ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Утятское. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленский храм


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Успения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1836 и 1840.
Адрес:
Курганская область, Притобольный район, село Утятское

Координаты:55.164058, 65.173774


Добавить фотографию
Церковь Богоявления Господня - Утятское - Притобольный район - Курганская область
Юлия Шлентова
2 ноября 2014
Церковь Богоявления Господня - Утятское - Притобольный район - Курганская область
Юрий Артемин
15 июля 2013
Церковь Богоявления Господня - Утятское - Притобольный район - Курганская область
Фото 1895 года
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1895
Церковь Богоявления Господня - Утятское - Притобольный район - Курганская область
Фото 1960-ых годов из частного архива
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  28 ноября 2012

В Богоявленском храме в селе Утятском установлено 9 колоколов.

Это один из самых красивых сельских храмов, построенных в ХIХ веке в Зауралье. Писатель Виктор Потанин, уроженец села Утятского, застал еще храм в первозданном виде. Он вспоминает: «Храм был светлым, теплым, он буквально притягивал к себе своей скромной красотой». В середине 60-х годов прошлого века купол храма и колокольню обмотали железными тросами, прицепили к гусеничным тракторам и варварски сорвали.

Когда в 2001 году впервые состоялся крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая от храма Георгия Победоносца до Утятского, мы увидели разоренное здание церкви, и только маленький куполок с крестом напоминал о том, что когда-то здесь был славный храм.

За последние годы с Божией помощью и по молитвам людей в Утятском храме произошли добрые перемены. Установлены иконостасы всех трех приделов — Богоявленского, Успенского, Никольского. Много икон, в том числе старинных, чудом сохранившихся в годы лихолетья. Сияют чистотой белые стены, блестит церковная утварь. Одна лампадка совсем удивительная, старинная, в виде голубка, сейчас таких и не встретишь. Есть даже специальный маленький детский аналой, и ребятишки без помощи взрослых могут сами прикладываться к иконам. Из таких трогательных деталей складывается мир сельского храма, теплого, уютного, просторного для души.

Вот уже семь лет настоятелем Богоявленского храма служит игумен Василий (Ожерельев). Батюшка рассказывает: «Много добрых перемен случилось после того, как вернулась чудотворная икона святителя Николая в родной храм. Все больше людей из разных мест приезжают поклониться Чудотворной. Немало есть свидетельств исцелений, помощи Николая Угодника. Мы даже специальную тетрадку завели, в которую заносятся эти свидетельства. Мы не замыкаем чудотворную икону в стенах храма — ведем ее к людям. Икона была явлена на многих православных выставках в Москве, Кургане, Саранске, Сургуте...С Божией помощью после выставки в Сургуте у нас появились благотворители, которые оказывают большую помощь в благоустроении храма. Этим летом установили красивую церковную ограду, которая преобразила околохрамовое пространство. Поставили звонницу, 9 колоколов, самый большой из них весом более тонны. Теперь колокольный звон слышен далеко окрест.

Но впереди еще большая работа. Предстоящим летом планируем начать восстановление купола и колокольни. Даст Бог, удастся восстановить исторический облик храма».

Приход храма, как и во многих наших селах, небольшой, но дружный и сплоченный. А в праздничные дни, особенно на зимнего и летнего Николу, храм переполнен — люди приезжают из окрестных сел, Кургана, Тюмени, Челябинска. Впору задуматься о создании небольшого паломнического центра, где были бы и гостиница, и столовая. В приходе своя, достаточно хорошая для сельского храма библиотека православной литературы, действует воскресная школа.

В Богоявленском храме пребывает чудотворная икона святителя Николая — одна из святынь зауральской земли. Николай Угодник особо любим и почитаем нашим народом. Живший и служивший 16 веков назад, святитель Николай совершил не только многочисленные чудеса, но отличался необычным милосердием, помогал всем нуждающимся и сам искал тех, кому следует помочь. В житии святителя Николая читаем: «Ибо не достало бы нам времени, если бы повествовать подробно о том, как он был щедр к нуждающимся, сколько голодных он напитал, сколько одел нагих и скольких выкупил у заимодавцев». Не зря в народе его любовно называют Николой Угодником, Николой Заступником. Многочисленные храмы стоят в России и возводятся новые в честь святителя Николая, не счесть и икон с ликом святого, которые есть в каждой православной семье.

