ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сузун. Церковь Вознесения Господня (новая).


Сузун. Церковь Вознесения Господня (новая)
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня
Год постройки:Между 1997 и 2012.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Новосибирская область, Сузунский район, поселок Сузун, улица Ленина, д. 26.

Координаты: 53.783585, 82.315823



Церковь Вознесения Господня (новая), , Сузун, Сузунский район, Новосибирская область
Сергей Болтенко
29 апреля 2011
Церковь Вознесения Господня (новая), , Сузун, Сузунский район, Новосибирская область
Сергей Болтенко
1 ноября 2017
Церковь Вознесения Господня (новая), , Сузун, Сузунский район, Новосибирская область
Сергей Болтенко
1 ноября 2017
Церковь Вознесения Господня (новая), , Сузун, Сузунский район, Новосибирская область
Сергей Болтенко
16 октября 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  20 ноября 2012

Первый деревянный храм был построен в 1765 г. вместе с основным комплексом построек Сузунского медеплавильного завода и монетного двора. В 1846 г. вместо обветшавшего храма был выстроен новый, также деревянный. В 1886-1888 гг. храм был расширен. Настоятелем храма в период с 1901 по 1919 гг. был священник Василий Дуплев. В 1937 г. храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позднее здание было разрушено. В 1997 г. началось возрождение церковной жизни. 

Источник: сайт «Образование и Православие» Новосибирской митрополии  

В июле 1990 года началось возрождение православной общины в поселке Сузун. Администрация поселка безвозмездно передала верующим здание бывшего народного суда, принадлежавщее ранее священнику.

В 1997 году, в 120 годовщину со дня основания первой церкви в Сузуне (1777 г.), на историческом месте было начато строительство нового храма. 16 мая 2012 года новый храм был освящён.

Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии


Сергей Ковров   27 мая 2018

Появление Вознесенской церкви в Сузуне было связано с созданием медеплавильного завода и монетного двора. По первоначальному плану их строительство должно было закончиться в октябре 1764 года, но из-за различных задержек продолжалось и в первой половине 1765 года. Делу помешал пожар, случившийся 14 июня 1765 года и уничтоживший практически все постройки.

Новый проект завода выполнил архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер третьего класса В. Фролов. Он же составил и проект новой церкви в честь Вознесения Господня. Она была построена и освящена в 1771 году. Это был деревянный, однопрестольный храм, обшитый тёсом и выкрашенный в светло-зелёный цвет. В плане сельская церковь имела форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами.

За время своего существования Сузунская церковь не раз перестраивалась. Сначала в связи с ветхостью здания, затем — с увеличением числа прихожан. Приход храма состоял из жителей села Сузун Барнаульского уезда. По распоряжению Томской Духовной консистории духовенство храма вело строгий учёт количества прихожан. Известно, что в 1911 г. приход состоял из 3797 человек, в 1914 г. — 3918 человек, а в 1920-е годы в связи с революцией количество прихожан сократилось до 3596 человек.

По воспоминаниям старожилов, храм отличался богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Однако особо почитаемыми образами считались храмовая икона Вознесения Христова и икона Святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная настоятелем храма священником Василием Дуплевым.

При Вознесенской церкви действовала своя церковно-приходская школа, открытая в 1895 г. и размещавшаяся в доме, принадлежавшем церкви. В 1911 г. в ней обучались 85 человек. К сожалению, имя первого священника Вознесенской церкви установить не удалось, да и о многих других служителях информации крайне мало.

Наиболее полные биографические сведения сохранились о священнике Василии Дуплеве, служившем в храме с 1901 по 1919 г.г.

