ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Саметь. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Саметь. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца, Алексия, митрополита Московского, Петра и Павла
Год постройки:1768.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Костромская область, Костромской район, с. Саметь

Координаты: 57.80436, 40.718147
Проезд:из Костромы на пригородном автобусе № 105 "Кострома-Саметь"



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
oldboy
6 октября 2019
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
JuNe
8 марта 2006
Церковь Николая Чудотворца, Интерьер главного объёма, вид сквозь стеклянную перегородку из трапезной<br>, Саметь, Костромской район, Костромская область
Интерьер главного объёма, вид сквозь стеклянную перегородку из трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Главный иконостас<br>, Саметь, Костромской район, Костромская область
Главный иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Левый придельный иконостас в трапезной<br>, Саметь, Костромской район, Костромская область
Левый придельный иконостас в трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Николая Чудотворца, Вид с северо-востока<br>, Саметь, Костромской район, Костромская область
Вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
13 апреля 2024
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Саметь, Костромской район, Костромская область
Алексей Кротов
22 сентября 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  22 января 2013

Саметь - одно из древнейших сёл Костромского уезда. Впервые погост упоминается в 1581 г., когда Царь Иван Грозный пожаловал его Московскому Чудову монастырю, в чьём владении Саметь оставалась до 1764 года. После секуляризации монастырских земель в 1764 г. село стало государственным. Храм в Самети впервые упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящён свв.апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителям рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и "место церковное свв.апп. Петра и Павла".

В начале 50-х гг. 17 века в "селе Самите" стояли две деревянные церкви - во имя Свт.Николы и во имя Свт.Алексия, митр.Московского. В 60-е годы 18 века взамен деревянных церквей в селе был возведён каменный пятиглавый храм с трёхъярусной колокольней, освящённый в 1768 году. В него перенесли три престола из прежних деревянных церквей: в холодном четверике-во имя свт.Николая Чудотворца, в тёплой трапезной; правый - во имя свв.апп.Петра и Павла; левый - во имя Алексия, митр.Московского. В 1-й пол. 19 века была возведена новая колокольня, а в 1870-е годы переделана трапезная с приделами Алексия митрополита и Петра и Павла. Во 2-й пол. 19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. 20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня - столп того же времени.

К нач. 20 века основным направлением хозяйственной деятельности крестьян села Саметь являлась торговля сеном, заготовка которого в огромных количествах велась здесь издавна на окрестных заливных лугах. К этому времени относится сохранившаяся ныне историческая застройка села, формирующая несколько улиц, сходящихся к центральной площади с Никольской церковью. Кстати, в 1914 г. Император Николай Второй - в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии - прислал в дар этой церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери, которую 15 июля 1914 г. - за несколько дней до начала 1-й Мировой войны - массовый крестный ход перенёс из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в Никольскую церковь в Самети (этот образ был похищен из храма осенью 2002 г.).

В советское время в селе Саметь находился известный на всю страну колхоз "12 Октябрь", возглавляемый легендарной Прасковьей Андреевной Малининой - дважды Героем Социалистического труда, кавалером шести орденов Ленина. Благодаря именно этому человеку церковь в селе не была закрыта в те годы. Сам же храм свт. Николая несмотря на позднейшие его перестройки, не изменил первоначального композиционного принципа размещения всех объектов на одной продольной оси. Высокий двусветный основной четверик церкви завершён крутой четырёхскатной кровлей с пятью широко расставленными луковичными чешуйчатыми главками на вытянутых граненых барабанах. Пятигранная в плане апсида значительно ниже и уже храма. Более широкая трапезная, выстроенная с использованием в декоре форм русского стиля, ориентирована по продольной оси здания и включает в свой объём нижний ярус колокольни. Пятигранные апсиды её приделов частично закрывают боковые фасады храмового четверика.

Высокая и стройная трёхъярусная колокольня в стиле зрелого классицизма состоит из чуть убывающих по объёму к верху четвериков, завершённых гуськовой кровлей с люкарнами и квадратным в сечении барабаном, служившим основанием некогда утраченной главы или шпиля (существующее ныне завершение колокольни сооружено несколько лет назад).

Живопись 19 века заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединёнными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского архитектора М.М. Праве, очевидно, в 1840-х гг. Классический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придаёт ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М. Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е гг. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач. 20 века.

Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г., и несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря знаменитой П.А.Малининой (светлой ей памяти за все её труды и подвиги), пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил своё предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались.

По материалам: "Памятники архитектуры Костромской области", выпуск 2, стр.68-71; Н.А. Зонтиков "Храмы Костромского района".


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 марта 2014

Николаевская церковь в селе Самети каменная, с такою же колокольнею, построена в 1768 г. на средства прихожан. Обнесена каменной оградой, внутри которой приходское кладбище, без особой церкви.