Благодаря трудам замечательного зауральского писателя-историка Бориса Карсонова восстановлена история обретения и последующая судьба чудотворной иконы, пребывающей в Утятском храме. Обретение иконы случилось в мае 1749 года. Жительница села Утятского, спустившись к разлившейся по весне реке Серебрянке, увидела широкую темную доску. И обомлела: на нее смотрели... глаза. Икона! Весть о явленной водами иконе святителя Николая мгновенно облетела село. Икону торжественно внесли в Никольский храм. Тогда это был деревянный храм, построенный в конце ХVII века.

Икона стала являть чудеса исцеления, духовной помощи людям по их молитвам. Не только из окрестных сел, но и дальних мест приходили и приезжали паломники, чтобы поклониться Чудотворной. На зимнего Николу (6 декабря по старому стилю) в Утятском проводилась знаменитая богатая Никольская ярмарка. Люди ехали не только с торговыми целями, но и поклониться иконе Николая Угодника, которая была одной из самых почитаемых в Тобольской епархии.

В богоборческие времена, наступившие после революции, икона с Божией помощью уцелела. Ее пытались уничтожить, разбить на куски, кололи святителю глаза (следы эти остались)... Накануне разгрома Богоявленского храма жители села Петр Николаевич Луканин с женой Евгенией Алексеевной вынесли ночью Чудотворную из храма и схоронили в своем доме. Потом было много еще злоключений. Осенью 1960 года, во времена так называемой «хрущевской оттепели» (которая для православных стала временем гонений), Чудотворную попытались пешком, на руках перенести в Свято-Духовскую церковь, которая находилась тогда в поселке Рябково. Но по дороге бдительные «представители власти» по-разбойничьи «конфисковали» икону. Но икона снова явилась людям, ее обнаружили в небольшом закутке местного сельсовета. Какое-то время Чудотворную потихоньку хранили в скромном сельском музее. Но и тут случилась беда. Музей ограбили. Чудотворной на месте не было. Но позже, разгребая порушенное, икону нашли. Решили больше не рисковать и передать Чудотворную в Свято-Духовскую церковь в Смолино, где она и пребывала до декабря 2007 года.

Начиная с 2001 года, ежегодно совершается крестный ход с чудотворной иконой святителя Николая от Увальского храма Георгия Победоносца до Богоявленского храма в Утятском. Крестный ход стал неотъемлемой частью православной жизни Зауралья. Тысячи и тысячи людей поклонились Чудотворной, получив духовную помощь и поддержку. Многие молились о возвращении иконы на родину. И это событие случилось:

18 декабря 2007 года чудотворная икона святителя Николая была передана Богоявленскому храму в селе Утятском. Возрастает поток паломников к Чудотворной, восстанавливается под сенью Николая Заступника старинный русский храм.

Источник: сайт Курганской и Шадринской епархии http://www.kurgan.orthodoxy.ru/


Статью добавил(а): Т.,  25 октября 2013

Утятское, село Утятской волости Курганского уезда.

Церковь в честь Богоявления Господня.

Точная дата возникновения в Утятской слободе отдельного прихода не установлена. Очевидно, что это произошло одновременно с постройкой здесь в середине 1690-х гг. храма, а до этого жители должны были обращаться за требами в Дмитриевскую церковь Царева Городища, которая в 1689 г. уже действовала. Впервые Утятский приход упоминается в документах 1710 г. Состав его в это время определить трудно. Вероятно, в него входили все деревни, находившиеся в ведении слободы, а именно: Меньщикова, Предеина, Барабинская, Утятская, Галишева и Шмакова. К 1720 г. к ним добавились еще 7 деревень: Завьялкова, Вавилкова, Новгородова, Жунева, Собанина и две деревни Серковых.