Ведомость о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841й год

1е) Построена 1771го года Генваря 29го дня коштом казенным.
2е) Зданием деревянная с таковою же колокольною ветхая на южную сторону имеет наклонность и кровля на оной ветхая же.
3е) Престолов один во имя Вознесения Господня.
4е) Утварью достаточна.
5е) Причета положено здавна священников три диаконов два дьячков три и пономарей три.
6е) Земли при сей церкви усадебной нет сенокосной 27 пашенной 270 десятин нами не принята потому что отведена была на неудобном месте дело об оной производится в Алтайском Горном Правлении с 1836го года сентября 8го дня плана на землю не имеется.
7е) Домы у священника и диакона обетвенныя деревянныя в разных местах между обывательскими домами а Калмакова и в исправлении дьяческой должности Тюшнякова пономаря Седачева и причетника Попова домов нет потому что 1й живет в квартире за которую помесячно платит деньги 2й такожде 3й в доме матери своей вдовы священнической жены Пелагии Седачевой а последний в домех матери своей вдовы диаконской жены Евдокии Поповой земли под домы священно и церковнослужителей нет особо отведенной.
8е) На содержание священно и церковнослужителей жалование не получается хотя сельские прихожане обезались давать ругу но весьма немногие и притом неполную отдают ругу и потому содержание весьма скудно.
9е) Зданий при сей церкви никаких нет.
10е) Растоянием сия церковь от Консистории в 400х верстах от духовнаго правления и благочиннаго в 124х верстах.
11е) Ближайшия к сей церкви Малышевская Христорождественская в 18ти верстах Павловская Введенская в 75ти верстах.
12е) Приписной церкви нет.
13е) Домовой в сем приходе нет.
14е) О тех церковному имуществу есть зделина 1804го года скреплена присудствующим иереем Феодором Киселевым и утверждена печатию Духовнаго правления, после того другая зделина 1824го года скреплена протоиереем Созонтом Куртуховым, утверждена печатию Духовнаго правления.
15е) Приходорасходныя книги о сумме свечьной и церковной за шнуром и печатию Духовнаго правления даны 1809го года хранятся в целости после того разходная выдана 1831го года скреплена иереем Пантелеевым и утверждена печатию Духовнаго правления а приходная 1837го года скреплена иереем Михаилом Маминым и утверждена печатию Духовнаго правления ведутая исправны.
16е) Копии с метричьных книг с 1802го года хранятся в целости.
17е) Исповедныя росписи с 1808го года хранятся в целости.
18е) В обыскной книге выданной за шнуром и печатию Духовнаго правления в 1840м году и скреплена присудствующим иереем Александром Наумовым писанных 52 листа а неписанных выданной в 1841м году и скреплена присудствующим протоиереем Петром Васильевым 164 листа.

Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. Д-89, оп. 1, д. 1, лист 74—75.

Среди последних священников Вознесенской церкви с. Сузун были отцы Василий Коронатов и Василий Вятчанин (Вятчинин).

В июле 1990 года по благословлению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона началось возрождение христианской общины, начались первые богослужения. В 1990 году по решению исполкома Сузунского районного Совета народных депутатов было безвозмездно передано общине здание бывшего районного суда, ранее принадлежавшее священнику. Тогда это здание находилось в полуразрушенном состоянии. Позднее на месте бывшего храма и позже кинотеатра началось строительство новой церкви.

Первое богослужение в новом храме служилось в Великий Четверг на Страстной седмице 2002 года.

В октябре 2002 года завершились работы по отделке и покраске наружных стен, благоустройству территории. В 2006 году на колокольню был поднят освященный колокол, а также водружён крест.

Подготовлено к публикации иереем И. Затолокиным. http://www.orthedu.ru/kraeved/1988-xramy-suzunskogo-rajona.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  24 июля 2020

Сузун возник в 1764 г., согласно Указа государыни Екатерины Алексеевны о постройке медеплавильного и монетного дворов в системе Колывано-Воскресенских заводов и был заложен на речке Нижнем Сузуне от Малышевской слободы за 20 верст. Началась по тем временам грандиозная стройка, на которой было задействовано много умелых и именитых мастеров развивающегося Сибирского Царства и России и сотни приписных крестьян Колывано-Воскресенских заводов. Одновременно со строительством завода велось сооружение жилых домов, улиц, площадей. Здесь до нас дошли сведения задействованных на этом людей, таких плотничных мастеров как Мартин, Рябинов, Латников, старост Петра Крупенникова и Фёдора Панфилова, прежде участвовавшие в строительстве многих плотин и заводов.