Престолов три: во имя св. и чудотворца Николая – главный, св. апостолов Петра и Павла в правом приделе и св. Алексия, митрополита Московского в левом. Достопримечательность церкви – напрестольное Евангелие времен патриарха Филарета.

Причт: священник, диакон и псаломщик. Казенного жалования получает священник 105 руб. 84 коп., псаломщик 35 руб. 28 коп., диакон не получает. Общий причтовый капитал в количестве 1161 руб. 50 коп. заключается в процентных бумагах. Дома у членов причта свои, квартирных денег не получают. Земли, состоящей в пользовании причта, пахотной 17 десятин удобной и сенокосной 16 десятин, приносит доход 500 руб. в год. Планы и межевые книги на 13 десятин имеются.

Прихожан муж. пола 1138, жен. пола 1342, приход по характеру занятий сельскохозяйственный и поэтому оседлый. В приходе 7 селений, дальнее из них находится в 3 верстах от церкви. Весенняя вода, разливающаяся почти между всеми селениями, препятствует сообщению с ними. Школ в приходе две: земская и двухклассная министерская.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  18 апреля 2017

Впервые “погост Самин (…) на Самитцком озере” упоминается в 1581 г., когда царь Иван Грозный пожаловал погост московскому Чудскому монастырю, в чьем владении Саметь оставалась до 1764 г. Впервые храм упоминается в 1616 г., когда на погосте стояла деревянная церковь во имя свт. Николы. По-видимому, изначально второй храм погоста был посвящен свв. апп. Петру и Павлу, традиционно почитаемым на Руси покровителями рыбаков: в 1629-1630 гг. писцовая книга зафиксировала на погосте кроме Никольской церкви также и “место церковное свв. ап. Петра и Павла”. В начале 50-х гг. XVII в. в “селе Самите” стояли две деревянные церкви – во имя свт. Николы и во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 60-е гг. XVIII в. взамен деревянных в селе был возведен каменный пятиглавый храм с трехярусной колокольней, освященной в 1768 г. В него перенесли три престола из деревянных церквей: 1) в холодном четверике – во имя свт. Николы, в теплой трапезной 2) правый – во имя свв. апп. Петра и Павла, 3) левый – во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 1914 г. император Николай II – в память своего посещения в 1913 г. Костромской губернии – прислал в дар церкви в Самети список Феодоровской иконы Божией Матери. 15 июля 1914 г. – за несколько дней до начала I-й Мировой войны – массовый крестный ход перенес подаренную царем икону из церкви свв. Богоотец Иоакима и Анны в Костроме в церковь в Самети (образ похищен из храма осенью 2002 г.).

Богослужения в церкви из-за отсутствия священника прекратились в 1942 г. и, несмотря на все усилия верующих, храм не действовал 4 года. 1 апреля 1946 г. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР отказал религиозной общине Самети в разрешении на открытие храма, т.е. фактически закрыл его. Однако, благодаря П.А. Малининой, пустившей в ход все свои высокие связи, случилось небывалое: уже 8 июля 1946 г. Совет отменил свое предыдущее решение и разрешил открыть церковь в Самети. С августа 1946 г. богослужения в церкви не прерывались.

http://kostromka.ru/zontikov/churchland/1.php


Марина Зуйкова  26 сентября 2020

Одна из интереснейших сельских церквей Костромского района, сохраняющая в своем объемно-пространственном решении и декоративной обработке фасадов традиции 17 в. Сооружена из кирпича на средства прихожан взамен предшествующего деревянного храма. Основная, наиболее ранняя часть здания относится к 3-й четв. 18 в., в 1-й пол. 19 в. была возведена новая колокольня, а в 1870-е гг. переделана трапезная с приделами Алексея митрополита и Петра и Павла. Позднейшие перестройки лишили здание стилистического единообразия, не изменив при этом первоначального композиционного принципа размещения всех объемов на одной продольной оси. Во 2-й пол. 19 в. церковь была окружена кирпичной оградой (утрачена и воспроизведена в старых формах в 1980-1990-х гг.) с воротами и угловой часовней. К западу от храма в ограде стоит дом причта нач. 20 в., неподалеку от него у юго-западного угла колокольни сохранилась часовня-столп того же времени.

Высокий двухсветный основной четверик церкви завершен крутой четырехскатной кровлей с пятью широко расставленными луковичными чешуйчатыми главками на вытянутых граненых барабанах. Пятигранная в плане апсида значительно ниже и уже храма. Более широкая трапезная, выстроенная с использованием в декоре форм русского стиля, ориентирована по продольной оси здания и включает в свой объем нижний ярус колокольни. Пятигранные апсиды ее приделов частично закрывают боковые фасады храмового четверика. Высокая и стройная трехъярусная колокольня в стиле зрелого классицизма состоит из чуть убывающих по объему к верху четвериков, завершенных гуськовой кровлей с люкарнами и квадратным в сечении барабаном, служившим основанием утраченной главы или шпиля (существующее ныне завершение колокольни сооружено несколько лет назад).