В 1842 г. д. Ракова была отчислена к Покровской церкви с. Чесноковского. В 1849 г. д. Шмакова отделилась в самостоятельный приход при построенной здесь Михайло-Архангельской церкви. В том же году к ней присоединились деревни Конева, Казанцева и Галаева, а в 1850 г. - д. Степная. В 1853 г. д. Сосновка была перечислена во вновь открытый приход при Васильевской церкви с. Камышевского.

К 1875 г. в Утятском приходе появилась д. Камышная, расположенная в 8 верстах от церкви, а в 1893 г. – находящаяся в 3 верстах д. Заборская.

В 1923 г. в самостоятельные приходы при бывших здесь приписных храмах выделились деревни: Камышная – при Параскевинской церкви-школе и Галишева – при церкви во имя Святых мучеников Кирика и Иулитты.

Таким образом, с 1924 г. приход состоял из с. Утятского и деревень: Новой, Вавилковой, Нагорской, Меньщиковой и Заборской. Очевидно, в таком составе он и оставался до 1934 г., когда община прекратила свое существование.

В 1781-1785 гг. на средства прихожан была выстроена и освящена новая церковь, также с двумя престолами: в главном холодном храме – Богоявленским, в теплом приделе – Николаевским. Деревянное здание было довольно обширным: длиной 11 сажен, шириной 4 сажени, высотой около 10 сажен. В храме имелись 6 дверей и 24 окна. Все кресты на куполах были деревянные, обитые белым железом.

Церковь была обнесена деревянным палисадом, который к началу XIX в. был заменен тесовым забором. Деревянная колокольня, первоначально находившаяся отдельно от храма вне ограды, к 1805 г. была пристроена к самой церкви с устройством перед ней паперти. На колокольне размещались 6 колоколов. К этому времени в главном Богоявленском храме находился гладкий деревянный под голубой краской иконостас в три става с резными вызолоченными царскими вратами, над которыми помещался образ Господа Саваофа и 24 другие иконы; в Николаевском приделе иконостас был двухъярусным, с подобными же царскими вратами.

К концу 1820-х гг. церковь эта начала ветшать и осела на северо-западный угол, поэтому в 1835 г. она была запечатана, богослужения в ней прекратились, а взамен начали строить каменный храм.

До 1848 г. старая церковь, как еще довольно прочная и не угрожающая никакой опасностью, стояла на своем месте неразобранной, а в этом году была пожертвована прихожанами в д. Шмакову, где из ее материала был устроен приходской храм.

Возведение в Утятской слободе каменного храма началось в 1836 г. с благословения Высокопреосвященнейшего Афанасия, архиепископа Тобольского и Сибирского, по выданному в том же году плану и фасаду. Строительство велось на средства прихожан. По некоторым сведениям подрядчиком был крестьянин Харлампий Новожилов, умерший в 1842 г.

К 1839 г. кирпичные работы были окончены, к 1840 г. церковь покрыта железной крышей, к 1841 г. храм изнутри и снаружи оштукатурен и выбелен. В одной связи с церковью была выстроена каменная одноярусная колокольня, с пристроенным к ней каменным крыльцом. Такие же крыльца имелись с северной и южной сторон.

Престолов в церкви было устроено три: в главном храме - во имя Богоявления Господня, в приделе с правой стороны – во имя Успения Божией Матери, с левой – во имя Николая Чудотворца.

К 1842 г. иконостас установлен в Никольском приделе, к 1843 г. – в главном Богоявленском. Освящение этих приделов состоялось в 1844 г., а престол в Успенском приделе был освящен в 1845 г.

В 1850 г. была устроена деревянная церковная ограда, которая со временем обветшала.

С 1897 г. началось строительство каменной ограды с железными решетками, кладовой и сторожкой на западных углах; работы были завершены в 1898 г.

Предположительно в 1910-1911 гг. иконостасы всех трех приделов были перестроены, в них поновлены старые и написаны новые иконы, некоторые из них украшены серебряными позолоченными окладами. К 1915 г. Утятская церковь и ограда вокруг нее нуждались в капитальном ремонте, поэтому в 1916 г. предположено было поновить штукатурку и побелку храма внутри и снаружи, а также перестроить южное и северное крыльца. Однако работы эти по причине военного времени так и не были начаты.