Через год, в июне 1765 г. на ещё недостроенном монетном дворе от нечаянного случая вспыхнул пожар. Огонь уничтожил практически все постройки медеплавильного завода и монетного двора. Итак, пришлось всё строить заново, новый проект завода выполнил архитектор Санкт-Петербургской Академии наук, горный инженер III-го класса В. Фролов. Он же делает и проект церкви.

Насчёт того, когда церковь была построена, на сегодня есть три версии: В первой трактуется, что храм был уже в 1765 г., вместе с новоотстроенными заводами, закончен. Вторая версия основывается на справочной книге томской епархии за 1898-99 г.г., в которой указано: Сузунский приход - церковь деревянная, во имя Вознесения Господня, построена в 1846 г., на месте бывшей ранее 1769 г., за ветхостью уничтоженной. Третья версия основана на Ведомости о церкви Вознесенской Барнаульскаго уезда Сузунскаго Завода за 1841-й год (Ф. Д-89, оп. 1, д. 1, лист 74-75). Согласно ведомости церковь построена 1771-го года Генваря 29-го дня коштом казенным, престолов один во имя Вознесения Господня.Зданием деревянная с таковою же колокольною ветхая на южную сторону имеет наклонность и кровля на оной ветхая же. Утварью достаточна, зданий при сей церкви никаких нет.

Какая из этих версий точная? Самые ранние данные сообщают нам, что храм был деревянный, однопрестольный, обшит тесом и выкрашен в светло-зеленый цвет; в плане имел форму креста. Отдельно от храма располагалась деревянная колокольня с шестью колоколами. Церковь была по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Павла освящена и названа в честь Вознесения Господня.

По неархивным данным, встреченными мною в сети, нововыстроенные плотина, заводы и церковь в 1766 г. были освящены архиереем Тобольским и Тарским(?) с церковными лицами митрополии. Только после долгих розысканий, подтверждения тому я не нашёл и вообще мне представляется маловероятным, что архиерей с людьми приехал из Тобола за 1500 километров для освящения маленького деревянного храма в Сузуне.

За время своего существования Сузунская церковь конечно неоднократно перестраивалась. Срок службы дерева недолог. Перестройка храма происходила по многим причинам - как-то в связи с ветхостью здания, а так же с увеличением числа прихожан. Если в 1765 г. на нижнесузунских заводах кроме офицеров и служащих работают 138 мастеровых, то через год количество рабочих увеличивается больше, чем вдвое. А ещё через пять лет в Сузуне насчитывалось 1120 душ мужчин и 952 женщины. Кроме них ещё 213 староверов (раскольников).

Теперь вернёмся к годам основания. Предположим 1771-ый - годом основания церкви. Типа заводы - дело временное, ни сегодня-завтра закроются и церковь изначально в 1764-65 г.г. не строили. Тогда должна была существовать какая-то временная церковь. Где проходили службы и молебны? В Малышево? Представить, что в 1766 г. 300 прихожан, за неимением своей церкви, едут скопом в Малышевскую слободу на богослужения ещё можно. Но в то, что в 1770-м тоже проделывают уже более двух тысяч человек - верится с трудом. Тем более к малышевскому приходу относились и жители деревень Нижне-Сузунская, Поротникова, Каргополова, Зорина, Малышевка и Тараданова. Т.е. приход был бы невероятно переполнен и всем бы мест не хватило. Второго престола в Малышевской слободе не было. Так или иначе, но в период с 1765 по 1771 г.г. храм начал свои службы. Следует упомянуть, что верующими в те времена были все жители, за редким исключением ввиду слабоумия, да и те были крещёными.