Детали декоративного оформления первоначальных объемов здания — широкие угловые лопатки, развитые венчающие карнизы “пилой” и антаблемент с поясом кокошников, проходящий по верху стен четверика храма, а также оконные наличники двух типов и пояс поребрика в уровне цоколя — ориентированы на традиции 17 столетия, но еле заметные с земли пояски сухариков на карнизах барабанов пятиглавия принадлежат классицизму. Боковые фасады храма, из-за примыкания апсид боковых приделов, получили несимметричные композиции в две световые оси. На центральных осях размещены дверные проемы, оформленные простейшими рамочными порталами. Окна второго света четверика обрамлены наличниками с килевидными навершиями, окна первого света и апсиды — наличниками с более скромными фронтонами полукруглой формы. На фасадах трапезной использование сильно выступающих лопаток, расставленных в простенках между окнами, и суховатая манера исполнения оконных обрамлений, завершенных килями, свидетельствует о стремлении зодчего к подражанию первоначальным формам здания. Облик колокольни определяет декорировка ее объемов торжественными двухколонными портиками, завершенными на втором и третьем ярусах развитыми анатаблементами с триглифно-метопными фризами и треугольными фронтонами.

Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, апсида, объединенная с храмом широким арочным проходом, — граненым сомкнутым сводом, трапезная и приделы — крестовыми. В интерьере на боковых фасадах храма, выходящих в приделы, видны следи примыкания стен первоначальной трапезной, а с западной стороны почти на всю ширину колокольни сохранился значительный фрагмент кладки ее стены.

Живопись 19 в. заполняет свод и стены храма отдельными картинами, соединенными между собой орнаментальными композициями типа гризайли. Письмо академическое, профессиональное. Иконостас выполнен по проекту 1838 г. костромского губернского архитектора М.М. Праве, очевидно, в 1840-х гг. Исполнители внесли некоторые корректировки в замысел автора. По северной и южной стенам церкви размещены боковые иконостасы, ритмически повторяющие композицию с фронтоном, как в первом ярусе центрального. Классицистический по сути он включает витые колонки с гирляндами цветов, что придает ему барочный вид. Иконостас изобилует резьбой с тонкой прорисовкой всех деталей, что характерно для творческого подчерка зодчего. Масляная живопись в трапезной исполнена большесольским мастером А.М. Баженовым в 1882 г., правлена в 1980-е гг. Иконостасы приделов фабричной работы выполнены в псевдорусском стиле в нач. 20 в.

Часовня — кирпичная и оштукатуренная постройка, фиксирующая обращенный к площади северо-восточный угол церковной ограды. Восьмигранная в плане, с двумя скругленными гранями, она завершена граненой кровлей с обшитым железом барабаном, на котором укреплен металлический флюгер в виде трубящего ангела. Обработка углов пилястрами с упрощенно трактованными капителями, слабая профилировка венчающего карниза соответствуют стилистике позднего классицизма. Внутреннее пространство освещается двумя прямоугольными окнами, первоначальный вход — со стороны церковного участка. Сводчатое перекрытие утрачено.

Часовня-столп — миниатюрное квадратное в плане сооружение, собранное из листового железа, отмечающее местонахождения престола предшествующего деревянного храма, — редкий в настоящее время пример культового сооружения мемориального характера, лишенного определенной стилистики. Покрыта граненой крышей с крестом. Сварные полосы на углах имитируют пилястры, фланкирующие большие кресты в центрах каждого из фасадов.

Дом причта — одноэтажное кирпичное неоштукатуренное здание — характерный для нач. 20 в. пример архитектуры кирпичного стиля. Компактный, прямоугольный в плане объем, покрытый четырехскатной крышей, искажен примыкающими к боковому северному фасаду поздними деревянными сенями.

Фасады расчленены рустованными пилястрами и завершены карнизом с поясом дентикул. На переднем фасаде, выходящем на церковный участок, над перемычками окон выносы рядов кирпичной кладки имитируют рустованный гребень; под окнами выложены фигурные филенки. Интерьер представляет собой единое пространство с плоским перекрытием.

Однопролетные ворота с широким арочным проездом, расположенные в центре северного прясла ограды, получили ордерное оформление в духе позднего классицизма. Пилоны ворот на обеих сторонах обработаны парными пилястрами, поддерживающими широкий антаблемент с треугольным фронтоном, на который поставлен граненый барабан с миниатюрной главкой. Низкие калитки по сторонам ворот сложены взамен первоначальных в 1980-1990-е гг.; ажурные металлические полотнища ворот в центральном проезде утрачены.

http://svodokn.ru/object/101518881?open=true



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.