В марте 1919 г. во время военных действий Утятский храм пострадал от снарядов. В северном алтаре был пробит свод, пострадали кровля и глава; в главном храме повреждены южный столб и угол придела; полностью разрушен один из столбов ограды. Южный придел был исправлен прихожанами к Рождеству 1920 г., тогда же храм изнутри был заново выбелен известью.

В 1921 г. были устранены остальные повреждения и выложены кирпичом северное и южное крыльца.

К началу 1920-х гг. Богоявленский храм представлял собой каменное одноэтажное здание с четырьмя поддерживающими своды столбами, покрытое листовым железом, выкрашенным зеленой краской. На крыше располагались 4 главы, обитые белым железом: одна большая на куполе храма и 3 малых над алтарями. На главах помещались 4 железных вызолоченных червонным золотом креста.

В здании имелось 22 окна и 3 двери: северные, южные и западные. Перед входами находились каменные крыльца с колоннами. Полы во всех помещениях были деревянные. При храме находилась колокольня с одним ярусом звона, покрытая листовым железом под зеленой краской, с таким же шпилем и главою, обитой белым листовым железом, с железным вызолоченным крестом. На колокольне размещалось 6 колоколов, самый большой из которых весил 102 пуда.

Церковь была обнесена каменной с кованой решеткой оградой, крытой железом. С западной стороны ограды на углах находились каменные сторожка и кладовая, а в центре - каменные входные ворота с калитками по бокам. Подобные же калитки имелись с южной и северной сторон ограды. Как ворота, так и калитки были покрыты железом и увенчаны главками с вызолоченными железными крестами.

В алтаре Богоявленского храма находился деревянный иконостас, выкрашенный белой краской под лаком, с шестью золочеными колоннами и резьбой; в нем помещались царские врата под белой краской с иконами и золоченой резьбой. Иконостасы в Николаевском и Успенском приделах были меньшего размера, с четырьмя колоннами, выкрашены и украшены резьбой подобно главному иконостасу.

Богоявленская церковь перестала действовать с 1934 г. из-за отказа верующих от пользования храмом. Официально она была закрыта решением Челябинского облисполкома от 13 февраля 1937 г. по требованию граждан с. Утятского.

Здание продолжительное время использовалось в качестве склада сельхозтехникума, а с 1948 г. пустовало и разрушалось.

К 1961 г. внутреннее убранство храма было полностью уничтожено, но на нем еще имелись купола, состояние которых было крайне ветхое.

С 1962 г. здание вновь было занято складом.

В середине 1960-х гг. с помощью прицепленных к тракторам тросов были разрушены верхний ярус колокольни и центральный купол.

К началу 1990-х гг. в церкви размещался клуб. В целом храм уцелел, хотя многое из его архитектурного облика было утрачено, он превратился в обычное кирпичное здание с двускатной крышей. Исчезли колонны при входах, была полностью уничтожена каменная ограда с угловыми флигелями.

В 1997 г. церковь была передана общине, начались ремонтные работы, а 19 декабря 1997 г. в одном из приделов возобновились богослужения.

К началу 2000-х гг. храм представлял собой полуразрушенное здание и только установленный на крыше небольшой металлический купол с крестом свидетельствовал о том, что здесь располагается церковь.

К 2003 г. внутри были устроены деревянные полы, побелены стены, устроены иконостасы в Богоявленском и Успенском приделах.

К 2009 г. был установлен иконостас в Никольском приделе, летом этого же года на собранные пожертвования полностью оштукатурены внешние стены храма, устроена деревянная церковная ограда.

Летом 2011 г. выстроена новая каменная ограда с железными решетками, а внутри ее установлена металлическая решетчатая звонница. В звоннице разместились 9 колоколов, самый большой из которых весом более тонны. В настоящее время планируется восстановление купола и колокольни.