Деревянный храм при таком всенародном посещении быстро приходил в ветхость и суровый сибирский климат сохранности тоже не способствовал. Первых сведений об учинении ремонтов, отпуске средств на замену ветхих крыш и венцов мне не попалось. И только за 1810 год встречается Рапорт о разбитых молнией иконах и церковной утвари в сузунской церкви (Ф 26 оп.1 дело 1086). Диакон Петр Попов сообщает в томскую епархию, что сузунский храм 3 июня 1810 г. от молнии загорелся. Также упал нагар со свечей,выгорели две плахи и пострадала утварь для служб.

Вероятно, что и без того ветхая церковь после удара молнии была наскоро и неосновательно отремонтирована, поскольку в 1816 г. в епархии обсуждается вопрос о строительстве Малышевской церкви и Сузунской каменной (Фонд 26 опись 1 дело 1058). Причина - всё та же ветхость и теснота при службах. Но вопрос строительства, ввиду нехватки средств у государства и епархий из-за опустошительной войны с Наполеоном, отодвинулся на неопределённое время. Вместо нового храма с завидным постоянством и малыми средствами латался - старый.

Клировые ведомости, 1829 г. Из 536 населенных пунктов, относившихся в 1829 г. к приходам Барнаульского духовного правления Сузунский завод по данным клировых ведомостей был третьим по численности населенным пунктом с 3409 жителями. Поселок Павловского завода имел только 1990. Паству сузунского заводского прихода в 1829 г. на 77,2% (2632 чел.) составляли мастеровые,0,8% уклонившихся в раскол (49 человек), 2,1% купцов и мещан,остальные прихожане - заводские приписные и казённые крестьяне, военные. Доля женщин превышает долю мужчин более чем на 1%.

Позже встречается ещё один рапорт за 16 марта 1844 г. от того же Петра Попова и с теми же проблемами - ветхость строения: «В сузунской вознесенской церкви деревянная крыша пришла в ветхость, так что опасно ходить. Необходимо поправить и подвести под оную церковь каменный фундамент». В августе того же года Попов в напоминание посылает повторный рапорт о том же. Прошение о помощи получает и управляющий сузунскими заводом и монетным двором Василий Тистров.

Второй проект. Через два года эта проблема всё-таки разрешилась. В 1846 году Барнаульское духовное правление расширилось по количеству подотчетных ему церквей (с 16 до 25) и прирасло новыми приходами - Риддерским, Зыряновским и др. Было построено 9 новых церквей! В таком большом и масштабном божеугодном деле были выделены средства и в Сузунский Вознесенский приход на строительство здания новой церкви на фундаменте. Новый храм выстроили по-прежнему деревянным, вероятно строить стены из кирпича или камня по каким-то веским причинам отпали, но к радости служителей и прихожан – новый храм!

В этот же год, ещё во время строительства церкви, радость сузунцев сильно омрачило другое бедствие. В большом пожаре сгорел монетный двор Завод-Сузуна. Сотни мастеровых, занимавшихся деньгоделанием, были перераспределены к плавильным печам и на работы, связанные с производством меди. И их исповеди стали более печальными... Сузунские старожилы говорили, что в послевоенные годы торчащие остатки церковного фундамента можно было ещё увидеть. Сегодня это место найдёт только знающий - на практически ровную поверхность земли выходят остатки известняка. Кому невдомёк - просто пройдёт мимо.

Третий проект. Всем без сомнений понятно, что каменные здания стоят веками и требуют меньше вложений на ремонт. Поэтому вопрос о постройке каменной церкви в Сузуне всё же был уже давно выстраданным. Так, через сорок лет, в 1886 г. в Томске опять начинается обсуждаться строительство каменной церкви в селе Сузунском. Инженером Бехтером был разработан новый третий проект красивой вознесенской церкви, не очень сильно отличавшейся от первоначального своего вида 1765 г. 28 августа 1886 г. этот проект был одобрен томской губернской строительной комиссией и заверен исполняющим должность губернатора Н. Петуховым и губернским архитектором А. Клобуковым.

