полностью старообрядческой, километрах в 3-4 была также старообрядческая деревня с характерным названием "Пустынь". В 1927 и 1928 годах я видел здесь ранним утром, как по унылому звону маленькой церкви или часовни из всех дворов направлялись к ней женщины, "обряженные" в чёрное, точно живая картина в стиле Нестерова или Васнецова". В нач.70-х годов 19 века в Пустыни было 19 дворов, в которых проживало 130 человек. В нач. 20 века в Мисковской волости неуклонно расширялась сеть земских школ. Вслед за старейшим училищем в Мискове, открытом ещё в 1850 году, новые школы появились: в Вёжах (1868 г.), в Жарках (1876 г.), в Куникове (1879 г.), в Буграх (1905 г.), в Пустыни (1910 г.). В конце первого десятилетия 20 века действовавшее при Костромской епархии Феодоровско-Сергиевское православное братство решило построить в издавна населённой старообрядцами Пустыни деревянную единоверческую церковь. Старый иконостас, киоты и часть образов для неё пожертвовал причт церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Костроме. Храм в Пустыни во имя прп. Сергия Радонежского был освящён в 1911 г. В 1935 г. церковь эта была закрыта и там открылся клуб.

7 ноября 1929 г. в Пустыни в ознаменовании 12-й годовщины Вел. Окт. Соц. революции было принято решение о закрытии обеих церквей (староверческой и единоверческой) и последующей передачей их под клуб и магазин. 29 января 1930 г. Президиум Костромского окрисполкома заслушал ходатайство Костромского райисполкома "О ликвидации единоверческого храма в с.Пустынь и передаче здания для школы и ликвидации старообрядческой часовни в с.Колгора с передачей помещения под красный уголок". Президиум окрисполкома постановил: "Оба молитвенных здания как таковые ликвидировать, передав их Пустынскому сельсовету для использования по его усмотрению под культурно-просветительские нужды". 1 января 1932 г. постановлением ВЦИК был ликвидирован Костромской район. Часть его сельсоветов была присоединена к г.Костроме, образовав т.н."горрайон". Три северных сельсовета - Пустынский, Сандогорский и Фоминский - отошли в состав Любимского района, а позднее, в 1936 г. эти сельсоветы оказались в Ярославской области (при выделении её из Ивановской), в составе которой они и оставались вплоть до образования в августе 1944 г. Костромской области. Новый этап борьбы с "опиумом для народа" начался и в Пустынском сельсовете. Осенью 1937 г. в Пустыни с колокольни старообрядческой Богородице-Казанской церкви были сброшены колокола, а настоятель храма - о.Павел Копаров был арестован и приговорён к 5 годам заключения. Саму церковь окончательно закрыли в 1940 г. В 1959 г. село Пустынь утратило статус центра Пустынского сельсовета в связи с упразднением последнего (селения бывшего Пустынского сельсовета ныне присоединены к Сандогорской сельской администрации).

В 1960 г. группа верующих из Пустыни ходатайствовала в Костромской райисполком об открытии своего храма, но получила отказ. С тех пор и по ныне здание Казанской церкви стоит заброшенным. О самом же селе Пустынь ещё в 1988 г. газета "Волжская новь" писала: "Один за другим пустеют и разваливаются крепкие, как на век рубленные дома по обоим берегам чистой красавицы Андобы. Как провалы, зияют пустые дворы, зарастающие бурьяном. Смотрит глазницами окон кирпичное здание школы, и возле него на холмике не найдёшь тропинки к обелиску в память павшим на Вел. Отеч. войне пустынцам. Тропок в Пустыни вообще осталось мало - большинство её жителей только летом здесь обитают, на зиму стариков и старух разбирают по городам дети. Даже собак тут не слышно. Тишина опускается по вечерам, не нарушаемая ни шумом моторов, ни молодым смехом и музыкой". В 1991 г. в Пустыни уже тогда было только 26 жителей. К настоящему времени (по информации 2012 г.) в деревне проживают лишь 3 человека, практически отрезанных от мира...

По материалам сайтов: kostromka.ru, www.yar-genealogy.ru, admkr.ru.


Марина Зуйкова  26 сентября 2020

Пример деревянной старообрядческой часовни кон. 19 в. превращенной в нач. 20 в. в церковь, характеризует одно из простейших объемно-пространственных решений культового сооружения своего времени. Первоначальный объем здания представляет собой, незначительно вытянутый по продольной оси, прямоугольный в плане сруб, сложенный из бревен, перевязанных в обло, и покрытый трехскатной крышей с вальмой на восточной стороне. В нач. 20 в. с востока к нему была пристроена более низкая и узкая квадратная в плане апсида, рубленная в лапу, с запада — трехъярусная колокольня с тесовым крыльцом перед входом. Нижний ярус колокольни рублен в обло, возвышающиеся над ним четверики — низкий глухой полуярус и ярус звона, покрытый четырехскатной крышей — в лапу. Кровельные покрытия дранковые. Металлическая главка на деревянном барабане сохранилась только над апсидой. Основной объем завершен простым крестом, колокольня — высоким шпилем. Окна здания прямоугольные. На боковых фасадах симметрично размещено по два окна, на апсиде — по одному. На всех фасадах в верхнем ярусе сделаны широкие прямоугольные проемы. В интерьере установлен трехъярусный каркасный иконостас нач. 20 в.

Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 2: Костромской и Красносельский районы. Кострома, 2000. С. 64-65.



Комментарии и обсуждение


Старообрядческая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в деревне Пустынь относилась к Белокриницкому течению в староверии.
28 февраля 2013, Игорь Стрельников.

Прошу прощения, но у вас не совсем верная информация. Меня зовут о.Михаил (Витушкин). Я настоятель Успенского храма в с.Елохино Ярославской обл. Так вот, мой покойный дед был старообрядческим архиепископом Ярославским и Костромским (вл. Иоанн Витушкин). Он служил в с. Дворищи с 1954 по 2010 гг. Это около с.Холм по сущёвской дороге. Сейчас этот храм окормляю я. Будучи ещё священником он окормлял и Казанский храм в Пустыни вплоть до 1996 г. Т.е. после войны он продолжал действовать до 1996-го года.

10 июня 2015.