Об иконе

В Богоявленской церкви с. Утятского издавна пребывала явленная икона Святителя и Чудотворца Николая с изображениями его жития и чудотворений. По сохранившемуся преданию, 7 мая 1749 г., за день до весеннего приходского праздника в честь этого святого, неизвестно откуда она принесена была в Утятскую слободу водами Тобола. Первой увидела ее местная жительница Секлетея Кабанова, пришедшая к разлившейся по весне небольшой речке Серебрянке мыть рыбу. Она и объявила о явлении образа прихожанам, которые вместе со священниками торжественно внесли его в церковь. Через какое-то время икону стали почитать не только местные жители, но и паломники из Кургана, а отчасти и всего Курганского уезда, в большом количестве стекавшиеся на поклонение ей в престольные праздники 9 мая и 6 декабря. После строительства в селе нового каменного храма чтимая икона была помещена на столбе по правую сторону Никольского алтаря.

По сведениям начала 1920-х гг. образ находился в выкрашенном белой краской киоте с золоченой резьбой. Чествование иконы, выражающееся в совершении перед ней молебнов и украшении образа, продолжалось до начала 1920-х гг.

В последующие годы поклонение ей начинает ослабевать, а в 1925 г. общее собрание крестьян с. Утятского постановило не праздновать и престольные праздники в день памяти Святителя Николая и в день перенесения его мощей. После закрытия храма житель села Петр Николаевич Луканин со своей женой Евгенией Алексеевной перенесли икону Николая Чудотворца в свой дом.

Осенью 1960 г. ее пытались доставить в Свято-Духовскую церковь поселка Рябково, но по дороге икона была конфискована властями. Позже она была обнаружена в местном сельсовете и какое-то время хранилась в сельском музее.

В 1996 г. образ был вновь обретен и передан в Свято-Духовскую церковь в поселке Смолино.

Начиная с 2001 г. ежегодно 9 июля икона Николая Чудотворца крестным ходом проносилась от Георгиевского храма в поселке Увал до с. Утятского, где утром следующего дня в храме служилась литургия и затем совершался малый крестный ход к речке Серебрянке, к тому месту, где была явлена икона.

По благословению Преосвященнейшего Михаила, епископа Курганского и Шадринского, 18 декабря 2007 г. икона была торжественно возвращена в Богоявленский храм, где находится и в настоящее время.

Источник: Государственный архив Курганской области

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  27 сентября 2016

Слобода Утятская. Церковь в слободе каменная, с каменной оградой и железной решеткой, построена в 1844 году прихожанами, имеет три престола: во имя Богоявления Господня, во имя Успения Божией Матери и во имя свят. Николая чудотворца.

В приходе две приписные церкви: в деревне Камышиной церковь - школа, деревянная, построена в 1898 г. во имя св. муч. Параскевы, в деревне Галишовой деревянная, построена в 1908 г.во имя св. Кирика и Иулиты и одна часовня в деревне Меньщиковой деревянная, построена в 1908 году, во имя Воздвижения Креста Господня.

В приходе семь деревень: Новая (1 вер.), Вовилкова (3 вер.), Нагорская (2 в.), Галишова (12 в.), Меньщикова (7 в.), Заборская (2 в.), Калимина (8 в.). Всего в приходе 900 дворов, прихожан мужского пола 3702, женск. пола 3695. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 1.80 дес., сенокосной 18 дес.

Капитал церкви 7600 руб., причта - 1517 руб. 86 коп. Жалованье священникам по 300 руб., диакону 150 руб., псаломщикам по 100 руб. Для причта имеются четыре церковных дома, собственность церкви. Штат: три священника, диакон и три псаломщика.

Церковная школа помещается в церкви-школе в деревне Камышиной. В слободе имеется одно двухклассное училище Министерства Народного Просвещения и одноклассные министерские в деревнях Галишовой и Меньщиковой. Ближайшее село Барабинское (9 вер.). Расстояние от Консистории 490 вер., от благочинного 50 верст, от уездного города 40 вер., от железнодорожной станции 40 вер.

Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.