Но и этому проекту что-то помешало осуществиться. Поскольку все просмотренные мною ревизии и списки населённых мест Томской губернии вплоть до 1914 г. фиксируют в своих данных деревянную однопрестольную церковь. Так сошлись звёзды, что каменный храм Сузуну не светил!

Первая советская перепись 1926 г. церковь в Сузуне уже вообще не упоминает. Очень сомнительно, что за три года с 1914-го и до революции её могли построить, ну а уж после революции однозначно нет. Потому-как и от первого деревянного и от третьего каменного, постройка отличается более низкой, чем храм колокольней. А на чертежах она везде выше.

Приход храма состоял из жителей посёлка. По указанию Томской Духовной консистории духовенство храма вело строгий учёт количества прихожан в так называемых метрических книгах и исповедных росписях. Известно, что в 1911 г. сузунский приход (благочиние 43 округа) состоял из 3797 человек, в 1914 г. - 3918 человек, а в 1920-е г.г. в связи с революцией и закрытием завода количество прихожан сократилось до 3596 человек.

По воспоминаниям старожилов, храм отличался довольно богатым убранством. Сведений о чудотворных иконах не сохранилось. Однако особо почитаемыми образами считались храмовая икона Вознесения Христова и икона Святого благоверного великого князя Александра Невского в серебряной позолоченной ризе, пожертвованная настоятелем храма священником Василием Дуплевым.

После издания советским правительством в 1918 г. Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви началось разграбление, закрытие и уничтожение церквей и монастырей, осквернение мощей и святынь, преследование духовенства. В Сибири эти процессы начались позже, их начало оттянула гражданская война, но происходили они часто ещё более жестоко, чем в европейской России.

Не миновала подобная участь и Сузун. В начале 1930-х г.г. в России был официально запрещён колокольный звон. Колокола снимали с церквей и отправляли на переплавку. Возможно, в это время в сузунскую пожарную часть и попал один из колоколов Вознесенской церкви, который, по-видимому, использовали для оповещения о пожарах (ныне он хранится в районном краеведческом музее). Последнее богослужение было отслужено в апреле 1937 г.

Постановлением Новосибирского облисполкома от 14 апреля 1937 г. за № 629 Вознесенская церковь была закрыта, а богослужебная утварь и иконы изъяты. Церковное здание было передано в ведение райкома профсоюза работников лесной промышленности. После войны церковь разобрали и на месте храма из церковных бревен построили дом(клуб) лесозаготовителей и летнюю танцплощадку. Клуб в последствии в 1954 г. сгорел. Однако был снова отстроен и назван кинотеатром «Родина». К концу 80-х и «Родина» пришла в полную негодность, чуть позже клуб разобрали и историческое место в центре посёлка оказалось пустым.

Четвёртый проект. Сузунский приход был восстановлен в 1990 г. В 1997 г. на историческом месте было начато строительство нового храма. В октябре 2002 г. завершились работы по отделке и покраске наружных стен, благоустройству территории. 16 мая 2012 г. Преосвященнейший Лука, Епископ Искитимский и Черепановский, в сослужении протоиерея Александра Реморова, помощника Управляющего Новосибирской Епархии и клириков Искитимской Епархии, совершил чин освящения храма в честь Вознесения Господня. Первое богослужение в новом храме служилось в Великий Четверг на Страстной седмице 2002 г. В 2006 г. на колокольню был поднят освященный колокол, а также водружён крест.

http://rodinoved.ru/suzun/publikacii/vo-imya-vozneseniya-gospodnya-chetyre-pro/



Комментарии и обсуждение


16 мая 2012 года Преосвященнейший Лука, Епископ Искитимский и Черепановский, в сослужении протоиерея Александра Реморова, помощника Управляющего Новосибирской Епархии и клириков Искитимской Епархии, совершил чин освящения храма в честь Вознесения Господня в поселке Сузун. Фоторепортаж на сайте Искитимской епархии http://iskitimeparhia.ru/news/84-12.html

22 ноября 2012, Т..